12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Россиева Антонина Владимировна17036 Представитель педагогической династии в четвертом поколений. Творческий, трудолюбивый и амбициозный человек. Россия, Карелия респ., п.Ильинский Материал размещён в группе «Уроки с применением интерактивной доски.» |
Конспект урока на тему «С.В. Михалков «Если. Рисунок»
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема: С. Михалков «Если», «Рисунок»
Цель - ознакомление с жизнью и творчеством С.В. Михалкова.
Задачи:
- формировать навык осмысленного чтения;
- формировать умение задавать вопросы;
- формировать навык выразительного чтения;
- развивать память, речь, мышление;
- развивать умение высказывать свое отношение к прочитанному.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
Оборудование: портрет и выставка книг С.В. Михалкова; карточки (приложение1), учебники, карточки с текстом С.В.Михалкова «Рисунок», компьютер с колонками и интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Антонина Владимировна. Сегодня урок чтения проведу у Вас я.
- У вас на столах учебник, пенал. Садитесь, пожалуйста.
Все расселись по местам,
Никому не тесно?
По секрету Вам скажу:
«Будет интересно».
- Прежде, чем начать работу, познакомимся чуть ближе. Я отвечу на любые Ваши три вопроса (Учитель отвечает на вопросы детей).
- А теперь я Вам задам три вопроса:
- Кто любит учиться? Хлопните три раза.
- Кто любит читать? Топните два раза.
Карточки для индивидуальной работы
DOCX / 14.08 Кб
Приложени 2. Флипчат
FLIPCHART / 18.52 Мб
ИНструкция по работе с Приложением 2
DOCX / 15.46 Кб
Приложение 3. Памятка для составления вопросов
DOCX / 11.95 Кб
Конспект без искажений
DOCX / 29.71 Кб
Кто любит смеяться? Поднимите руки вверх и хлопните один раз.
Речевая разминка и актуализация знаний.
Упражнение «Сундучок»
- Ребятам было дано задание вписать пропущенное слово в стихи на карточке и прочитать то, что у них получилось. Мы с вами их работу проверим и тоже эти стихи прочитаем с той интонацией, с которой я попрошу.
Проверка выполненного задания проводится по плану:
1. Какое слово вставил? (Учитель или ученик достают предмет из сундучка – Приложение 2 Для работы с приложением 2 ознакомься с инструкцией).
2. Прочитай строчки, которые получились (Читает ученик, который выполнял задание).
3. А теперь прочитаем хором удивленно (с преувеличенной гордостью, с жалостью, ворча, с постепенным уменьшением громкости, споем, с усилением громкости, плача).
Самоопределение к деятельности
- Почему именно эти стихи я взяла для речевой разминки? Что их связывает? (Их написал один автор)
- Кто написал все эти стихи? (Сергей Михалков)
- Если посмотреть на первые буквы извлеченных из сундука предметов, то получится фамилия автора этих стихотворений. (Учитель открывает имя, фамилию автора и портрет в Приложении 2)
- Правильно ли мы угадали автора? (Да)
- Итак, сформулируйте тему и цель урока (Приложение 2).
(Тема – Стихи С.Михалкова, цель – знакомство с биографией и стихами С.Михалкова).
- Что мы должны сделать на уроке, чтобы достичь поставленной цели? (Читать стихи, анализировать их, слушать учителя, задавать вопросы и отвечать на них и т.д.)
Работа по теме
-
Знакомство
- Что вы знаете о Сергее Владимировиче Михалкове?
Рассказ учителя: Писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент, автор текста гимна Российской Федерации... Сергей Михалков был поистине многогранным человеком, однако наибольшую известность и популярность ему принесли произведения для детей.
(Учитель демонстрирует книги с выставки)
Воспитанием в семье Михалковых занималась строгая гувернантка немецкого происхождения Эмма Розенберг. Дети беспрекословно слушались ее, делая все, что она им велит. Сергею Владимировичу учеба доставляла настоящее удовольствие. А вот дождь он не любил.
- А вы любите дождь? Почему?
«Мозговой штурм»
- Чем Вы можете заняться во время дождя? (Дети подают разные идеи, после чего учитель раскрывает возможные ответы на вопрос в Приложении 2)
- Посмотрите, сколько занятий предложили вы, сколько у меня на доске, но идею Сергей Владимировича мы с вами пока еще не разгадали.
- Оставим этот вопрос пока открытым (вопрос надо записать на доске).
Работа со стихотворением «Если»
Первичное восприятие.
- Иногда для того, что описать свои чувства, не хватает слов. Я хочу, чтобы вам сегодня хватило слов, поэтому подготовила небольшой словарик чувств (Приложение 2).
- Прочитайте по цепочке. Все ли слова понятны? (Ответы детей)
- Послушайте стихотворение, а потом скажите, какие эмоции вы испытали при прослушивании этого стихотворения.
Чтение стихотворения наизусть учителем
- Какие чувства испытали при чтении стихотворения? (Ответы детей)
Повторное чтение стихотворения в парах.
- Для того, чтобы мы могли поговорить о стихотворении и ответить на главный вопрос, вы сейчас прочитаете стихотворение в паре: две строчки читает один участник пары, две другой, затем снова первый и снова второй… до тех пор, пока стихотворение не будет полностью прочитано. По окончании работы поднимите соединенные руки домиком. Так я пойму, что вы с заданием справились.
Анализ стихотворения с помощью Кубика Блума.
- У меня в руках предмет (у учителя в руках кубик Блума). Что это за предмет? (Куб)
- На гранях кубика написаны слова. Эти слова, ребята, обозначают тип вопроса, который надо задать или на который надо ответить. Ознакомимся с типами вопроса (Приложение 2). Сейчас вы будете кидать кубик, а я задавать вопросы.
Дети по очереди кидают кубик, учитель задает вопрос из соответствующей группы. Если какой-то важный для анализа вопрос так и не выпал, то учитель задает его уже без кубика.
Назови. Где сидят дети? Почему они сидят дома? С каким морем ребята сравнивают лужу? Во что превратили лужу? Во что ребята превратили каплю? Какой ответ получили на вопрос: «Какой ширины туча»?
Почему. Почему ребята начали фантазировать? Почему у тучи нет краев? Почему автор назвал стихотворение «Если»?
Объясни. Правильно ли я понимаю, что детям скучно? Правда ли, что дождь идет давно? Правильно ли я понимаю, что фантазирование помогло ребятам пережить скучный дождливый день?
Поделись. Любишь ли ты дождь? Часто ли ты фантазируешь? Как ты относишься к мокнущим под дождем собакам?
Предложи. Чем бы ты предложил заняться ребятам? Придумай другое название стихотворению.
Придумай. В какую игру играли бы мальчики, если бы было солнечно? Что еще можно соединить, чтобы получить что-нибудь большое?
Физкультминутка «Зонтик» (Е.Железнова). Минусовка в Приложении 2.
Вот это мой зонтик, я в дождь хожу с ним,
Пусть дождь барабанит, останусь сухим.
Вот моя книжка, могу почитать,
Могу вам картиночки в ней показать.
А это мой мячик, весёлый, смешной,
Его я бросаю над головой.
А вот мой котёнок, я глажу его,
Мурлыкает он для меня одного.
Работа над выразительным чтением стихотворения
- С какой интонацией надо читать это стихотворение? (Читаем по столбику – 2 раза)
Работа со стихотворением «Рисунок».
Первичное восприятие
- Ознакомимся с еще одним стихотворением Сергея Михалкова «Рисунок». После чтения стихотворения вы мне расскажете, что почувствовали.
Просмотр мультфильма (Приложение 4). (Приложение 2 «Словарь чувств»)
- Какие эмоции пробудил в вас просмотр стихотворения?
Вторичное чтение.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса. По окончании задания встаньте рядом с партой. Так я пойму, что вы закончили чтение (Дети читают).
- А теперь прочитаем в парах со сменой партнера по четыре строчки. Читаем друг другу в паре по очереди 4 строки стихотворения, а по моему хлопку ребята первого варианта пересаживаются на одно место вперед, а те, кто сидит на первой парте бегут на заднюю. И снова читаем друг другу следующие 4 строчки и ждем хлопка для пересадки на одно место вперед. И так далее, пока стизотворение не закончится.
Анализ стихотворения.
Работа в группах
– Объединитесь в группы. Придумайте 6 вопросов, по одному для каждой грани кубика Блума. (На доске Приложение 2 «Памятка для составления вопросов для кубика»)
- Чтобы Вам было легче составить эти вопросы, я на памятках уже написала их возможное начало (Приложение 3). Надо только продолжить и выбрать в каждой группе один самый важный вопрос, который вы и зададите одноклассникам.
Анализ
- Я кидаю кубик, а вы задаёте друг другу вопросы. (На доске липушки 6 цветов с вопросами, составленными учителем для групп, у которых не получилось придумать какой-либо тип вопроса)
Сравнение двух стихотворений.
- Мы сегодня познакомились с двумя стихотворениями. Как они называются?
- Чем похожи? От чьего лица ведется повествование в первом стихотворении, во втором? Почему дети в первом стихотворении фантазировали? Почему рисовал мальчик в стихотворении «рисунок»? Как фантазировали дети?
Итог урока:
– С произведениями, какого автора знакомились на уроке?
- Как называются стихи?
- Ответьте на вопрос, который задали в начале урока: Чем можно заняться в дождь по мнению Сергея Владимировича Михалкова?
- Чему хотел нас научить автор, когда писал эти произведения?
Домашнее задание. Нарисуйте свой фантастический рисунок к стихотворению «Если»
Рефлексия:
- Продолжите предложения (Приложение 2).
Мне было интересно…
Я узнал…
Я затруднялся…..
Я хочу вам пожелать, чтобы ваше детство дольше не кончалось и вы могли продолжать фантазировать, как можно дольше. Ведь без фантазии было бы скучно жить, и не было бы написано столько чудесных книг.
Спасибо за урок.
Использованные ресурсы:
Михалков С.В. «Рисунок». Видео- фрагмент. Режим доступа:
Железнова Е. «Музыка с мамой. Пальчиковые игры». Режим доступа:
Как работать с Приложением 2 смотри в «Инструкции к Приложению 2»
Комментарии (11)
сменить сортировкуОтредактировано 05-07-2019 21:48