Мастер-класс по организации мастерской «Подарок маме» по технологии на тему «Сумочка в подарок»
«Сумочка в подарок» мастер-класс по организации мастерской «Подарок маме» по технологии «Мастерские» Гришаевой Н.П.
Технология «Мастерские» - это совместная трудовая деятельность разновозрастного коллектива, имеющая общую цель, согласованные методы и способы действия, направленные на достижение социально значимого продукта. Сами мастерские проводятся в соответствии с тематикой «Ситуации месяца» один раз в неделю в течении 30-40 мин. Таким образом, мастерские проходят четыре раза в месяц в формате долгосрочного коллективного проекта. В технологии принимают участие дети от 4 до 7 лет. (Технологии эффективной социализации в дошкольной образовательной организации. Развивающая диагностика. Сценарии проблемно-педагогических ситуаций: [учебно-методическое пособие]/ под ред. Н.П. Гришаевой. - М.: Линка-Пресс, 2020. - С. 181)
Тема мастерских "Подарок маме", они приу6рочены к празднованию Дня Матери.
Цели организации мастерской «Сумочка в подарок» (согласно технологической карте проведения технологии «Мастерские»):
- Развивать творческие способности детей, изготовить для мамы подарок.
- Научиться изготовлению сумочки из бумаги.
- Изготовить фигурки кошки и котёнка из основных форм квиллинга.
- Воспитание умения работать согласованно и в сотрудничестве с другими детьми.
- О6рганизовать разновозрастное общение детей.
- Развить навыки саморегуляции, умения принимать решения, добиваться планируемого результата всей командой.
Работа по технологии «Мастерские» организуется в три основных этапа.
I этап - подготовительный
Организация рефлексивных кругов с детьми для определения их предпочтений для изготовления подарков мамам.
Обсуждение педагогическим коллективом работы мастерских в соответствии с темой месяца и предпочтениями ребят.
Участвуют в работе мастерских воспитанники средних, старших и подготовительных групп. Это подразумевает разновозрастное взаимодействие ребят, работу в команде, взаимопомощь и поддержку. Для педагога при подготовке работы мастерской «Сумочка в подарок» - подготовку дифференцированного подбора материала в соответствии с возрастом и навыками детей.
II этап – основной
Презентация мастерских. По окончании презентации, ребята подходят к тем педагогам, работа с которыми их заинтересовала. Они получают эмблему мастерской, в которой будут работать, узнают место, где она будет располагаться.
Затем работа 4 мастерских в течение месяца.
III этап – заключительный
По окончании проекта ребятами и педагогами организуется презентация полученных работ - защита проекта. Обсуждение на рефлексивных кругах результатов работы, эмоций, впечатлений.
В заключении вручение подарков мамам в честь празднования Дня Матери.
Презентация мастерской «Сумочка в подарок»
- Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она возникает мгновенно, а в памяти порой остается навсегда. А что вызывает улыбку умиления? На этот вопрос вам поможет ответить стихотворение Марины Дружининой.
Весь день мама-кошечка нянчит котят.
Малютки то спят, то пищат, то едят.
Всё время ласкаются к маме,
Хотя, как большие, с усами?
- Кошка с котятами.
- Приближается прекрасный праздник - День Матери. Встаёт вопрос: «Что же подарить своей маме?» Какой предмет обожают все женщины на свете? Конечно же, сумки. Предлагаем вам смастерить своими руками бумажную сумочку с изображением кошки с котёнком, которая обязательно обрадует маму и вызовет на её лице добрую радостную улыбку.
Демонстрируется готовое изделие.
- Всех, кого заинте6ресовала такая идея подарка, ждёт мастерская «Сумочка в подарок».
Демонстрируется эмблема мастерской.
Работа мастерской «Сумочка в подарок»
1 мастерская «Сумочка»
Начало - рефлексивный круг, на котором организовывается атмосфера дружеского взаимодействия, обсуждается план работы мастерской, правила работы, идеи и предложения ребят.
Участники мастерской рассаживаются и получают необходимые материалы.
Лёгкий уровень (для ребят средних групп)
Материалы:
- вырезанные детали из двусторонней цветной бумаги для бумажной сумочки (пунктиром помечены места для сгиба);
- боковые детали с разлиновкой для складывания гармошкой;
- фигурные дыроколы «Сердечко»;
- цветная бумага.
Шаблон сумочки
Ребята складывают детали бумажной сумочки по линиям сгиба,
готовят конфетти-сердечки при помощи дырокола.
Трудный уровень (для ребят старших и подготовительных групп)
Материалы:
- листы двусторонней цветной бумаги с нанесённым чертежом бумажной сумочки (сплошной линией отмечены места для разрезания, пунктиром - места для сгиба);
- боковые детали без разлиновки для складывания гармошкой;
- ножницы;
- фигурные дыроколы «Сердечко»;
- цветная бумага.
Ребята вырезают детали бумажной сумочки,
затем складывают основную часть сумочки по линиям сгиба.
Боковые части складывают гармошкой самостоятельно (без разлиновки).
При помощи дырокола готовят детали для последующего декорирования готового изделия.
По окончании работы: приведение в порядок рабочего места.
Рефлексивный круг - подведение итогов первого дня работы, обмен впечатлениями.
2 мастерская «Кошка с котёнком»
Рефлексивный круг: знакомство с техникой бумагокручения - Квиллингом, обсуждение плана работы, правил поведения.
Участники мастерской рассаживаются и получают необходимые материалы.
Материалы:
- бумажные ленты для квиллинга;
- клей ПВА с кисточкой;
- ножницы;
- зубочистки;
- таблички «Элементы квиллинга» (скачаны из интернета);
- листы белой бумаги для раскладывания готовых деталей;
- схемы для работы «Кошка и котёнок».
По показу педагога ребята начинают сворачивать ролы из бумажных лент при помощи зубочисток. Концы бумажных лент фиксируют при помощи клея.
Цвет лент для изготовления кошки и котёнка выбирают самостоятельно.
Лёгкий уровень (для ребят средних групп)
Согласно схеме «Кошка с котёнком» в результате работы мастерской все должны выполнить:
4 элемента «окружность» (2 больших и 2 малых - тела и головы кошки и котёнка);
4 элемента «треугольник» (2 больших и 2 малых - уши кошки и котёнка);
2 элемента «лист» (1 большой и 1 малый - хвосты кошки и котёнка).
После скрутки и склейки ребята собирают композицию «Кошка и котёнок» по схеме на белом листе бумаги.
Трудный уровень (для ребят старших и подготовительных групп)
Согласно схеме «Кошка с котёнком» в результате работы мастерской все должны выполнить:
4 элемента «окружность» (2 больших и 2 малых - тела и головы кошки и котёнка);
4 элемента «треугольник» (2 больших и 2 малых - уши кошки и котёнка);
2 элемента «лист» (1 большой и 1 малый - хвосты кошки и котёнка).
Ребята дополнительно готовят элемент «сердечко» из ленты красного или розового цвета.
После скрутки и склейки ребята собирают композицию «Кошка и котёнок» по схеме на белом листе бумаги.
По окончании: приведение в порядок рабочего места.
Рефлексивный круг - подведение итогов работы второй мастерской, обмен впечатлениями.
3 мастерская «Сумочка+квиллинг»
Рефлексивный круг: обсуждение работы в мастерской, правила поведения и безопасности, идеи и предложения ребят.
Ребята занимают свои рабочие места. Получают заготовки сумочек и элементы в технике квиллинг.
Материалы:
- элементы, выполненные в технике квиллинг;
- основная часть бумажной сумочки;
- клей ПВА с кисточкой;
- схемы для работы «Кошка и котёнок».
Лёгкий уровень (для ребят средних групп)
По схеме «Кошка с котёнком» ребята приклеивают к сумочке детали квиллинга, предварительно смазав их клеем:
- тело кошки;
- голова кошки;
- левое ухо кошки;
- правое ухо кошки;
- хвост кошки;
- тело котёнка;
- голова котёнка;
- левое ухо котёнка;
- правое ухо котёнка;
- хвост котёнка.
Затем декорируют получившуюся работу бумажными сердечками конфетти.
Трудный уровень (для ребят старших и подготовительных групп)
По схеме «Кошка с котёнком» ребята приклеивают к сумочке детали квиллинга, предварительно смазав их клеем:
- тело кошки;
- голова кошки;
- левое ухо кошки;
- правое ухо кошки;
- хвост кошки;
- тело котёнка;
- голова котёнка;
- левое ухо котёнка;
- правое ухо котёнка;
- хвост котёнка;
- сердечко.
Затем декорируют получившуюся работу бумажными сердечками конфетти.
По окончании работы: наведение порядка на рабочем месте.
Рефлексивный круг - подведение итогов работы третьего рабочего дня мастерской, обмен впечатлениями.
4 мастерская «Сборка сумочки. Презентация готовых работ»
Рефлексивный круг: постановка рабочих задач, обсуждение плана работы, правил поведения в мастерской.
Участники мастерской рассаживаются и получают свои работы.
Материалы:
- основная часть бумажной сумочки;
- 2 боковые детали сумочки;
- 2 ручки для сумочки (разноцветные шнурки или ленточки);
- ножницы;
- скотч (желательно цветной, в тон сумочке);
- клей ПВА с кисточкой.
Этапы работы:
Приклеивание ручек к сумочке с внутренней стороны при помощи скотча.
Намазывание клеем боковых частей, а затем приклеивание их сначала к задней, а затем к передней части сумочки.
Защита проекта. Ребята демонстрируют свои работы товарищам по мастерской.
Рефлексивный круг: обмен впечатлениями (что получилось, что нет, что оказалось сложным и т.д., чья работа или презентация работы понравилась больше всего).
По окончании забирают свои готовые работы с собой, вечером вручают подарки мамам.
Литература:
- Букина С., Букин М. Квиллинг. Волшебство бумажных завитков. - М.: Феникс, 2016.
- Квиллинг. Делаем вместе с детьми. - М.: Дизайн Хаус, 2012.
- Черныш И.В. Удивительная бумага. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
- Технологии эффективной социализации в детском саду и начальной школе. Планирование, результаты, диагностика: [учебно-методическое пособие]/ под ред. Н.П. Гришаевой. - М.: Линка-Пресс, 2019.
- Технологии эффективной социализации в дошкольной образовательной организации. Развивающая диагностика. Сценарии проблемно-педагогических ситуаций: [учебно-методическое пособие]/ под ред. Н.П. Гришаевой. - М.: Линка-Пресс, 2020.
- Энциклопедия поделок. 1000 идей на каждый день/ Н.В. Дубровская. - Астрель; СПб.: Сова, 2012.