Конспект урока ОРКСЭ «Сердце матери» (4 класс)
Тема урока: «Сердце матери»
Форма урока. Творческая мастерская
Цель: создание условий для осознания обучающимися душевного, эмоционального состояния женщины-матери.
Задачи.
- Знакомство с новой формой урока – творческая мастерская (введение в понятие).
- Формировать умения собирать материал для самостоятельной творческой работы.
- Повышение интереса к процессу обучения через свободное самовыражение.
- Развитие креативности.
- Повышение навыков аргументированного разговора и письма.
- Развитие социальной компетентности.
- Воспитание чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие навыка анализа текста: учимся понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания.
Оборудование: презентации, цветные карандаши, фломастеры, фрагмент сказки «Марья – искусница»
Ход проведения
Орг. момент
Слайд 1 (заставка)
Сегодня у нас не просто урок. Сегодня у нас творческая мастерская. Мастерская это место, где происходит рождение чего-то нового. В мастерской работают настоящие мастера.
В мастерской художника рождаются (что?) – картины.
В мастерской гончара – различные изделия.
А в нашей мастерской мы попробуем творить СЕБЯ.
Каждому мастеру нужен материал для работы.
Художнику нужны кисти и краски, гончару – глина и вода,
А нам нужны чувства, ощущения, эмоции, рассуждения, образы…
Итак, перенесемся в нашу мастерскую. В ней тепло и уютно, светло и свежо.
Введение в тему
Слайд 2 (ночь)
-Давайте послушаем тишину…
-Что можно услышать в тишине, если хорошенько прислушаться?...
-Вы слышали, как бьется ваше сердце? …
-Это услышать просто или сложно? Почему?..
-Что говорит вам ваше сердце? …
-А как вы думаете, кто «включил» вам ваше сердечко?
Конечно, МАМА!
Какая тема нашего урока?
Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?
- Какое оно «сердце матери»?
- Кто для тебя «мама»?
Я приглашаю вас заглянуть в одну удивительную тайну.
Музыка-фон. Презентация «Разговор с богом. Притча о маме»
- Какое настроение, чувства и состояние души вызывает у вас эта притча?
-Так кто же дал возможность вашему сердечку вести вас по этой жизни?
Конечно, МАМА!
Работа с ключевым словом (актуализируем, что знаем)
Мама.… Какое маленькое слово, но, сколько в нем необъятного.
Произнесите это слово:
с улыбкой,
задумчиво,
шепните,
скажите его звонко,
протяните его нежно.
Ребята, а вы помните, когда в нашей стране отмечается «День матери»?
День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября. Этот праздник призван поддерживать традиции бережного отношения главному человеку в семье – женщине-матери
В европейских странах, тоже отмечают этот праздник, приходится он на второе воскресенье мая. Весна – это начало жизни, а мама дарит жизнь.
- Из этого можно сделать вывод, что, «Мама – творец человека»
Будьте внимательны к ней, и если порой она бывает с вами строга, поймите ее верно: это потому, что она желает вам добра. Умейте ценить любовь матери. Будьте бережливы к этой любви, не оскорбляйте ее случайно грубостью, резким словом, непослушанием.
Работа в группе
Итак, я предлагаю вам поработать в группах
У каждой группы есть лист и маркер. Каждой группе нужно выполнить следующее задание.
1 группа: выбирает качества души, присущие маме (дети приклеивают лучики к солнышку, с качествами, присущими маме);
2 группа: собирает пословицы о матери
При солнышке светло, при матери добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка
Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
Материнская ласка конца не знает.
Мать кормит детей как земля людей.
У ребенка болит пальчик, а у матери сердце
Сердце матери лучше солнца греет.
3 группа: «Составляет рассказ «Мамино воскресенье»
4 группа: образ матери в живописи (работает над картиной художника О.А. Кипренского «Мать с ребенком»)
5 группа: Прочитать рассказ Ю.Яковлева «Сердце матери» (с.118), ответить на вопросы.
6 группа: Напишите маме письмо о своей любви или подготовить стихотворение наизусть о маме.
Проверка работы в группах
Продолжение работы по теме урока
- Ребята, тема нашего урока «Сердце матери»
- Как, вы думаете «сердце матери» надо беречь? Отчего?
Ты уже в том возрасте, когда можешь понять свою маму, помочь и посочувствовать, подарить ей радость. Нужно только захотеть и не быть равнодушными. Нередко вы расстраиваете мам своими поведением, поступками, оценками, обижаете их и сами на них обижаетесь. А заслуживают ли они такого отношения, справедливы ли вы к ним?
1. Предлагаю посмотреть фрагмент из сказки «Марья - искусница» (фрагмент борьбы матери с водяным за жизнь сына)
2. Беседа по содержанию фрагмента видеоролика
- Какой момент был самым напряженным?
- О чем Водяной спросил у Марьи? От куда силища такая взялась?
- Что она ответила? За сына борюсь
В заключении, мне бы хотелось вам сказать ребята, будьте добрым сыном и доброй дочерью до самой старости своей мамы. Умейте чувствовать сердце матери, чтобы как можно чаще видеть в её глазах мир и покой, счастье и радость. Берегите же самую добрую, самую хорошую – вашу маму, берегите её здоровье, её силы - и у вас от этого будет хорошо и спокойно на душе.
Рефлексия.
Игра «Хорошее-плохое»
- Удивительным образом устроено человеческое сердце. Оно способно вмещать в себя и очень хорошие качества и очень плохие. На цветочках написаны человеческие качества. Выберите те качества, которые вы готовы впустить в свое сердце. Наклейте на лист.
Радость, жестокость, уважение, трудолюбие, равнодушие, любовь, доброта, милосердие, забота, грубость, лживость, трусость, храбрость, честность, верность, дружба, благородство, нежность.
Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу
- Что главное извлекли из урока? (Мама творец человека)
Мама – самый верный друг, который никогда не предаст своего ребенка. Материнское сердце очень хрупкое, его надо беречь от печали и горести.
Д/з.
Подготовить рассказ о своей маме.