12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Оксана Анатольевна46
2

Технологическая карта урока русского языка по теме «СПП. Союзы и союзные слова»




Презентация к уроку СПП. Союзы и союзные слова
PPTX / 729.5 Кб

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по формированию читательской компетенции с использованием стратегии смыслового чтения

Тема

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Цель и задачи

Практическое применение полученных знаний, умений и навыков по теме «СПП».

Учебно-предметные задачи:

1) Проверить теоретические знания учащихся по теме, владение основными терминами

2) Выявить уровень практических умений применения знаний

Метапредметные задачи:

1) Формировать межличностные отношения при работе в группе, в парах

2)Повысить уровень самодисциплины при самопроверке

3) Закреплять умение рационального использования времени при выполнении самостоятельной работы

4) Отработать навык владения языковыми средствами в соответствии с целями общения

Воспитательные задачи:

1) Повышать учебную мотивацию

2) Воспитывать уважение к родному языку

Планируемый результат

Предметные ЗУН

Результаты

- знать основные понятия по теме

- умение находить СПП по его признакам,

- умение определять границы главного и придаточного предложений, задавать вопрос от главного к придаточному,

- умение конструировать СПП

- умение работать с учебно-научной информацией

- навык использования СПП в речи

-навык расстановки знаков препинания в СПП.

Личностные

-отслеживаются результаты по формированию своей читательской компетенции;

-формируется навык целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: самостоятельная постановка целей; самоконтроль и коррекция в процессе достижения целей; оценка результатов собственной деятельности, в том числе собственного роста; владение основами самоконтроля

Познавательные: умения определять понятие, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач

Коммуникативные: работа в паре; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью

-способность использования метапредметных компетенций в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные

- умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию; адекватно понимать собеседника (автора); умение осознанно читать вслух и про себя учебно-научные тексты, извлекать информацию из текста и интерпретировать её.

-формировать научный тип мышления

Основные понятия

-подчинительная связь, способы подчинительной связи

- признаки СПП

- главное, придаточное предложения,

- союз и союзное слово,

Организация пространства

Фронтальная, парная и групповая работа

Межпредметные связи

Литература, русский язык

Ресурсы

Учебник, медиапроектор, мел, доска, бумага формата А3, раздаточный материал для учащихся.

Этапы стратегии смыслового чтения

Содержание урока

Деятельность педагога, этапы работы

Деятельность детей

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые компетенции (УУД)

Результат

Организационный момент

1-3 мин.

1.Этап мотивации

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Приятной вам работы на уроке, пусть он принесет вам новые открытия и чувство удовлетворения от получения новых знаний.

Записать число и классная работа на раздаточных листках «Приложение 1»

1.Создает ком-фортную ситуацию для начала урока

Общая психологическая установка на урок.

1.Реакция на учителя, внимание

Подготовка к уроку

 

1.Личностные: психологический настрой на урок

Регулятивные: самоанализ мотивов, самоконтроль готовности

1.Формируется позитивный настрой на урок

I этап

Актуализация знаний.

Синтаксическая минутка

до чтения

10-15 мин.

Этап «вызова»

Этап исследования, моделирования

(10 мин)

1. Организационный и мотивирующий этап

(слайд 2)

- Дано определение. Прочитайте его и определите, верно ли оно?

СПП предложение – это сложное союзное предложение, части которого равноправны и соединены подчинительной связью или сочинительной, то есть в структуре предложения есть главное и придаточное

( - Нет, есть неточности)

- Определите неточности в определении.

( 1)в СПП части соединяются только подчинительной связью;

2)части СПП не могут быть равноправными.)

 

Давайте вспомним, какими терминами мы владеем, когда говорим «СПП»

(учащиеся перечисляют термины, в конце идёт обобщение и выставляется слайд 3 «Термины»)

      • Сложноподчиненное предложение

        Главное и придаточное предложение

        подчинительная связь

        подчинительные союзы

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока связана с СПП.

2) Синтаксическая разминка. Составление схем.

Даны предложения, необходимо построить схемы данных предложений. К доске на каждую половинку вызываются два учащихся, затем проверка выполнения.

1)Учёные установили, что индоевропейские языки обладают сходным грамматическим значением.

2)Мы свернули на дорогу, которая вела нас к знаменитой крепости.


 

Проверка построенных схем.

Слайд № 5

1) 1сущ глагол, (2 что сущ глаг). Поясняется слово «установили»

2) 1мест глагол ,(2 которая глаг).

Поясняется слово «на дорогу».

Сегодня мы будем оценивать себя сами и результаты своей оценки вносить в таблицу. Сначала оценим владением терминологии по начальному изучению темы «СПП». Ответ «-» или «+»

Знаю, что такое СПП

 

Понимаю смысл терминов в СПП

 

Умею находить границы частей СПП

 

Умею строить схемы СПП

 

3. Целеполагание

-Давайте вернёмся ко второму пред-ложению. Скажите, что необычного вы в его структуре обнаружили?

- Что мы знаем о союзах?

(союзы не являются членами предложения, а во втором предложении слово «которая» является не только средством связи, но и членом предложения)

Значит, в терминах СПП есть не только союзы, но и слова - союзы.

- Давайте сформулируем до конца тему нашего урока.

«Союзы и союзные слова в СПП»

-Запишите тему урока на том месте, которое мы оставили.

4.Постановка задач.

- Работать мы с вами будем поэтапно:

1)сначала изучим теоретический материал;

2)рассмотрим на примерах некоторые особенности структуры СПП.

Но для этого нам необходимо сформулировать задачи:

- Какие задачи мы поставим перед собой на урок? (слайд 6 задачи урока)

Знать… союзы и союзные слова

Понять…..отличие союзов и союзных слов.

Научиться….отличать союзы от союзных слов.

Мотивация на приобретение новых знаний

5. Работа с учебником.

Цель: выявление обучающимися новых знаний, освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Параграф 20 стр. 58 . (или лист №2)

Читаем, ставим карандашом пометки в каждом абзаце. Если доступно для меня, то «+», если нет, то - «-».

Давайте обобщим в расстановке

«-» или «+».

-Что мы сейчас делали? (изучили материал)

- Для чего нам нужен был этот теоретический материал? (знать, как отличить союзы от союзные слова)

6.Построение проекта выхода из затруднения. Сравним:

Она сказала, что сестра не вернется к ужину.

Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу.

Мини-исследование.

- Сравните предложения.

-С помощью какого средства связи придаточное предложение присоединяется к главному? (что )

- Составим алгоритм: (слайд №8)

1.Выделите грамм.основы.

2.Определим средство связи частей.

3.Попробуем убрать это средство связи: «что». Изменилось предложение?

4.Являются ли слова «что» и «что» членами предложения?

5.Сделайте вывод: какое из этих слов будет союзом, а какое союзным словом.

7.Закрепление (первичное)

Проверим: (слайд № 9)


 

1.Создаёт проблемную ситуацию

Организует работу с классом для актуализации имеющихся теоретических знаний

Стимулирует интерес к новому знанию

Задает наводящие вопросы, корректирует ответы

Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока,

Проверка по эталону

3.Мотивирует на формулировку целей урока

4.Организует работу с классом для обобщения и систематизации имеющихся знаний, отработки умений по теме

Организовывает условия для сотрудничества учащихся при решении учебной задачи, корректирует ответы детей, организует взаимопроверку результатов

5.Мотивирует учащихся на приобретение новых знаний

1.Понимание полставенной задачи.

Безошибочное определение вида предложений

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно

Самоконтроль

Оценивают свой настрой на тему, свои знания

2.Взаимодействуют с учителем, определяют тему урока по известной информации

Ищут и выделяют, обобщают и систематизируют известную теоретическую информацию

Рассуждают, делают предположения

3.Определяют и понимают учебную задачу

Планируют учебную деятельность

4.Читают материал учебника

Логически выстраивают свой ответ, сравнивают, правильно используют термины, доказывают свою точку зрения, дополняют, исправляют

4.Рассуждают, делают предположения.

 

- С помощью слов «которое» и «который».

Слова «который» и «которое» являются членом предложения. Это союзные слова.

Выделение ключевых теоретических понятий, связанных с темой урока

3.Формулировка целей урока

Конструирование образа конечного результата

1.Познавательные: формулирование познавательной цели, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция, оценка 2.Познавательные: умение анализировать и обобщать факты и явления, делать выводы, умение представлять информацию в виде схемы

Регулятивные: оценка своих знаний

3.Познавательные: умение ставить перед собой учебную задачу, планировать учебную деятельность

Регулятивные: самоопределение: знаю, что буду делать

4.Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Коммуникативные: умение взаимодействовать в группе (паре), понимать, принимать точку зрения другого, умение аргументировать свою точку зрения

5. Регулятивные: самоопределение: понимаю, хочу делать или нет; думаю, что могу сделать или нет, прогноз результатов

2.Учащиеся понимают, чем будут заниматься на уроке, систематизируют и запоминают теоретическую информацию

4.Формируется навык использования СПП: умение конструировать СПП, выполнять грамматический разбор, формируется навык сотрудничества

5.Осознают необходимость обучения

III этап во время чтения

10 мин.

Этап «Осмысление»

8.Представление текста. Ознакомительное чтение.

1. Посмотрите внимательно на слайды..Что это такое?

Где можно найти данные произведения искусства?

-А какое впечатление оказывают они на человека?

- Какова их функция искусства?

Искусство - это

1)Творческая художественная деятель-ность. (Заниматься искусством. Новые течения в искусстве.

2)Отрасль творческой художественной деятельности. Основные искусства: живопись, ваяние, зодчество, поэзия, музыка и танцы. 

3) = мастерство, эталон.

4) = это знание

Об искусстве и его роли для человека будет рассказано в тексте.

2. Тест для осмысления

1. Чтение текста.

2. О чём этот текст? (об искусстве)

3. Ваше понимание слова «искусство»?

(деление на группы:

1)а)– определяет ответ – нахождение обоснования на вопрос;

б)выписать грамматическую основу;

в)найти СПП с подчинительным союзным словом.

2) а)найти неверный ответ

Б)выписать грамматическую основу

В)найти СПП с подчинительным союзным словом.

(раздаточный материал – приложение №3)

2. Представление результатов и оценка:

 

Я смог объединиться в группу с другими ребятами

 

Я принимал активное участие в работе группы и много ответов сам нашёл

 

Я принимал активное участие в работе группы, но ответы находили другие, а я только записывал их

 

Я принимал активное участие в работе группы, но ответы давали другие, а я запомнил, но в следующий раз буду активно участвовать.

 

Я вообще не принимал активного участия в работе группы, мне было неинтересно.

 

Я предпочитаю работать индивидуально.

 
Варианты ответов: «+» или «-»

 

6.Создаёт проблемную ситуацию

Организует самостоятельную работу по приобретению новых знаний

Организует сотрудничество детей, объединив их в группы

Помогает в работе группам

Создаёт условия для формулирования выводов, корректирует ответы учащихся

6.Размышляют, над проблемой.

Логически выстраивают свой ответ, сравнивают, правильно используют термины, доказывают свою точку зрения, дополняют, исправляют

Проводят статистическую обработку информации

Сотрудничают в группах

Озвучивают результаты

 Сравнивают полученные результаты

 Делают вывод

Дают оценку своей и чужой работе

6.Работают с учебно-научным текстом поэтапно:

1)ознакомительное чтение

2)осмысленно-изучающее чтение

3)анализ результатов

6.Познавательные: умение определять понятие, устанавливать аналогии, классифицировать, создавать обобщения, строить логические рассуждения, навык смыслового чтения

Коммуникативные: умение извлекать учебно-научную информацию, строить высказывания, слушать другого

Регулятивные: самоконтроль и коррекция в процессе достижения целей

6.Формируется навык работы с информацией, навык сотрудничества

III этап после чтения

5 мин.

Этап

«Рефлексия»

9. Домашнее задание на выбор (выбрать себе по силам)

1. Раздаточный материал

2. Упр 93 стр. 58

 

10. Самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия.

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

9.Дает возможность выбора для применения знаний в выполнении заданий разного уровня

10. Дает совместно с учащимися оценку работе на уроке, степени активности, результативности урока

9.Учащиеся оценивают свою работу

10.Делают выбор между заданиями разного уровня, критически оценивая уровень своих знаний и способностей

9. Оценка результатов работы

10.Выполнение упражнений на закрепление, подобных выполненным на уроке

9.Регулятивные: умение оценить результаты собственной деятельности, в том числе собственного роста

10.Личностные: оценка личностного роста

9.Мотив достижения успеха

10.Усвоение темы

Итоги урока

11. Эмоциональная рефлексия

Урок наш завершён. Огромное спасибо всем за урок

11.Создает комфортную ситуацию для конца урока

     

11.Позитивныое окончание урока


 


 


 

9

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.