Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. Схемы СПП
Тема: Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. Схемы СПП.
Цель урока:
- закрепить знания учеников о сложноподчиненном предложении;
- дать представление о его строении;
- научить различать союзы и союзные слова в СПП;
- совершенствовать пунктуационные навыки.
Задачи:
1. Предметные:
1) выработать умение отличать союзы от союзных слов;
2) развивать пунктуационную грамотность.
2. Метапредметные:
1) Познавательные УУД:
- Владеть приёмами отбора и систематизации материала;
- Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;
- Преобразовывать информацию (текст правила) в схему.
2) Регулятивные УУД:
- Искать пути решения учебной задачи;
- Самостоятельно решать предложенные учебные задачи;
- Соотносить цели и результаты своей деятельности;
- Адекватно оценивать результаты своей деятельности.
3) Коммуникативные УУД:
- Оказывать взаимопомощь;
- Строить связное монологическое высказывание;
- Представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
3. Личностные:
1) Формировать адекватную самооценку;
2) Осознавать практическую значимость материала по теме: «Союзы и союзные слова»;
3) Прививать интерес к познавательной деятельности.
Ход урока
I. Орг. момент
Мотивация к учебной деятельности
Цель: выработка у учащихся внутренней готовности к выполнению учебной деятельности.
Лингвистическая разминка:
Словарный диктант (Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях, проверяем сразу после диктанта, по очереди комментируя правописание каждого слова)
Участвовать в акции, прочувствованная речь, интеллигентный человек, обаятельная девушка, рассчитанный прием, претворять в жизнь, притворяться больным, девятибалльное землетрясение, отрежьте пол-лимона, распахнуть настежь, настаивать на апелляции, трансъевропейский, трансатлантический, выкаченная из подвала бочка, выкачанная нефть, граненный ювелиром алмаз, смышленый ребенок.
II. Изучение нового материала.
Слово учителя. Формулирование целей и задач.
- О сложноподчиненных предложениях вам много известно из курсов предыдущих лет, кроме того, дома вы прочитали параграф №20 о строении сложноподчиненного предложения. Поэтому предлагаю поменяться местами: вы объясняете материал, а я стараюсь его усвоить.
Сделано все, чтобы я мог работать спокойно.
Я не знал, что он собирается делать уроки.
Я не знал, что он собирается делать.
Движение катеров прекратится, если шторм усилится.
Учащиеся делают выводы.
1. Части сложноподчиненного предложения не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточные.
2. В сложноподчиненном предложении может быть одно или несколько придаточных.
3. Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов.
4. В главном предложении могут находиться указательные слова, которые заключают в сжатом виде содержание придаточного предложения.
5. Указательные слова могут сливаться с подчинительными союзами, образуя составные союзы.
6. В зависимости от смысла место придаточных предложений может быть постоянным, неизменным, а может быть свободным.
Самостоятельная работа с интерактивной доской: найти СПП, расставить знаки препинания
(1) Бабушка Алдэ всегда звала меня “человек которого зовут Анутоном”. (2)Так она произносила мое русское имя Антон. (3) А почему меня назвали русским именем? (4) Родители мои были калмыки – буддисты, и все дети, родившиеся у них до меня, умирали. (5) Тогда, по известному у нас поверью, решено было просить какого-нибудь многосемейного русского хуторянина быть восприемником вновь родившегося ребенка. (6) Этим ребенком оказался я, а моим восприемником Антон Иванович Фотякин. (7) Он был православным поэтому восприемничество ограничивалось только тем что Фотякин перерезал мою пуповину а меня назвали Антоном. (8) Поверье на этот раз оправдалось, и я остался жить.
(А.М. Амур-Санан «Мудрешкин сын»)
Включение нового знания в систему знаний.
Подчинительные союзы и союзные слова.
Один из трудных вопросов, касающихся СПП, как отличить подчинительные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие.
В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимения (кто, что, который, чей, сколько) и относительные наречия (где, когда, куда, откуда, отчего, как и т.п.) Сомнения возникают, когда в предложении встречается союзное слово, совпадающее с подчинительным союзом, например, что, как. Вне контекста понять различие невозможно.
Рассуждаем так: «Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом».
- Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях):
1) Все понимают, что сейчас решается судьба страны.
В данном случае «что» - подчинительный союз: он не является членом предложения, а играет служебную роль; к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом.
2) Мы знаем, что нынче лежит на весах и что совершается ныне (А. Ахматова, “Мужество”).
«Что» в обоих случаях – союзное слово, так как является членом предложения (подлежащим), отвечает на вопрос что? Первое «что» можно заменить, к примеру, словом «судьба», второе – словом «трагедия».
Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется, а служебное слово – союз (в первом примере) произносится бегло, как бы смазано.
Схемы СПП:
[ ], что ( ).
[ ], (что…) и (что…).
- Обратим внимание, что между двумя придаточными предложениями запятая не стоит. Почему?
Причина отсутствия запятой – общее главное предложение “Мы знаем”, а два придаточных предложения рассматриваются как однородные члены. Этот случай аналогичен другому, относящемуся к сложносочиненным предложениям с общим второстепенным членом.
Например: В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой. В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.
(Общий второстепенный член - обстоятельство)
III. Закрепление материала.
Работа с текстом. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, найти СПП, средства связи (союзы), найти односоставные предложения в тексте и определить их тип.
Что(бы) уметь жить в к…битке надо иметь особую пр…вычку навык надо быть природным к…чевником. Иначе (не)мыслимо жить в таких условиях.
Но так жили почти все калмыки. И эта кибитка с жалкими ее обитателями капля калмыцкой д…йствительности но в этой капле как в фокусе отражалась вся наша жизнь целиком. От этого сознания меня (за)лихорадило.
(А.М. Амур-Санан «Мудрешкин сын»)
Работа с текстом. В СПП найти союзы и союзные слова.
1) Зная наши обычаи, мы догадываемся, что произошло, когда в самой дырявой, почерневшей от времени кибитке хотона родился наш Бата. Одетая в старое рванье, старуха завернула кричавшего младенца в подол штопаного-перештопанного платья, вышла за дверь кибитки и три раза крикнула: “У них родился сын!”. Если бы в том бедном хотоне знали, кто у них родился! И только сегодня мы узнали: в тот день родился писатель.
2) В книге, которую я написал, очень много из того, что вы мне рассказывали или напевали по ночам, когда в дырах нашей кибитки холодной волчьей стаей завывала метель, а в очаге синел последний уголек. Если у меня есть хоть капля таланта, то все это от вас, дорогая Цаган. Не зря же говорят: если конь пегий, то и жеребенок будет с пятнами.
3) Заметно ущербленная луна склонилась к самому горизонту. Небо чистое, голубое, безмятежное, да и на земле тишина. Лишь где-то далеко слышно приглушенное урчание редких машин, проходящих по улицам. Электролампочки на столбах дремлют, словно жемчужные серьги в ушах уснувшей красавицы.
(К. Эрендженов «Береги огонь»)
Грамматическое задание: Сделать синтаксический разбор второго предложения ( из 3 части), определить, какой частью речи выражено сказуемое; сделать морфемный разбор слова «приглушенное»; найти в последнем предложении средства художественной выразительности языка.
Подобрать к данным предложениям синтаксические синонимы, перестроив предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными:
1. Сердце предчувствовало (что?) недоброе. (Дополнение)
2. (чей?) Мой дом находится в новом районе. (Определение)
3. Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (Обстоятельство)
Работа по карточкам:
Карточка №1.
Расставьте знаки препинания в предложениях:
Мне бы хотелось знать отчего я титулярный советник?
За все что человек берет он платит собой.
Пел он старинную русскую песню слушать которую без волнения было невозможно.
Счастлив тот кому зарею теплый ветер веет.
Карточка №2.
Ясно было кто стрелял.
Будешь знать как с ружьем баловать.
Друг - это тот кому можно доверять.
Тесты
А. Найдите слово с ударением на втором слоге:
1) средства
2) километр
3) красивее
4) мельком
Б. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:
1) благодаря обилию снега
2) наперекор обычая
3) написал красивше
4) пришел со школы поздно
В. Укажите верные ответы в определении грамматических признаков выделенных слов:
1) крича друг другу – наречие
2) идти впереди колонны – предлог
3) сделать побольше – прилагательное в сравнительной степени
4) летучий газ – причастие
5) поднятая тряпка – причастие
6) в продолжение лета – имя существительное
Г. Найдите слово, в котором не пишется мягкий знак:
1) теч… в лодке
2) нестись вскач…
3) много задач…
4) умчаться проч…
5) разжеч… костер
Д. Найдите слова, в которых пишется одна буква н:
1) слушал сосредоточе…о
2) девочка умна и воспита…а
3) уставле…ая вазами
4) писа...ая красавица
5) игрушка слома…а малышом
6) маринова…ые огурцы
IV. Рефлексия.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Какие практические навыки приобрели?
- Что получилось, а что требует коррекции?
- Где знания урока могут помочь, пригодиться в жизни?
V. Домашнее задание.
п.20 упр.96