Содержательный анализ ВПР по биологии в ________году
в 5х классах по_______________(Району).
Дата проведения: _________.
Цель проведения ВПР - оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС..
Структура варианта проверочной работы:
Вариант проверочной работы состоит из 8 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям.
Задания 1–5, 7–8 основаны на изображениях конкретных биологических объектов, статистических таблицах и требуют анализа изображений и статистических данных, характеристики объектов по предложенному плану, классификации и/или систематизации объектов по определенному признаку, применения биологических знаний при решении практических задач.
Задание 6 предполагает заполнение пропусков в тексте биологического содержания с помощью терминов из предложенного перечня.
Типы заданий, сценарии выполнения заданий ;
Задание 1 направлено на выявление уровня овладения умениями выделять существенные признаки биологических объектов. Первая часть задания проверяет умение обучающихся различать на рисунке основные части (органы , системы органов) биологического объекта. Вторая часть задания требует соотнести изображённый объект с выполняемой функцией. Третья часть задания проверяет умение проводить классификацию по выделенным признакам.
Задание 2 проверяет понимание пятиклассниками основных процессов жизнедеятельности.
Задание 3 требует от обучающегося проявить умение использовать методы описания биологических объектов по определённому плану.
Задание 4 направлено на проверку освоения элементарных представлений о практической значимости биологических объектов для человека.
Задание 5 направлено на выявление уровня овладения умением различать биологические объекты и их части.
Задание 6 позволяет выявить умение использовать биологические термины в заданном контексте. Оно предполагает заполнение пропусков тексте биологического содержания словами из предложенного перечня.
Задание 7 предполагает работу с табличным материалом. Первая часть задания проверяет умение обучающихся анализировать статистические данные. Вторая часть задания проверяет знание биологических объектов, о которых идёт речь в таблице. Третья часть задания выявляет понимание обучающимися сферы практического использования в деятельности человека биологических объектов, о которых идёт речь в таблице.
Задание 8 направлено на выявление умений обучающихся работать текстом биологического содержания. Первая часть задания требует выделить содержании текста признаки в соответствии с поставленной задачей. Вторая часть задания предполагает письменное описание биологического объекта по приведённому плану.
Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности:
В таблице 1 представлена информация о распределении заданий проверочной работы по уровню сложности.
| | | Таблица 1 | |
| | | | |
| | | Процент максимального | |
Уровень сложности | Количество | Максимальный | первичного балла за выполнение | |
заданий данного уровня сложности | | |||
заданий | заданий | первичный балл | | |
| | | от максимального первичного | |
| | | балла за всю работу, равного 21 | |
Базовый | 6 | 17 | 81 | |
Повышенный | 2 | 4 | 19 | |
| | | | |
Итого | 8 | 21 | 100 | |
| | | | |
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале:
Таблица 2
Баллы | Отметка по пятибалльной шкале |
0 - 9 | 2 |
10- 13 | 3 |
14 -18 | 4 |
19 -22 | 5 |
Результаты выполнения ВПР по биологии 5-х классов общеобразовательных организаций Советского района:
Выполнение заданий | |||||||||||||||||||||
(в % от числа участников) | |||||||||||||||||||||
Максимальный первичный балл: 22 | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||
ОО | Кол-во уч. |
| 1(1) | 1(2) | 1(3) | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7(1) | 7(2) | 7(3) | 8(1) | 8(2) | | |||||
Макс | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | | |||||||
| |||||||||||||||||||||
Вся выборка | 929869 | | 87 | 75 | 44 | 72 | 53 | 65 | 58 | 46 | 79 | 83 | 55 | 56 | 72 | | |||||
| __________ авт. округ - Югра | 12099 | | 94 | 74 | 47 | 90 | 38 | 70 | 68 | 46 | 84 | 84 | 62 | 60 | 67 | | ||||
| ___________ муниципальный район | 476 | | 94 | 78 | 49 | 89 | 39 | 73 | 76 | 37 | 83 | 84 | 62 | 53 | 66 | | ||||
| Перечень школ райна | 24 | | 90 | 79 | 62 | 96 | 27 | 92 | 79 | 50 | 94 | 92 | 83 | 48 | 73 | | ||||
| 29 | | 100 | 86 | 60 | 100 | 55 | 93 | 83 | 41 | 100 | 97 | 79 | 81 | 81 | | |||||
| 118 | | 96 | 72 | 40 | 81 | 53 | 64 | 70 | 28 | 81 | 81 | 30 | 44 | 55 | | |||||
| 15 | Н/П | 97 | 60 | 47 | 67 | 33 | 40 | 60 | 23 | 77 | 73 | 50 | 43 | 53 | | |||||
| 90 | | 92 | 76 | 56 | 93 | 27 | 77 | 74 | 27 | 86 | 83 | 62 | 44 | 59 | | |||||
| 25 | | 88 | 72 | 48 | 92 | 36 | 56 | 72 | 48 | 94 | 88 | 72 | 64 | 78 | | |||||
| 43 | | 87 | 84 | 49 | 91 | 33 | 86 | 91 | 44 | 66 | 98 | 92 | 56 | 74 | | |||||
| 29 | | 93 | 97 | 34 | 93 | 52 | 76 | 79 | 78 | 81 | 95 | 76 | 78 | 64 | | |||||
| 28 | | 100 | 82 | 48 | 93 | 21 | 79 | 79 | 14 | 79 | 50 | 50 | 34 | 77 | | |||||
| 54 | | 94 | 80 | 46 | 91 | 35 | 70 | 67 | 44 | 85 | 80 | 70 | 76 | 69 | | |||||
| 21 | | 100 | 76 | 60 | 95 | 26 | 71 | 95 | 40 | 79 | 98 | 95 | 36 | 79 | |
Количественные показатели
Таблица 3
Класс | Кол-во человек вып. работу | «2» | «3» | «4» | «5» | Качество знаний % | Успеваемость % | Ср. балл |
5 | 476 | 39 | 126 | 251 | 60 | 65 | 92 | 3.7 |
Качественные показатели выполнения заданий 1 – 8 ВПР по биологии
Таблица 4
№ | Проверяемые требования (умения) | выпускник научится / получит возможность научиться | Уровень сложности | Мах балл | % выполнения |
1. 1.1 | Выявление уровня овладения умениями выделять существенные признаки биологических объектов: - умение обучающихся различать на рисунке основные части (органы, системы органов) биологического объекта; | выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов /находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно- популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую | Б | 2 | 94 |
1.2 | - соотнести изображённый объект с выполняемой функцией; | Б | 1 | 78 | |
1.3 | - умение проводить классификацию по выделенным признакам. | П | 2 | 49 | |
2 | Понимание пятиклассниками основных процессов жизнедеятельности. | сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения | Б | 1 | 89 |
3 | Умение использовать методы описания биологических объектов по определённому плану. | различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов | Б | 2 | 39 |
4 | Проверка освоения элементарных представлений о практической значимости биологических объектов для человека. | раскрывать роль различных организмов в жизни человека | Б | 1 | 73 |
5 | Выявление уровня овладения умением различать биологические объекты и их части. | выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов | Б | 1 | 76 |
6 | Умение использовать биологические термины в заданном контексте. | выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов | Б | 2 | 37 |
7 7.1 | | | | | |
- умение обучающихся анализировать статистические данные; | использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы | Б | 2 | 83 | |
7.2 | - знание биологических объектов, о которых идёт речь в таблице; | Б | 2 | 84 | |
7.3 | - понимание обучающимися сферы практического использования в деятельности человека биологических объектов, о которых идёт речь в таблице. | Б | 2 | 62 | |
8 | Выявление умений обучающихся работать с текстом биологического содержания: | | | | |
8.1 | - выделение в содержании текста признаки в соответствии с поставленной задачей; | сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения / создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких | П | 2 | 53 |
8.2 | - письменное описание биологического объекта по приведённому плану. | П | 2 | 66 |
Статистика по выполнению заданий ВПР по биологии по уровням сложности:
Таблица 5
уровень | задания | процент |
Базовый | 1.1, 1.2, 2, 3,4, 5, 6, 7.1, 7.2, 7.3 | 72 |
Повышенный | 1.3, 8.1, 8.2 | 56 |
Типичные ошибки:
Наибольшее количество ошибок учащиеся допустили в заданиях 1.3, 3, 6.
Таблица 6
задание | Знания, умения | Причины |
1.3 | умение проводить классификацию по выделенным признакам. | В задании 1.3 необходимо было выбрать функцию, которую выполняет организм или часть организма и объяснить ее значение. Данная тема изучается в 6 классе. |
3 | Умение использовать методы описания биологических объектов по определённому плану. | В задании 3 необходимо было описать живой организм (растение и животное) по 3 параметрам. Описание растения по его основным признакам изучается в 6 классе. Описание животного только в 7 классе. |
6 | Умение использовать биологические термины в заданном контексте. | В 6 задании необходимо было вставить в текст термины из предложенных. Тексты в 8 и 14 вариантах были на темы, которые подробно изучаются только в 6 классе. |
Выводы:
Обучающиеся 5 классов в целом справились с предложенной работой и показали базовый уровень достижения предметных и метапредметных результатов, однако в результаты отдельных заданий требуют доработки по устранению недочётов.
Результаты проведенного анализа заставляют еще раз указать на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения: учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать.
Замечания по заданиям:
1.
2.
Рекомендации:
На уроках биологии необходимо:
1. Развивать умение владеть широким арсеналом приемов рассуждений;
2. Учить понимать содержание заданий;
3.Систематически работать над формированием умения самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
4.Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации, развивать умения самостоятельной работы (характеризовать, давать описание, сопоставлять, анализировать) с рисунками, фотографиями и иллюстрациями учебника;
5.Провести тщательный анализ количественных и качественных результатов ВПР, выявить проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных обучающихся.
6.Спланировать коррекционную работу во внеурочное время и содержания урочных занятий.
7.Скорректировать содержание текущего тестирования и контрольных работ с целью мониторинга результативности работы по устранению пробелов в знаниях и умениях.
8.Администрации школ и гимназии Советского района внести в учебный план учебные курсы по предмету биология, с целью формирования предметных и метапредметных компетенций обучающихся.
8.Учителю разработать на 2017-2018 учебный год план мероприятий по подготовке учащихся к ВПР по биологии.