Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. Схемы СПП

5
0
Материал опубликован 7 April 2021

Тема: Строение сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. Схемы СПП.

Цель урока:

- закрепить знания учеников о сложноподчиненном предложении;

- дать представление о его строении;

- научить различать союзы и союзные слова в СПП;

- совершенствовать пунктуационные навыки.

Задачи:

1. Предметные:

1) выработать умение отличать союзы от союзных слов;

2) развивать пунктуационную грамотность.

2. Метапредметные:

1) Познавательные УУД:

 - Владеть приёмами отбора и систематизации материала;

- Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

- Преобразовывать информацию (текст правила) в схему.

2) Регулятивные УУД:

- Искать пути решения учебной задачи;

- Самостоятельно решать предложенные учебные задачи;

- Соотносить цели и результаты своей деятельности;

- Адекватно оценивать результаты своей деятельности.

3) Коммуникативные УУД:

- Оказывать взаимопомощь;

- Строить связное монологическое высказывание;

- Представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

3. Личностные:

1) Формировать адекватную самооценку;

2) Осознавать практическую значимость материала по теме: «Союзы и союзные слова»;

3) Прививать интерес к познавательной деятельности.

Ход урока

I. Орг. момент

Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработка у учащихся внутренней готовности к выполнению учебной деятельности.

Лингвистическая разминка:

Словарный диктант (Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях, проверяем сразу после диктанта, по очереди комментируя правописание каждого слова)

Участвовать в акции, прочувствованная речь, интеллигентный человек, обаятельная девушка, рассчитанный прием, претворять в жизнь, притворяться больным, девятибалльное землетрясение, отрежьте пол-лимона, распахнуть настежь, настаивать на апелляции, трансъевропейский, трансатлантический, выкаченная из подвала бочка, выкачанная нефть, граненный ювелиром алмаз, смышленый ребенок.

II. Изучение нового материала.

Слово учителя. Формулирование целей и задач.

- О сложноподчиненных предложениях вам много известно из курсов предыдущих лет, кроме того, дома вы прочитали параграф №20 о строении сложноподчиненного предложения. Поэтому предлагаю поменяться местами: вы объясняете материал, а я стараюсь его усвоить.

Сделано все, чтобы я мог работать спокойно.

Я не знал, что он собирается делать уроки.

Я не знал, что он собирается делать.

Движение катеров прекратится, если шторм усилится.

Учащиеся делают выводы.

1. Части сложноподчиненного предложения не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточные.

2. В сложноподчиненном предложении может быть одно или несколько придаточных.

3. Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов.

4. В главном предложении могут находиться указательные слова, которые заключают в сжатом виде содержание придаточного предложения.

5. Указательные слова могут сливаться с подчинительными союзами, образуя составные союзы.

6. В зависимости от смысла место придаточных предложений может быть постоянным, неизменным, а может быть свободным.

Самостоятельная работа с интерактивной доской: найти СПП, расставить знаки препинания

(1) Бабушка Алдэ всегда звала меня “человек которого зовут Анутоном”. (2)Так она произносила мое русское имя Антон. (3) А почему меня назвали русским именем? (4) Родители мои были калмыки – буддисты, и все дети, родившиеся у них до меня, умирали. (5) Тогда, по известному у нас поверью, решено было просить какого-нибудь многосемейного русского хуторянина быть восприемником вновь родившегося ребенка. (6) Этим ребенком оказался я, а моим восприемником Антон Иванович Фотякин. (7) Он был православным поэтому восприемничество ограничивалось только тем что Фотякин перерезал мою пуповину а меня назвали Антоном. (8) Поверье на этот раз оправдалось, и я остался жить.

(А.М. Амур-Санан «Мудрешкин сын»)

Включение нового знания в систему знаний.

Подчинительные союзы и союзные слова.

Один из трудных вопросов, касающихся СПП, как отличить подчинительные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие.

В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимения (кто, что, который, чей, сколько) и относительные наречия (где, когда, куда, откуда, отчего, как и т.п.) Сомнения возникают, когда в предложении встречается союзное слово, совпадающее с подчинительным союзом, например, что, как. Вне контекста понять различие невозможно.

Рассуждаем так: «Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом».

- Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях):

1) Все понимают, что сейчас решается судьба страны.

В данном случае «что» - подчинительный союз: он не является членом предложения, а играет служебную роль; к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом.

2) Мы знаем, что нынче лежит на весах и что совершается ныне (А. Ахматова, “Мужество”).

«Что» в обоих случаях – союзное слово, так как является членом предложения (подлежащим), отвечает на вопрос что? Первое «что» можно заменить, к примеру, словом «судьба», второе – словом «трагедия».

Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется, а служебное слово – союз (в первом примере) произносится бегло, как бы смазано.

Схемы СПП:

[ ], что ( ).

[ ], (что…) и (что…).

- Обратим внимание, что между двумя придаточными предложениями запятая не стоит. Почему?

Причина отсутствия запятой – общее главное предложение “Мы знаем”, а два придаточных предложения рассматриваются как однородные члены. Этот случай аналогичен другому, относящемуся к сложносочиненным предложениям с общим второстепенным членом.

Например: В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой. В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.

(Общий второстепенный член - обстоятельство)

III. Закрепление материала.

Работа с текстом. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, найти СПП, средства связи (союзы), найти односоставные предложения в тексте и определить их тип.

Что(бы) уметь жить в к…битке надо иметь особую пр…вычку навык надо быть природным к…чевником. Иначе (не)мыслимо жить в таких условиях.

Но так жили почти все калмыки. И эта кибитка с жалкими ее обитателями капля калмыцкой д…йствительности но в этой капле как в фокусе отражалась вся наша жизнь целиком. От этого сознания меня (за)лихорадило.

(А.М. Амур-Санан «Мудрешкин сын»)

Работа с текстом. В СПП найти союзы и союзные слова.

1) Зная наши обычаи, мы догадываемся, что произошло, когда в самой дырявой, почерневшей от времени кибитке хотона родился наш Бата. Одетая в старое рванье, старуха завернула кричавшего младенца в подол штопаного-перештопанного платья, вышла за дверь кибитки и три раза крикнула: “У них родился сын!”. Если бы в том бедном хотоне знали, кто у них родился! И только сегодня мы узнали: в тот день родился писатель.

2) В книге, которую я написал, очень много из того, что вы мне рассказывали или напевали по ночам, когда в дырах нашей кибитки холодной волчьей стаей завывала метель, а в очаге синел последний уголек. Если у меня есть хоть капля таланта, то все это от вас, дорогая Цаган. Не зря же говорят: если конь пегий, то и жеребенок будет с пятнами.

3) Заметно ущербленная луна склонилась к самому горизонту. Небо чистое, голубое, безмятежное, да и на земле тишина. Лишь где-то далеко слышно приглушенное урчание редких машин, проходящих по улицам. Электролампочки на столбах дремлют, словно жемчужные серьги в ушах уснувшей красавицы.

(К. Эрендженов «Береги огонь»)

Грамматическое задание: Сделать синтаксический разбор второго предложения ( из 3 части), определить, какой частью речи выражено сказуемое; сделать морфемный разбор слова «приглушенное»; найти в последнем предложении средства художественной выразительности языка.

Подобрать к данным предложениям синтаксические синонимы, перестроив предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными:

1. Сердце предчувствовало (что?) недоброе. (Дополнение)

2. (чей?) Мой дом находится в новом районе. (Определение)

3. Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. (Обстоятельство)

Работа по карточкам:

Карточка №1.

Расставьте знаки препинания в предложениях:

Мне бы хотелось знать отчего я титулярный советник?

За все что человек берет он платит собой.

Пел он старинную русскую песню слушать которую без волнения было невозможно.

Счастлив тот кому зарею теплый ветер веет.

Карточка №2.

Ясно было кто стрелял.

Будешь знать как с ружьем баловать.

Друг - это тот кому можно доверять.

Тесты

А. Найдите слово с ударением на втором слоге:

1) средства

2) километр

3) красивее

4) мельком

Б. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:

1) благодаря обилию снега

2) наперекор обычая

3) написал красивше

4) пришел со школы поздно

В. Укажите верные ответы в определении грамматических признаков выделенных слов:

1) крича друг другу – наречие

2) идти впереди колонны – предлог

3) сделать побольше – прилагательное в сравнительной степени

4) летучий газ – причастие

5) поднятая тряпка – причастие

6) в продолжение лета – имя существительное

Г. Найдите слово, в котором не пишется мягкий знак:

1) теч… в лодке

2) нестись вскач…

3) много задач…

4) умчаться проч…

5) разжеч… костер

Д. Найдите слова, в которых пишется одна буква н:

1) слушал сосредоточе…о

2) девочка умна и воспита…а

3) уставле…ая вазами

4) писа...ая красавица

5) игрушка слома…а малышом

6) маринова…ые огурцы

IV. Рефлексия.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.        

- Что мы сегодня делали на уроке?

- Какие практические навыки приобрели?

- Что получилось, а что требует коррекции?

- Где знания урока могут помочь, пригодиться в жизни?


V. Домашнее задание.

п.20 упр.96



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.