Конспект урока по курсу ОРКСЭ «Христос и Его Крест» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 7 January 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №9»

Конспект урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе

по модулю «Основы православной культуры»

«Христос и Его Крест»

Выполнила: учитель начальных классов

Рубеко М.М.

МО г.Новомосковск

2015г.

Тема: Христос и Его Крест

Цель урока: формирование понимания значения креста для христиан.

Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока, раскрыть смысл Креста как символа православной веры через работу с текстом. Помочь осознать смысл христианского учения о жертвенности ради людей.

Развивать коммуникативные навыки и навыки учебного труда через работу в группах

Воспитывать уважение к тем, кто жертвует собой ради других, любовь к своим близким.

Задачи в области формирования УУД:

Познавательные – умение выделять существенную информацию из различных источников;

Регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;

Коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.

Оборудование для детей: учебник, конверты с номерами заданий для проверки знаний.

Техническое оснащение урока: компьютер, проектор, презентация к уроку «Христос и Его крест».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I

Орг. Момент

Мотивация к учебной деятельности

О, человек! За тебя на кресте

Умер Господь, - умер страшно, мучительно

Не для того, чтоб ты жил в суете;

Не для того, чтобы падал стремительно.

Ты для Христа стал дороже всего:

Жизнь Он отдал за твоё искупление,

Чтобы взирая на подвиг Его,

Ты облекался в одежды нетления. (Юрий Вилюгов)

(Слайд 2)

Настраиваются на урок


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества

II

Повторение пройденного

Актуализация знаний и работа над индивидуальными затруднениями

Сегодня мы снова будем говорить о жизни Иисуса Христа. Я не случайно начала наш урок с замечательных строчек Юрия Вилюгова. Именно они и тест, который вы выполните в ближайшее время, помогут вам определить тему сегодняшнего урока.

Тест. Работа в группах.

- Возьмите конверт № 1. Внимательно прочитайте инструкцию к тесту и выполните задание.

- Выберите высказывания под нужной буквой. Обведите правильный ответ. Прочитайте буквы сверху вниз, у тебя получится слово. (Приложение 1)

1.Что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось в мире?

Р) Злом отвечать на зло

З)С добрыми быть добрым, со злыми быть злым

К) Любить врагов

2.Что составляет истинное богатство христианина?

О) То, что христианин лучше остальных

Р) Духовные богатства, которые собираются на Небе, когда мы делаем добрые дела

А)Земные богатства

3. Кого учил любить Иисус Христос?

Е) Любить всех людей, даже врагов

М) Любить тех, кого нам хочется любить

И) Любить тех, кто нас любит

4.Какое сокровище нельзя украсть?

У) Которое никому не нужно

С) Которое человек собирает на Небе

Г) Которое хорошо спрятано

5.Жить по заповедям, данным Христом в Нагорной проповеди, означает:

Т) быть настоящим христианином

П) быть сомневающимся человеком

Д) быть далеким от Бога

- Какой вопрос вызвал наибольшее затруднение? Какой вопрос показался самым интересным? Почему?

- Какое слово получилось?

- Вы абсолютно правы. Сегодня мы будем говорить о кресте.

Работа в группах (дается возможность учащимся выбрать нужный вариант ответа

III

Подготовка к усвоению нового материала.

-Подумайте, где и когда вам приходилось встречаться с крестами?

(девочки вышивают крестом, на машинах скорой помощи, на дорожных знаках и т.д.)

- Сегодня вы узнаете, какой смысл несёт крест для православных людей, что он значит для всех христиан.

- Чтобы достичь этой цели мы с вами должны найти ответы на несколько вопросов:

- Какова символика креста?

- Как Бог стал человеком?

- Почему Христос не уклонился от казни?


 

(Слайд 3)

Дети проговаривают возможные варианты различных крестов


 


 


 


 


 


 


 

Регулятивные УУД

Определять цель деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД

Формулировать своё мнение, свою позицию.

Познавательные УУД

Делать выводы на основе анализа объектов.

V

Усвоение новых знаний

Работа с текстом. Комбинированное чтение. Прием «Чтение с остановками»(Слайд 4)

1 часть. Боговоплощение

После прочтения 1 части учитель задает вопросы:

– Как вы понимаете боговоплощение?

(Бог сохранил в себе все от бога, но теперь стал человеком – Богочеловеком).(Слайд 5)

Что христиане считают чудом?

(Чудо - воплощение)
Что было у Иисуса от Бога?

(От Бога – способность творить чудеса)
Что –  от человека?

(Радовался и страдал, плакал от потери друзей, вкушал пищу и голодал).

(Слайд 6)

2 часть. Голгофа

После прочтения 2 части учитель задает вопросы:

– Как вы понимаете значение слова Голгофа?(Слайд 7)

Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников.

Распятие - это была страшная казнь. Почему?( руки и ноги человека прибивали гвоздями к кресту крест ставили вертикально и человек умирал мучительной смертью). А за что был казнен Иисус Христос как преступник? ( Некоторые люди не поверили ему, что он может одновременно в одном лице быть Богом и человеком, он не мог стать столь близким к людям.Поэтому его объявили преступником.)

- Мог ли Иисус избежать казни будучи Богочеловеком? Как ?

- Но почему же тогда после ареста он не позволил ни ангелам , ни апостолам защитить его?

Он не спорил со своими судьями. Он своими чудесами мог поразить землю, но он хотел убедить людей , что именно в нем Бог стал человеком. И как человек он не вечен. Он может умереть.

Этими муками он доказал великую любовь к людям и то, что смерть это не пустота, а по мнению православных людей после смерти начинается другая жизнь на Небе в Царствии Небесном.
О чем  говорит Евангелие о выборе Христа? 

Христос добровольно принял крест. Смерть ему нужна была для того, чтобы пройти через человеческую смерть.
Как вы думаете, смог кто-либо защитить Христа?

Предположения детей
– Проверим наше предположение.

3 часть. Жертва Христа(Слайд 8)

После прочтения 3части учитель задает вопросы:

– Защитил кто-нибудь Христа? Почему?

Нет, Христос не позволил.


– Кто имел власть распять?

Понтий Пилат, судья, правитель

4 часть. Распятие(Слайд9)

После прочтения 4 части учитель задает вопросы:

– Чем закончилась история?

Смертью Христа

– Какую страшную казнь придумали люди?

Распятие
– Где похоронили Христа?

В каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы
– Ответили мы на главный вопрос: «Какова символика креста».

Нет
– Предлагаю продолжить чтение, чтобы найти ответ на последний вопрос.

5 часть. Символика креста

Самостоятельное чтение

После прочтения 5 части проводится игра «Да - нет»

- Я читаю вам утверждение , основанное на прочитанном тексте и если вы со мной согласны, то поднимаете руку. Если нет, то руки у вас лежат на партах.

Православный Крест состоит из четырех поперечных перекладин. ( 3) нет

К средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней – Его ноги.( да)

Средняя перекладина перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека ( да)

Буквы ИНЦИ - начальные буквы фразы Иисус Назарянин царь иудейский.(да)

Два человека, которые были казнены вместе с Христом были осуждены несправедливо.(нет)

Нижняя перекладина опущена слева от Христа в знак того, что благоразумный разбойник покаялся и завершил свою жизнь в низости ( нет)

Нижняя перекладина поднята справа вверх от Христа , в знак того, что благоразумный разбойник покаялся и пошел ввысь в Царство Небесное.( да)(Слайд 10)

Молодцы вы неплохо справились с заданием. Теперь вы знаете символику Креста и я предлагаю вам открыть конверт №2 и выполнить следующее задание (Приложение 2)

Внимательно читают текст в учебнике про себя,

отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Ребята с помощью игры повторяют изученный материал


 

 

Познавательные УУД: Обобщение,

построение логической цепи рассуждений, доказательство

Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы, оценивать правильность выполнения задания.

Личностные УУД

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Регулятивные УУДОсуществлять познавательную и личностную рефлексию.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПознавательноеУУДпоиски способов решения проблемы

Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем решать учебную задачу

Коммуникативное УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

V

Физкультминутка

     

VI

Закрепление

изученного

- Сегодня мы познакомились новыми православными понятиями.Вы замечательно работали, а теперь я предлагаю интересное задание, которое покажет, как вы усвоили эти понятия.

- Откройте конверт №2 (Приложение 3).Поработайте в группах и найдите соответствие, соединив иллюстрацию, понятие и значение понятия.

Проверка Слайд 13


 

- В начале урока мы ставили цель узнать, какое значение имеет крест для православного человека. Это святыня.В нашей жизни отношение к кресту как православному символу бывает разное.

Встречались ли вы с неуважительным отношением к этой святыне и где?

Одним из проявлений неуважительного отношения к кресту является вандализм, осквернение могил и памятников. Независимо от веры как вы относитесь к этим людям.(Слайд 14)

И мне очень хотелось бы, чтобы вы помнили о том, что к святым вещам нужно относиться с уважением.

Детям предлагаются карточки с иллюстрациями, понятиями и значением этих понятий


 


 


 


 

Обращение к личному опыту детей. Выход на нравственные ценности.

Познавательные УУД: Обобщение,

построение логической цепи рассуждений, доказательство

Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы, оценивать правильность выполнения задания.

Личностные УУД

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Регулятивные УУДОсуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VII

Рефлексия

1. Дополните предложения.

* Мне было интересно…

* Я выполнял задания …

* Я понял, что…

* Я почувствовал, что…

* Было трудно…

* Меня удивило…

* Я сделал вывод, что…

* Мне захотелось…

Оценивают своё участие в уроке.

Познавательное УУД: Рефлексия способов и условий действий

Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности.

VIII

Итог урока

Дома я вам предлагаю повторить изученное. И выбрать задание , которое вам нравиться.

Выбери задание , которое тебе нравиться:

1.Прочитай еще раз статью в учебнике на стр.24-27 ответь на вопросы на стр.27.

2. Расскажи родителям о символике Креста. Нарисуй его и объясни каждую из составляющих его частей

3.Найди в Интернете и посмотри мультфильм «Твой крест».

Записывают д/з


 


 


 

 


 

Приложение 1

1. Что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло

не разрасталось в мире?

Р) Злом отвечать на зло

З)С добрыми быть добрым, со злыми быть злым

К) Любить врагов

2. Что составляет истинное богатство христианина?

О) То, что христианин лучше остальных

Р) Духовные богатства, которые собираются на Небе,

когда мы делаем добрые дела

А)Земные богатства

3. Кого учил любить Иисус Христос?

Е) Любить всех людей, даже врагов

М) Любить тех, кого нам хочется любить

И) Любить тех, кто нас любит

4. Какое сокровище нельзя украсть?

У) Которое никому не нужно

С) Которое человек собирает на Небе

Г) Которое хорошо спрятано

5. Жить по заповедям, данным Христом в Нагорной

проповеди, означает:

Т) быть настоящим христианином

П) быть сомневающимся человеком

Д) быть далеким от Бога

 

Приложение 2

Перед тобой одно из изображений креста.

Подумай, что означают сокращения на перекладине.

Аккуратно скопируй и расшифруй их.

____________________________________

____________________________________

Где должна находиться надпись И.Н.Ц.И.?

(По- церковнославянски – I. Н. Ц. I.)

Объясни значения этих букв.

I. ___________________________________

Н. ___________________________________

Ц. ___________________________________

I.____________________________________

Перед тобой одно из изображений креста.

Подумай, что означают сокращения на перекладине.

Аккуратно скопируй и расшифруй их.

____________________________________

____________________________________

Где должна находиться надпись И.Н.Ц.И.?

(По- церковнославянски – I. Н. Ц. I.)

Объясни значения этих букв.

I. ___________________________________

Н. ___________________________________

Ц. ___________________________________

I.____________________________________

Приложение 3

Богочеловек

 

 

Иисус Христос

Боговоплощение

воплощение Бога

в человека

Голгофа

небольшая гора на окраине Иерусалима, где распинали преступников

Крест

символ православных христиан,

знак любви Бога

к людям

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.