Контрольная робота «Сущность проблемного обучения»

5
0
Материал опубликован 11 October 2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Контрольная робота

по модулю № 2

«ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПТУЗ»

На тему: Сущность проблемного обучения

Выполнил:

Преподаватель Горловского

колледжа промышленных технологий и экономики

Мудрецкая Е.В..

Группа ОД-ІХ-20Пр

Руководитель: Корнилова В.В.

Донецк – 2015 г.

Содержание

Введение

Сущность проблемного обучения

Выводы

Литература

Введение

С каждым годом жизни изменяющегося общества педагогический процесс становится все менее плодотворным. Сегодня вредно учить и воспитывать "как всегда", необходимы коренные преобразования в самой модели подготовки человека к жизни, в практике этой работы. Требуются свободно мыслящие, смелые, озаренные светом духовности, способные управлять, т.е. разумно строить и корректировать отношения к себе, другим людям, обществу, природе люди. Сама педагогика из науки о воспитании, образовании и обучении человека должна стать наукой об управлении развитием творческой индивидуальности в целостном педагогическом процессе. Именно поэтому возрастающее значение в формировании творческих способностей будущего экономиста, технолога, механика при преподавании приобретает применение проблемного обучения, которое относится к активным технологиям обучения.

Применение этого метода оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырех компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации) на каждом занятии. Элементы проблемного обучения мотивируют учащихся на самостоятельный поиск информации и активизировать мышление, а значит сделать знание не отвлеченным, а личностно- значимым. Они позволяют научить детей самостоятельно видеть проблему, сформулировать ее, найти пути решения и разрешить ее.,

Сущность проблемного обучения

  Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
  Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.

 Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:
          
Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
          
Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития учащихся, развития способности к самообучению, самообразованию.
          Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности , в процессе решения учащимися системы проблемно-познавательных задач.
          Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества

 Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:

- процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

- проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

- условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

- закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

 При проблемном обучении учитель (преподаватель) создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя (преподавателя) требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении излагаются теоретические положения в готовом виде, то проблемное обучение подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) .

Ситуации, которые носят проблемный характер, условно можно разделить на несколько типов, которые чаще всего встречаются: ситуация неожиданности, ситуация конфликта, ситуация предположения, ситуация опровержения, ситуация несоответствия, ситуация не определение .

1. Ситуация неожиданности. Такая ситуация создается при ознакомлении учащихся с фактами или идеями, которые вызывают непонимание, которые представляются парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Как правило, такие ситуации используются на первых занятиях, во время ознакомления с новым материалом, который носит проблемный характер.

2. Ситуация конфликта. Подобная ситуация возникает при противоречии новых фактов и выводов с общепринятыми в науке теориями и представлениями.

3. Ситуация предположения. Как правило, такие ситуации возникают при рассмотрении сложных теоретических вопросов. В таких ситуациях, с одной стороны, у учащихся наблюдается недостаток теоретических знаний, а с другой стороны – множество фактического и цифрового материала.

4. Ситуация опровержения. В данных ситуациях учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, решения, обнаружив ошибки и наглядно показав антинаучный подход.

5. Ситуация несоответствия. Возникает тогда, когда понятие и опыт, который имеют учащиеся вступают в противоречие с научными данными.

6. Ситуация неопределения. Такая ситуация возникает в том случае, когда в проблемном задании (задаче) заведомо не хватает данных для получения однозначного решения. Расчет в данном случае делается на сообразительность, ловкость учащихся, которые должны самостоятельно изобрести данные, что не достают.

7. Ситуация мышления. Создается в тех случаях, когда слушателям предлагается выбрать верное решение из ряда возможных и известных им и обосновать свой выбор. Чаще всего это тестовые задания, в которых выбор необходимо еще и обосновать .

Выделяют несколько методов проблемного обучения:

- проблемное преподавание. Суть его состоит в том, что преподаватель (учитель) в условиях проблемной ситуации формулирует проблему и сам ее решает.

- преподаватель (учитель) формулирует проблему и привлекает учащихся к ее решению, то есть частично-поисковый метод.

- преподаватель (учитель) формулирует проблему – учащиеся ее решают – поисковый метод.

- учащийся сам видит проблему, формулирует ее и решает – исследовательский метод.

Степень самостоятельности учащихся в каждом из четырех подходов – разная. В исследовательском методе он самый высокий.

Основная задача преподавания математики – научить человека думать.

Проблемная ситуация – это ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-либо понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Во время столкновения с проблемной ситуацией (задачей) учащийся чувствует, что для ее решения ему не хватает чего-то очень существенного. Само решение выступает как поиск этого недостающего звена в цепочке: задача – осознание проблемы – появление ассоциаций и появление предположений – проверка предположений – исключения неподтвержденных предположений – возникновение и проверка новых предположений – решение задачи. И здесь очень важно, чтобы наставник умело провел своего подопечного по пути решения проблемы, не давая готового ответа.

Есть несколько уровней сложности проблемных вопросов:

- 1 уровень – преподаватель (учитель) создает проблемную ситуацию и сам формулирует проблему. Учащиеся выделяют основные данные, связь между ними и решают проблему. Если есть необходимость, преподаватель ставит дополнительные вопросы (уровень, обусловливающий репродуктивную деятельность учащегося);

- 2 уровень – преподаватель (учитель) подбирает задачи, которые ’выводят’ учащихся на проблему. Учащиеся сами формулируют проблему, обобщают ее, составляют план решения проблемной ситуации и решают ее (уровень, обеспечивающий применение прежних знаний в новой ситуации);

- 3 уровень – проблемная ситуация появляется в процессе изучения материала самими учащимися во время кружковой работы, индивидуально групповых занятиях.

Уровень эффективности проблемного обучения отражает процесс усвоения новых знаний. Он характеризуется уровнем усвоения знаний и степени самостоятельности учащегося в постановке проблемы и ее решении, долей его участия на каждом этапе познавательного процесса при данном уровне проблемности. Уровень эффективности проблемного обучения можно определить по умению учащегося пользоваться ’исследовательскими методами’.

Уровень усвоения знаний может осуществляться на трех уровнях:

а) восприятия, осмысления и запоминания;

б) применение знаний в сходной ситуации;

в) применение знаний в новой ситуации.

В качестве четвертого уровня необходимо указать на самостоятельный поиск новых знаний (а не только тех, которые есть) путем преодоления противоречий, путем ’открытий’ при решении проблем. Этот уровень усвоения характерен для высокого уровня эффективности проблемного обучения.

Полнота этапов проблемного учения зависит от двух факторов:

а) содержания учебного материала и уровня проблемности знаний;

б) наличия (или отсутствия) тех или иных этапов познавательного процесса (процесса постановки проблемы и ее переформулировки, выдвижение предложений и обоснование гипотез, их доказательства и проверки правильности решения учебной проблемы).

Достоинства и недостатки проблемного обучения

Достоинства проблемного обучения:

- самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;

- высокий интерес к учебному труду;

- развивает мыслительные способности учащегося;

- помогает формированию и развитию продуктивного мышления.

Недостатки проблемного обучения:

- в меньшей степени чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков;

- оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения;

- слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.

Вывод

Проблемная ситуация является начальным элементом процесса мышления. При проблемном изложении учащиеся усваивают образцы логики решения задач; в ходе эвристической беседы решают задачу частично самостоятельно, ведомые логической цепочкой проблемно ориентированных вопросов преподавателя (учителя); при использовании исследовательского метода учащиеся максимально самостоятельны. Высшая степень познавательной самостоятельности фиксируется тогда, когда школьники научаются самостоятельно увидеть проблему, наметить пути ее решения и решить ее.

Таким образом, можно сказать, что проблемная ситуация –обязательный компонент учебного познания. Основное назначение ее – порождение продуктивных процессов мышления учащихся, стимулирование его интеллектуального и личного развития. Важно, чтобы он не только получал новые знания, но и обнаружил совместимость зависимости между результатом и характером своей деятельности, понимал, какими приемами и методами достигает успеха.

Мыслить человек начинает лишь тогда, когда возникает проблема что-то понять.

 

Литература

Андреев В.И. Исследовательский метод обучения. – М.: Просвещение. 1996. – 289 с.

Басова В.Н. Основы педагогики и психологии. – М.: Педагогика, 2000.

Бордовская Н.В., Феан Н.Н. Педагогика. – С-Пб: Питер, 2000.

Дорно И.В. Проблемное обучение в школе. – М. : Просвещение. 1993. – 202 с.

Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. - 2010. - N 4. - С. 29-42

Кондрашова Л.В. Процесс обучения в высшей школе. – Кривой Рог: «ИВИ», 2000.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение. 1997. – 214 с.

Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. – Казань: ТБК. 1999.- 237 с.

Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С-Пб.: Питер, 1998.

Чернилевский Д.И. Дидактика высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Якунин В.А. Педагогическая психология. – С-Пб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1998.

 
Комментарии
Комментариев пока нет.