План конспекта лекции «Сущность обучения»
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ Выполнила: Файзуллина Наталья Александровна
ЦЕЛЬ: РАСКРЫТЬ ОСНОВНУЮ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ Задачи лекции: Раскрыть понятие обучения Рассмотреть учебные цели и задачи Выявить типы противоречий обучения Изучить дидактические принципы
«Знания, ученость учителя могут вызвать в учениках уважение к нему, его искусство учить может наглядно убедить их в ощутительной пользе его уроков, но любовь и доверенность они оказывают тому учителю, который соединяет с качествами знающего и дельного преподавателя еще и умение обходиться с ними. Только такого учителя они называют хорошим учителем.» «Знания, ученость учителя могут вызвать в учениках уважение к нему, его искусство учить может наглядно убедить их в ощутительной пользе его уроков, но любовь и доверенность они оказывают тому учителю, который соединяет с качествами знающего и дельного преподавателя еще и умение обходиться с ними. Только такого учителя они называют хорошим учителем.» Петра Григорьевича Редкина
Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителей и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человек. Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителей и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человек. Обучение - это процесс передачи научных и обыденных знаний подрастающему поколению и функционирования на их основе творческого мышления, теоретического и ценностного отношения к миру, научного мировоззрения и развития общих и специальных способностей. Обучение - целенаправленная деятельность, цели которой раскрываются через содержание обучения, представляемое в учебных планах, программах, учебниках и других учебных пособиях.
Обучение является одним из ведущих средств воспитания, так как именно оно формирует у человека систему норм, правил, взглядов, с которыми он подходит к оценке и анализу явлений окружающего мира, поступков и поведения людей и своих собственных поступков. Обучение является одним из ведущих средств воспитания, так как именно оно формирует у человека систему норм, правил, взглядов, с которыми он подходит к оценке и анализу явлений окружающего мира, поступков и поведения людей и своих собственных поступков.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ преподавание учение. Учитель Ученик
ОБУЧЕНИЕ индивидуальное коллективное
"Процесс обучения на современном этапе - это целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика" "Процесс обучения на современном этапе - это целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика"
ДИДАКТИКА Дидактическая система – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Основные категории Учение Образование Содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения Преподавание Технология обучения Знания, умения, навыки Обучение
Функции дидактики Л.П. Крившенко Образовательная Развивающая Воспитывающая Практическая (нормативная, инструментальная) И.П. Подласый Другие Побудительная Организующая Теоретическая (диагностическая и прогностическая)
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний. Учение – процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения и формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные. Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. КОМПОНЕНТЫ: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ сознательности и активности - прочности - научности - доступности воспитывающего обучения связи теории с практикой систематичности и последовательности - наглядности - народности
ПРИЗНАКИ ОБУЧЕНИЯ Двусторонний характер Совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество) Педагогическое руководство Планомерная специальная организация и управление Целостность и единство Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся Управление развитием и воспитанием учащихся
Движущая сила учения – борьба противоречий
ВОПРОСЫ : Приведите определение «обучения». Какова структура обучения ? Назовите типы противоречия обучения? Какова учебная цель и познавательная задача обучения? Какие существуют дидактические принципы обучения?