Урок русского языка в 5 классе «Суффиксы»
Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока. Суффиксы.
Класс: 5
Цели урока: совершенствование умения распознавать суффиксов в словах, определение их значения по классификации; умение строить монологическую речь, развивать навык образования новых слов с помощью различных суффиксов, воспитывать любовь к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимать классификацию суффиксов по значению;
-уметь находить слова с нужным суффиксом, правильно давать ему характеристику;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
Регулятивные:
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;
- осуществление саморегуляции и самоконтроля;
- высказывание своих предположений;
-планирование необходимых действий и операций.
Познавательные:
- отбор и систематизация материала по теме;
- поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников, представление и передача её с учётом заданных условий;
Коммуникативные:
- сохранение и развитие умения сотрудничать в группе;
- умение отвечать на вопросы, слушать и слышать; высказывать свое мнение;
- формулирование и аргументация собственного мнения.
Предметные:
образовательные:
- выделять суффиксы в словах;
- образует новые слова с заданными суффиксами основ;
‒владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- обогащение словарного запаса учащихся;
развивающие:
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
- способствовать развитию внимания;
- способствовать развитию умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- способствовать развитию умения групповой и парной работы.
воспитательные:
- воспитание уважения к родному языку;
- воспитание патриотизма;
- взаимодействие учащихся в групповой работе:
- развитие уважения друг к другу.
Методические приемы. Беседа по вопросам, работа по алгоритму, выполнение творческих заданий по теме,
Элементы используемых технологий: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, практико-ориентированная.
Тип урока - закрепление полученных знаний.
Оборудование. Опорные конспекты, алгоритм, карточки с заданиями, презентация к уроку в виде слайдов, дидактический материал, цветной диктант, рабочее поле, оценочный лист.
Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (УУД) |
1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Напоминание о заполнении «Оценочного листа» после каждого задания. | Демонстрируют готовность к уроку | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем |
2. Актуализация знаний учащихся о суффиксах. | Опрос учащихся. -Что такое суффикс? -Что образуют суффиксы? -Почему суффиксы – значимая часть слова? -Какие суффиксы называются суффиксами оценки? -На какие группы по значению делятся суффиксы? -Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи? Практическая работа. Задание: образовать по 3 слова с каждым из суффиксов из таблицы классификации. ЦЕЛЬ: 1) закрепим знания о ________________; 2) научимся правильно применять -------------- | Ответы учащихся. Проводим эту работу, чтобы увидеть, насколько дети понимают значение суффиксов и умеют их применять. | Познавательные: построение речевого высказывания Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
3. Постановка цели и задач урока. | На основании предыдущего задания необходимо поставить цель на урок и задачи. | Ставят цель и задачи. Сравнивают свои записи с показанными на слайде. Сравнивают, оценивают себя. | Познавательные: выражение своих мыслей; аргументация. Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
4. Формулирование проблемы | Погружение в ситуацию «тревожными новостями», где детям предлагается спасать грамотность. | Фиксируют проблему, пытаются решить ее известным способом, применяя имеющиеся знания. | Познавательные: выражение своих мыслей; умение применять пройденный материал на практике; аргументация. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: самоопределение |
5. Индивидуальная работа с самопроверкой | Задание: Разноуровневые дифференцированные задания. Работа с тексом. | Выбирают уровень сложности задания, выполняют. Проверяют себя, сравнивая полученный результат со слайдом. | Регулятивные: выполняют задания на пройденный материал. Целеполагание, самоконтроль¸ коррекция. Познавательные: |
6. Закрепление полученных знаний | Задание: «Цветной диктант» | Заполняют бланк «Цветного диктанта», сравнивают результат со слайдом, оценивают себя | Познавательные: Выполняют задание, выставляют оценки. Коммуникативные: Закрепляют знания, полученные на уроке. Осознанно применяют их на практике, воспринимают на слух задание. Регулятивные: Контроль правильности выполнения задания. |
7. Работа в группах | Создает ситуации рефлексии, изучаемого, понимания и принятия позиции другого. Организует работу в малых группах. Задание: понять, что за слово изображено на картинке, выделить в нем корень и составить максимальное количество слов, применяя различные суффиксы. | Выполняют задание, применяя имеющиеся знания. | Регулятивные: совместные действия с товарищами по планированию, осуществлению плана Познавательные: обмениваются идеями и решениями, анализируют, сравнивают, находят рациональный способ решения, расширяют и углубляют свои знания. Коммуникативные: Умение строить диалог, вести беседу, обмен решениями, обсуждение способов решения, сопоставление. |
5. Оценивание и рефлексия | Задание: проанализировать «Оценочный лист», ответить на вопросы: -Полезен ли был урок? -Что понравилось на уроке? -Какие трудности в изучении языка вы сегодня преодолели? Сегодня на уроке вы узнали и научились…. Поднять сигнальную карточку с соответствующей оценкой. | Анализируют «Оценочный лист» Отвечают на вопросы Поднимают сигнальные карточки: Красная – 5 Зеленая – 4 Желтая -3 | Познавательные: Анализируют результаты, делают выводы Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем, умеют формулировать собственное мнение Регулятивные: Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний |
Ахметшина Наталья Юрьевна