12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Россиева Антонина Владимировна17036
Представитель педагогической династии в четвертом поколений. Творческий, трудолюбивый и амбициозный человек.
Россия, Карелия респ., п.Ильинский

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема: С. Михалков «Если», «Рисунок»

Цель - ознакомление с жизнью и творчеством С.В. Михалкова.

Задачи:

- формировать навык осмысленного чтения;

- формировать умение задавать вопросы;

- формировать навык выразительного чтения;

- развивать память, речь, мышление;

- развивать умение высказывать свое отношение к прочитанному.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лири­ческие тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произ­ведения и его содержание; высказывать свое мнение.

Оборудование: портрет и выставка книг С.В. Михалкова; кар­точки (приложение1), учебники, карточки с текстом С.В.Михалкова «Рисунок», компьютер с колонками и интерактивная доска.

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Антонина Владимировна. Сегодня урок чтения проведу у Вас я.

- У вас на столах учебник, пенал. Садитесь, пожалуйста.

Все расселись по местам,

Никому не тесно?

По секрету Вам скажу:

«Будет интересно».

- Прежде, чем начать работу, познакомимся чуть ближе. Я отвечу на любые Ваши три вопроса (Учитель отвечает на вопросы детей).

- А теперь я Вам задам три вопроса:

- Кто любит учиться? Хлопните три раза.

- Кто любит читать? Топните два раза.


Карточки для индивидуальной работы
DOCX / 14.08 Кб


Приложени 2. Флипчат
FLIPCHART / 18.52 Мб


ИНструкция по работе с Приложением 2
DOCX / 15.46 Кб


Приложение 3. Памятка для составления вопросов
DOCX / 11.95 Кб


Конспект без искажений
DOCX / 29.71 Кб

 

 

Кто любит смеяться? Поднимите руки вверх и хлопните один раз.

 

Речевая разминка и актуализация знаний.

Упражнение «Сундучок»

- Ребятам было дано задание вписать пропущенное слово в стихи на карточке и прочитать то, что у них получилось. Мы с вами их работу проверим и тоже эти стихи прочитаем с той интонацией, с которой я попрошу.

Проверка выполненного задания проводится по плану:

 1. Какое слово вставил? (Учитель или ученик достают предмет из сундучка – Приложение 2 Для работы с приложением 2 ознакомься с инструкцией).

2. Прочитай строчки, которые получились (Читает ученик, который выполнял задание).

3. А теперь прочитаем хором удивленно (с преувеличенной гордостью, с жалостью, ворча, с постепенным уменьшением громкости, споем, с усилением громкости, плача).

Самоопределение к деятельности

- Почему именно эти стихи я взяла для речевой разминки? Что их связывает? (Их написал один автор)

- Кто написал все эти стихи? (Сергей Михалков)

- Если посмотреть на первые буквы извлеченных из сундука предметов, то получится фамилия автора этих стихотворений. (Учитель открывает имя, фамилию автора и портрет в Приложении 2)

- Правильно ли мы угадали автора? (Да)

- Итак, сформулируйте тему и цель урока (Приложение 2).

(Тема – Стихи С.Михалкова, цель – знакомство с биографией и стихами С.Михалкова).

- Что мы должны сделать на уроке, чтобы достичь поставленной цели? (Читать стихи, анализировать их, слушать учителя, задавать вопросы и отвечать на них и т.д.)

Работа по теме

  1. Знакомство

- Что вы знаете о Сергее Владимировиче Михалкове?

Рассказ учителя: Писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент, автор текста гимна Российской Федерации... Сергей Михалков был поистине многогранным человеком, однако наибольшую известность и популярность ему принесли произведения для детей.

(Учитель демонстрирует книги с выставки)

Воспитанием в семье Михалковых занималась строгая гувернантка немецкого происхождения Эмма Розенберг. Дети беспрекословно слушались ее, делая все, что она им велит. Сергею Владимировичу учеба доставляла настоящее удовольствие. А вот дождь он не любил.

- А вы любите дождь? Почему?

«Мозговой штурм»

- Чем Вы можете заняться во время дождя? (Дети подают разные идеи, после чего учитель раскрывает возможные ответы на вопрос в Приложении 2)

- Посмотрите, сколько занятий предложили вы, сколько у меня на доске, но идею Сергей Владимировича мы с вами пока еще не разгадали.

- Оставим этот вопрос пока открытым (вопрос надо записать на доске).

Работа со стихотворением «Если»

Первичное восприятие.

- Иногда для того, что описать свои чувства, не хватает слов. Я хочу, чтобы вам сегодня хватило слов, поэтому подготовила небольшой словарик чувств (Приложение 2).

- Прочитайте по цепочке. Все ли слова понятны? (Ответы детей)

- Послушайте стихотворение, а потом скажите, какие эмоции вы испытали при прослушивании этого стихотворения.

Чтение стихотворения наизусть учителем

- Какие чувства испытали при чтении стихотворения? (Ответы детей)

Повторное чтение стихотворения в парах.

- Для того, чтобы мы могли поговорить о стихотворении и ответить на главный вопрос, вы сейчас прочитаете стихотворение в паре: две строчки читает один участник пары, две другой, затем снова первый и снова второй… до тех пор, пока стихотворение не будет полностью прочитано. По окончании работы поднимите соединенные руки домиком. Так я пойму, что вы с заданием справились.

Анализ стихотворения с помощью Кубика Блума.

- У меня в руках предмет (у учителя в руках кубик Блума). Что это за предмет? (Куб)

- На гранях кубика написаны слова. Эти слова, ребята, обозначают тип вопроса, который надо задать или на который надо ответить. Ознакомимся с типами вопроса (Приложение 2). Сейчас вы будете кидать кубик, а я задавать вопросы.

Дети по очереди кидают кубик, учитель задает вопрос из соответствующей группы. Если какой-то важный для анализа вопрос так и не выпал, то учитель задает его уже без кубика.

Назови. Где сидят дети? Почему они сидят дома? С каким морем ребята сравнивают лужу? Во что превратили лужу? Во что ребята превратили каплю? Какой ответ получили на вопрос: «Какой ширины туча»?

Почему. Почему ребята начали фантазировать? Почему у тучи нет краев? Почему автор назвал стихотворение «Если»?

Объясни. Правильно ли я понимаю, что детям скучно? Правда ли, что дождь идет давно? Правильно ли я понимаю, что фантазирование помогло ребятам пережить скучный дождливый день?

Поделись. Любишь ли ты дождь? Часто ли ты фантазируешь? Как ты относишься к мокнущим под дождем собакам?

Предложи. Чем бы ты предложил заняться ребятам? Придумай другое название стихотворению.

Придумай. В какую игру играли бы мальчики, если бы было солнечно? Что еще можно соединить, чтобы получить что-нибудь большое?

Физкультминутка «Зонтик» (Е.Железнова). Минусовка в Приложении 2.

Вот это мой зонтик, я в дождь хожу с ним,

Пусть дождь барабанит, останусь сухим.

Вот моя книжка, могу почитать,

Могу вам картиночки в ней показать.

А это мой мячик, весёлый, смешной,

Его я бросаю над головой.

А вот мой котёнок, я глажу его,

Мурлыкает он для меня одного.

Работа над выразительным чтением стихотворения

- С какой интонацией надо читать это стихотворение? (Читаем по столбику – 2 раза)

Работа со стихотворением «Рисунок».

Первичное восприятие

- Ознакомимся с еще одним стихотворением Сергея Михалкова «Рисунок». После чтения стихотворения вы мне расскажете, что почувствовали.

Просмотр мультфильма (Приложение 4). (Приложение 2 «Словарь чувств»)

- Какие эмоции пробудил в вас просмотр стихотворения?

Вторичное чтение.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса. По окончании задания встаньте рядом с партой. Так я пойму, что вы закончили чтение (Дети читают).

- А теперь прочитаем в парах со сменой партнера по четыре строчки. Читаем друг другу в паре по очереди 4 строки стихотворения, а по моему хлопку ребята первого варианта пересаживаются на одно место вперед, а те, кто сидит на первой парте бегут на заднюю. И снова читаем друг другу следующие 4 строчки и ждем хлопка для пересадки на одно место вперед. И так далее, пока стизотворение не закончится.

Анализ стихотворения.

Работа в группах

– Объединитесь в группы. Придумайте 6 вопросов, по одному для каждой грани кубика Блума. (На доске Приложение 2 «Памятка для составления вопросов для кубика»)

- Чтобы Вам было легче составить эти вопросы, я на памятках уже написала их возможное начало (Приложение 3). Надо только продолжить и выбрать в каждой группе один самый важный вопрос, который вы и зададите одноклассникам.

Анализ

- Я кидаю кубик, а вы задаёте друг другу вопросы. (На доске липушки 6 цветов с вопросами, составленными учителем для групп, у которых не получилось придумать какой-либо тип вопроса)

Сравнение двух стихотворений.

- Мы сегодня познакомились с двумя стихотворениями. Как они называются?

- Чем похожи? От чьего лица ведется повествование в первом стихотворении, во втором? Почему дети в первом стихотворении фантазировали? Почему рисовал мальчик в стихотворении «рисунок»? Как фантазировали дети?

Итог урока:

– С произведениями, какого автора знакомились на уроке?

- Как называются стихи?

- Ответьте на вопрос, который задали в начале урока: Чем можно заняться в дождь по мнению Сергея Владимировича Михалкова?

- Чему хотел нас научить автор, когда писал эти произведения?

Домашнее задание. Нарисуйте свой фантастический рисунок к стихотворению «Если»

Рефлексия:

- Продолжите предложения (Приложение 2).

Мне было интересно…

Я узнал…

Я затруднялся…..

Я хочу вам пожелать, чтобы ваше детство дольше не кончалось и вы могли продолжать фантазировать, как можно дольше. Ведь без фантазии было бы скучно жить, и не было бы написано столько чудесных книг.

Спасибо за урок.

 

Использованные ресурсы:

Михалков С.В. «Рисунок». Видео- фрагмент. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=W5XqmKIPKyk

Железнова Е. «Музыка с мамой. Пальчиковые игры». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zz_9IjLYKzY

Как работать с Приложением 2 смотри в «Инструкции к Приложению 2»

Опубликовано в группе «Уроки с применением интерактивной доски.»


Комментарии (11)

сменить сортировку
Кушнарева Татьяна Николаевна, 29.05.19 в 14:18 6Ответить Пожаловаться
Поздравляем с ПОБЕДОЙ!!!

Россиева Антонина Владимировна, 29.05.19 в 20:29 5Ответить Пожаловаться
Спасибо. Очень приятно)))
Ватолина Светлана Анатольевна, 30.05.19 в 11:52 6Ответить Пожаловаться
Антонина Владимировна, поздравляю с Победой в конкурсе!!!!
Россиева Антонина Владимировна, 30.05.19 в 19:49 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Анатольевна!
Порошина Ольга Анатольевна, 31.05.19 в 23:12 5Ответить Пожаловаться
Поздравляю с Победой в конкурсе!!!
Кадырова Ольга Игоревна, 02.07.19 в 10:09 4Ответить Пожаловаться
Замечательный и интересный урок!!!
Россиева Антонина Владимировна, 05.07.19 в 21:48 2Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень приятно получать похвалу от коллег!

Отредактировано 05-07-2019 21:48

Язенина Ольга Анатольевна, 03.07.19 в 23:41 2Ответить Пожаловаться
Антонина Станиславовна, с победой Вас! И удачи в дальнейшем!
Россиева Антонина Владимировна, 05.07.19 в 21:48 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Анатольевна!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.