Статья «Сущность контроля результатов обучения»

0
0
Материал опубликован 21 November 2017

  Сущность контроля результатов обучения

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения. Понятие контроля – основное понятие дидактики. Существует много подходов к определению понятия «контроль». Например, Агафонова А.С. считает, что педагогический контроль – это руководство и управление учебной деятельностью учащихся, реализующее принцип обратной связи в процессе обучения. Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций. Контроль — это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность учащегося, так и на контроль взаимодействия учащихся и педагога. Механизм контроля обучения играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки знаний — органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы контроля.

Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, прогностическую и ориентирующую функции. Целью контролирующей функции является учет результатов контроля, а также установление обратной связи.

Обучающая функция заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. Учащиеся не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Диагностическая функция — получение информации об ошибках,

недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся, а также о причинах, их

порождающих.

Прогностическая функция служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности.

Ориентирующая функция — получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом — насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности, то есть способствует формированию самооценки.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Выделение функций контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация этих функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс. [5;238]

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности учащихся является объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур. А также в равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым.

Практически это означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и от педагогов, осуществляющих контроль.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному контролированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в школе. Принцип систематичности требует комплексного подхода, при котором различные формы, методы и средства контролирования используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок.[10;549]

В современной педагогике различают следующие виды контроля:

предварительный;

текущий;

тематический;

рубежный;

итоговый;

заключительный.

Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Цель этого контроля — ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует повторение, объяснение необходимого материала.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-

познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение — оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке.

Тематический (периодический) контроль. Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечивается периодическим контролем. Проводится он, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала - темы, подтемы, раздела или полного курса. Его задача - проверить и оценить знания учащихся по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой.

Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, , усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль — это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.

Заключительный контроль — выпускные экзамены в школе, защита дипломной работы в вузе.

Не все виды контроля применимы в начальной школе. [5;242]

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой;

систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;

разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышения

интереса учащихся к его проведению и результатам;

всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и

ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;

дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;

единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения. [9;401]

Таким образом, мы видим, что контроль — это выявление, измерение и оценка знаний и умений обучаемых. А результаты контроля являются основой для оценивания успеваемости учащегося.

Без научно обоснованного, тщательно спланированного организованного контроля за процессом и результатами учебно-познавательной деятельности невозможно педагогическое руководство и управление формированием личности учащегося.

Список использованной литературы

Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие/ А.С. Агафонова. - СПб.:Питер, 2003. - 416с.

Виноградова, Н.Р. Контроль и оценка в начальной школе: современный подход/ Н.Р. Виноградова//Начальная школа. - 2006. - №15. - с. 4-5

Гладкая, И.В. Оценка образовательных результатов школьника: Учебно-методическое пособие/И.В. Гладкая. - СПб.: КАРО, 2008. - 144с.

Воронцов, А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся/ А.Б. Воронцов// Начальная школа. - 1999. - №7. - с. 11-12

Кукушин, В.С. Дидактика: Учебное пособие/ В.С. Кукушин. - М.:ИКЦ «МарТ», 2003. - 368с.

Львова, Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. Для учителя.-3-е изд., перераб. и доп./ Ю.Л. Львова. - М.: Просвещение, 1992. - 224 с.

Матис, Т.А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе/ Т.А. Матис// Начальная школа. - 1999. - №4. - с.5-7

Немов, Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов: В з-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии/Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Владос, 2001. - 688 с.

Педагогика: учебник для студентов пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество в России, 2002. - 608 с.

Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В2 кн. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения./ И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 576 с.

Помыткин, Б.С. Безотметочный контроль и оценка в начальной школе/ Б.С. Помыткин// Директор школы. - 2006. - №1. - с. 55-59

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.