12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кизилова Инна Владимировна58
Россия, Ставропольский край, село Тугулук

Конспект  урока по  ОРКСЭ

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Разработчик: Кизилова Инна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ 8 с Тугулук

Грачевского муниципального района

Ставропольского края

Тема урока: «Праздники и календари»

Цель урока: познакомить учащихся  с основными особенностями праздников разных религий  (иудаизма, христианства, ислама, буддизма).

Задачи урока:

Обучающие:

          - расширение  представлений о многообразии праздников в религиях мира;

          - знакомство  с основными особенностями  праздников, их роли  в разных религиях России (иудаизм, православие, ислам, буддизм).

Развивающие:

          - развитие способностей обучающихся к общению  на основе взаимного уважения и диалога;

          - развитие  умения  осуществлять поиск необходимой информации в учебнике  для выполнения учебных заданий; формирование  умения проводить сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи.

 Воспитательные:

         воспитание у детей  культурного поведения, взаимоуважения;

         -  воспитание  бережного отношения и уважения к традициям народов России.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Личностные результаты:

– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

–уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты:

- умение  на основе текста выделять особенности культурных явлений (праздников);

- развитие коммуникативных умений работы в группах;

- развитие умения строить монологический рассказ и культуры выражения мысли;

- способность принимать и сохранять учебные цели и задачи.

Предметные результаты:
- формирование представлений о религиозных праздниках  народов России;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям народов России.

Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение. Курбан-байрам. Ураза-байрам. Дунчод-хурал. Салгаалган.

Межпредметные связи: история, МХК, обществознание, география

Оборудование: раздаточный материал, презентация, маркеры.

 

Ход урока

                                                                      

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационно-мотивационный

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Открытие новых знаний

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к  другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, пожелайте соседу удачи.

    Подарите каждому

     По кусочку солнышка,

     Пусть добром наполнятся

     Души их до донышка.

- Ребята, а давайте вспомним, какую тему  мы изучили на предыдущем  уроке? О чем   говорили? (Мы говорили о паломничестве). Предлагаю игру «Найди   соответствие», чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему.

 Слайд 2. Задание: соедините термин и его определение

1. Мощи

А) путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.

2. Хадж

Б) святыни, останки тел умерших людей

3. Реликвия

В) особо хранимая и почитаемая верующими святыня

4.Паломничество

Г) паломничество в город Мекку

 

 - Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок, с одной ошибкой, с двумя и более. Молодцы, эти знания вам пригодятся в жизни.

- Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Давайте

попробуем!

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,
   А в каждом гнезде по четыре синицы.
   Где все это хранится?

- Что это такое?

- Как вы понимаете слово «Календарь»?

- А мы можем проверить, верно ли вы ответили.

- Найдите значение слова в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова . Слайд 3

- Какие виды календарей вы знаете? Слайд 4-6

- Почему некоторые дни обозначены красным цветом?

-Найдите значение слова «праздник» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова. Слайд 7 (Праздник. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. 3. Выходной, нерабочий день. 4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5. День игр, развлечений.)

 -  Какие праздники вы знаете?

 -  Для чего нужны  праздники?

 -  Посмотрите сценку и ответьте, чем отличаются праздники. На какие два вида можно разделить все праздники?

 

Сценка  «Забытый ангел»

Действующие лица:

Борис – паренек лет тринадцати, живет в деревне.

Роман – друг Бориса, второй год живет в Москве с сестрой и родителями, приезжает на каникулы в деревню.

Забытый ангел – светлый.

Темный ангел.

Действие первое

Музыкальная фраза (на доступном инструменте). Роман спит, похрапывая. Появляется Борис.

Борис: Ромка, ты еще спишь? А ну вставай! Ты что, забыл, что мы за ёлкой в лес собирались?

Роман: А, это ты… Чего ты? Поспать не дал…

Борис: Ты до чего доигрался на своем компьютере, что день с ночью перепутал. Пошли за ёлкой! Топорик я взял.

Роман (вставая и встряхиваясь): Эх, ёлки-метёлки, пошли. Ну и клёвую игру мне подарили! Последний монстр на меня наступает, патроны кончились, гранаты кончились, тут я ему кинжалом ка-а-а-к дам между глаз – и победил! Все уровни прошел!

Выходят из дома.

Борис: Уровни… Ты бы хоть лоб перекрестил, когда из дому выходишь!

Роман: Сам крестись, святоша. Надоел. Вот ты – в церковь ходишь, молишься, крестишься, а что с того? Что тебе, лучше от этого?

Борис: Эх ты, победитель монстров. Лучше, конечно, спать до обеда! Шагай, давай, а то к вечеру до леса не дойдём!

Уходят.

Действие второе

Музыкальная фраза. Кругом лес. Мальчики появляются с разных сторон, сходятся к середине сцены, стоят, озираясь, у каждого – пушистая зеленая ёлочка. Ёлочки плоские, двухсторонние, из картона.

Роман: Ну и лес! Слушай, куда ты меня завел? Заблудимся!

Борис: Ты просто давно в лесу не был. Мы сюда с тобой летом за грибами ходили. Зато смотри, какие елочки – загляденье. Не то что у вас там, в Москве: хвоинка за хвоинкой гоняется с дубинкой!

Роман: Сам ты дубинка! Как домой-то теперь попасть?

Борис: Чего проще: вот наш след на снегу. Своим следом пойдем назад и к деревне выйдем.

Роман: Вот оно и видно, что ты «деревня»! Сколько мы напетляли, пока ёлки хорошие нашли? Надо срезать и напрямик, вон туда! (Показывает куда.)

Борис: Нет. Я своим следом пойду.

Роман: Скатертью дорожка!

Уходит, унося елку, в другую сторону.

Действие третье

Музыкальная фраза. Появляется Борис с елочкой.

Борис: Как быстро сумерки наступили… Уже и следов не разобрать. Тут и наши с Ромкой, и еще чьи-то… Куда идти? Помоги, Господи!

С другого края сцены медленно появляется светлый ангел.

Светлый ангел: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Не бойся, Борис! Я выведу тебя домой!

Борис: Кто ты?

От удивления елочка выпадает у него из рук.

Светлый ангел: Я ангел Божий.

Борис: Ты – мой ангел хранитель?

Светлый ангел: Нет. Своего ангела хранителя ты отогнал прочь, когда бросил своего друга в лесу на верную беду. Теперь твой ангел следует за тобой в отдалении и плачет и не может тебе помочь.

Борис: А ты кто?

Светлый ангел: Я ангел нашей деревенской церкви, которую осквернили и разрушили обманутые злой волей люди, жившие здесь много лет назад.

Борис (с удивлением и страхом): Ангел нашей церкви…

Светлый ангел: Разве ты не знаешь, что у каждой церкви есть свой ангел, и он всегда находится в ней, даже если она разрушена до основания? Просто обо мне все забыли. А я всегда с вами.

Борис: Как же ты здесь оказался? Ведь церковь-то далеко отсюда!

Светлый ангел: Господь услышал твою молитву о помощи и ради великого праздника Рождества разрешил мне вывести тебя домой. Пойдем!

Борис (задумчиво): Теперь я всё понял… Господь услышал даже одно мое слово – «помоги»! А я бросил друга в беде да еще злился на него за то, что «святошей» меня назвал! Господи, прости! Ведь и Ромка, наверное, заблудился! Надо ему помочь!

Скрываются.

Действие четвертое

Музыкальная фраза. Появляется Роман, волоча за собой ёлочку.

Роман (посвистывая):  Зря я с Борькой не пошел. Правда, он зануда, но вообще парень ничего… Куда же идти? Еще эта ёлка тут… Тоже мне праздник…

После этих слов мгновенно появляется темный ангел. Если мало артистов, за темного ангела можно говорить в банку или в горшок.

Темный ангел: Да уж, выдумали праздник! А ты молодец, в эти сказки не веришь! Пойдем со мной, я тебя отведу.

Роман: Ишь ты! Очень надо! Да кто ты такой?

Темный ангел: Не узнаёшь? Я – твой старый знакомый и товарищ!

Роман: Тамбовский волк тебе товарищ. Ты здорово похож на последнего монстра из новой игры, которому я кинжалом между глаз ка-а-ак дал! Проваливай, мне домой надо.

Темный ангел: А, узнал! Верно! Только это в компьютере у тебя гранаты и кинжалы и ты выиграл. А теперь моя победа будет! Домой ты не попадешь! Смотри!

Заслоняет собой ёлочку, раздается змеиное шипенье, и елочка поворачивается к зрителям обгоревшей стороной.

Роман (с испугом): Да он настоящий!..

Темный ангел: Ха-ха-ха! А ты думал – компьютерный? Эти игры, в которые ты так любишь играть, мы специально для вас, дурачков, сделали, чтобы вы поверили, что нас нет. А мы есть! Мы самые сильные и делаем, что захотим. Хочешь стать таким же – поклонись мне, а если нет – сгоришь, как твоя ёлочка! Выбирай!

Роман (в ужасе шепчет): Господи, спаси!

Под музыкальную фразу появляется светлый ангел с мечом и Борис с зеленой ёлочкой.

Светлый ангел: Да воскреснет Бог…

Борис: …и расточатся врази Его!

Темный ангел (с воем): О-о-о-й, горю!

На его месте сгорает бенгальский огонь.

Роман: Борис! Откуда ты? А это кто?

Борис: Это всеми забытый ангел нашей деревенской церкви. Он нас спас!

Светлый ангел: Скоро Праздник! Вон наша деревня. Мир вам, идите домой!

Загораживает собой ёлочку Бориса, та поворачивается другой стороной, на ней теперь много красивых подарков.

Роман и Борис (в один голос): Спасибо тебе, ангел!

Скрываются, ангел в одну сторону, мальчики – в другую.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

 Слайд 8

- Какие религиозные праздники вы знаете?

- Вы назвали в основном христианские праздники. А знаете ли вы праздники других религий?

- Зачем нам, жителям России знать праздники разных религий?

 

Учащиеся  приветствуют друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

 

Ребята индивидуально работают с заданием.

 

                                                         

Учащиеся выполняют самопроверку  работы по слайду)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учащиеся внимательно слушают и называют отгадку.

 

 

 

 

 

Дети  работают  со словарём С.И. Ожегова, находят словарную статью слова «календарь».

Называют виды календарей.

 

Находят словарную статью слова «праздник».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся  сформулируют тему урока «Праздник и календари».

Дети отвечают на вопросы.

 

 

В России проживают люди разных национальностей и религий.

 

   -  Верно, но в рамках нашего предмета догадайтесь, о каких праздниках пойдет речь? (О религиозных праздниках)

    -  Все дети любят играть, а вы?  Проведём игру "Да-нет-ка". Заполним таблицу, вписав ответ в графу « В начале урока» на утверждение в виде слов «да» или  «нет».

(Ученики группой заполняют таблицы)

 

                       Утверждения

В начале урока

В конце урока

  1. В каждой религии свои праздники?

 

 

  1. Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?

 

 

  1. Сагааган – буддийский Новый год?

 

 

  1. Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?

 

 

  1. Курбан-байрам – праздник жертвоприношения?

 

 

  1. В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?

 

 

  1. Символ Пасхи – крашеные яйца?

 

 


- В каких вопросах вы точно не сомневаетесь и считаете, что правильно ответили?

- Предлагаю вам сегодня побыть исследователями и, поработав в  группах, представить праздники одной  из   религии.

- Для этого мы раделились на 4 группы. Выбрав символ, вы поймете, с праздниками  какой религии вы  будете работать.

План работы для всех групп:

1. Внимательно прочитайте текст учебника по той религии, которую выбрала ваша группа.

Иудейские праздники ( стр. 62-63)

Православные праздники (стр. 63 – 65)

Исламские праздники (стр. 65-66)

Буддистские праздники (стр. 66-67)

2. Выделите карандашом названия основных праздников, событий, с которыми он связан и основные его особенности.

3. По результатам работы заполните таблицу.

 

В процессе самостоятельной работы для снятия утомления учитель предлагает  выполнить упражнения.

-Ребята, а как вы думаете, что воспитывают религиозные праздники?(Толерантность)

-  Посмотрите на этот шар. Он очень хрупкий. Можно ли сравнить его с человеком.  Каждый человек любит хорошие слова? Вот сейчас мы бережно будем передавать этот шар и говорить друг другу добрые слова.

Учитель передаёт шар – ….

 

 

 

Дети играют в  игру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети  выбирают  символ.

 

 

 

 

По ходу работы заполняют таблицу.

 

Записывают особенности праздника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Представления творческих проектов

Учитель сопровождает выступления групп презентацией.

1 группа: Иудаизм Слайд 9-12

2 группа: Христианство Слайд 13-18

3 группа: Ислам Слайд 19-22

4 группа: Буддизм Слайд 23-25

- Что вам особенно понравилось в выступлении ваших одноклассников?

Выступления групп

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Первичное закрепление знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Рефлексия учебной деятельности

 

Мы узнали о четырех праздниках религий России. Давайте проверим, как вы запомнили их, предлагаю поиграть в игру «Угадай праздник».

 

Слайд 26 Посмотрев на слайд и  прочитав ключевые слова,  определите, о каком празднике идёт речь.

 

  *Иоанн Креститель, река Иордан, святая вода (Крещение)

  *Священная Тора, гора Синай, молочные продукты  (Шавуот)

   *Запрет на пролитие человеческой крови, совершить хадж, жертвенный  барашек  (Курбан-Байрам)

   *День рождения, омовение ног статуи, молчание в течение 7 дней. (Дончод)

- Что отличает все эти праздники?

 

 

 

- Что их объединяет?

 

    - Почему, мы жители России говорили сегодня праздниках разных религий.

   - Какие открытия сделали на уроке?

  - Что показалось вам самым интересным на уроке?

  - Как вы считаете, достигли мы цели урока?

- Вернемся к нашей таблице и заполним столбик "В конце урока", запишем  слова «да» или «нет»  напротив утверждений. Что изменилось? (Дети заполняют таблицу)

 

Прием "Дерево чувств"

Предлагаю вам заполнить наше "Дерево чувств". Возьмите яблоко, соответствующее вашим чувствам, и разместите на дереве:

Красный - радость, восторг.

Зеленое - спокойствие, равнодушие.

Фиолетовый - грусть, тревога.

 - Прикрепите свое яблоко на "Дерево чувств.

Слайд 27 Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

- Символом единства для всех религий и народов является круг. Так, давайте,  и мы встанем в большой круг и возьмемся за руки! (под песню «Так, давайте, устроим большой хоровод»)

 - Ребята,  благодарю вас за плодотворную   работу на уроке!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В честь разных событий, традиции, обычаи, кол-во дней празднования, время года празднования…

 

Все они связаны с религией, все они главные праздники религии, похожи названия Пасха и Песах. Уважение традиций предков.

 

Все они празднуются в России. В России живут люди разных национальностей и религий.

 

Отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся прикрепляют к дереву на доске с помощью магнитов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети  встают в один круг.

8.     Домашнее задание

(дифференцированное)

Выберите одно задание из  нескольких  предложенных:

Ø подготовить рассказ-рассуждение на тему: «Какой смысл несут       праздники традиционных религий России?» (вопрос на стр. 67);

Ø выполнить рисунок, изображающий празднование  религиозного праздника;

Ø составить кроссворд из 7 слов по теме «Праздники и календари».

Учащиеся  выбирают домашнее задание.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.