Урок по математики в 3 классе на тему «Табличные случаи умножения и деления»
Тема: «Табличные случаи умножения и деления»
Цели: помочь учащимся систематизировать знания табличных случаев умножения и деления, применять выполнение этих операций при решении разных видов заданий;
Совершенствовать вычислительные навыки, логическое мышление, внимание, творческие способности учащихся.
Воспитывать интерес к изучению математике.
Сообщение темы и цели урока
Тема урока: «Табличные случаи умножения и деления»
Я помогу вам систематизировать знания табличных случаев умножения.
-Поставьте перед собой учебную цель. В течение всего урока анализируйте свою деятельность, чтобы в конце урока вы могли подвести итог.
Устные вычисления
-
Урок начнём с разминки
Выполни вычисления по алгоритму, заданному блок-схемой.
а |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Какие правила повторили?
Я вам предлагаю быстро вычислить:
(48:6 + 6-4-12):50. Докажи.
Составим программу действий для вычисления.
А теперь найдите значение такого выражения: 24 : (12 : 3) + 15.
Чтобы повторить название компонентов и зависимость между ними, решим уравнения:
а • 8 = 32 49:х = 7 в:3 = 9.
Теперь небольшая загадка. При умножении каких чисел произведение равно 16, 18, 40, 24, 36?
Немного усложним работу и решим задачу.
В сквере растет 6 елочек, а липок в 3 раза меньше. Что вы узнаете, выполнив действия?
6 + 6:3 6-6:3.
///. Объяснение нового материала
Мы привыкли видеть таблицу умножения, записанную в 8 столбиков. Известный математик Пифагор нашел закономерность, которая позволила ему составить более компактную таблицу. Ее назвали "Таблица Пифагора".
Попробуйте найти эту закономерность к нахождению произведения. (В первой строке и в первом столбике записаны по порядку числа от 1 до 9. Числа второй строки получены умножением чисел первой строки на 1; следующей - на 2; 4-й - на 3 и так далее). Столбики получены аналогично.
Составьте свои примеры на умножение и найдите произведение по таблице Пифагора.
А как найти частное чисел? (56 : 7. Находим в первой строке 7, затем в этом столбике находим 56, частное - первое число слева в этой строке). Составьте свои примеры.
Выполните самостоятельную работу, которая поможет проверить, научились ли вы пользоваться таблицей Пифагора.
|
||||||||||||
2 человека работают у доски. Самопроверка.
Подумайте, разобрались ли вы в работе с таблицей Пифагора? На следующих уроках вы усовершенствуете свои знания.
IV. Закрепление изученного материала
1) А сейчас будем применять знание таблицы в решении задач.
На елку повесили 42 фонарика, хлопушек в 7 раз меньше, чем
фонариков, а шаров в 5 раз больше, чем хлопушек. Сколько шаров повесили на елку?
|
|
А теперь на примере другой задачи
вы проверите умение делить.
Как называется фигура? Докажите.
Что такое периметр?
Выбери формулу для рационального вычисления периметра квадрата.
Р = а + а + а + а Р = а•2
Р=а•2+b• 2
Р = а + в + с
Р = (а + в)-2 Р = а•4
Я предлагаю задание потруднее.
Начерти квадрат, периметр которого равен 8 см.
Взаимопроверка.
3) Выполнение уровневых заданий.
Проанализируйте свои знания и умения, выберите задание, с которым, на ваш взгляд, вы самостоятельно справитесь успешно.
21:3-9 9 • (72 : 9 : 2)
6-3:9 81 : 9 • (48 : 8)
5-6:10 8 • (45 : 9): 4
Составьте выражения в 3 действиях, используя умножение и деление, с результатами: 3, 63, 45.
Последовательно соедините точки с ответами действий. Какие рисунки получились?
3 уровень проверить выборочно, устно. (У всех собрать тетради).
5. Итог
Достигли ли вы цели, поставленной в начале урока?
Какие задания способствовали ее достижению?
Какое задание было интересным?
Трудным?