Открытый урок по математике «Табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4»
Инструкционная карта урока математики
1.Дидактическое обоснование: «Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева – М. : Вентана – Граф, 2014, УМК «Начальная школа 21 века».
2.Тема урока: «Табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4».
3. Цели деятельности педагога: создать условия для закрепления обучающимися табличных случаев умножения и деления на 2, 3, 4, умения находить половину, треть и четверть числа; способствовать развитию математической речи, наглядно-образного, логического мышления; воспитывать уважение к матери.
4.Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
5. Планируемые результаты:
Предметные: понимают суть арифметических действий – умножения и деления; табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4; порядок действий в выражениях, где присутствуют действия разных ступеней; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; решают задачи и выражения изученных видов, в том числе те, которые решаются умножением и делением.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – оценивают полученные результаты с поставленной задачей, свою деятельность на уроке, определяют успехи и трудности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: общеучебные – формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; логически рассуждают; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: самоопределение – овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
6.Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный диапроектор, магнитофон, диск с песней, учебник В. Н. Рудницкой «Математика, 2 класс, 1 часть», рабочая тетрадь №1, презентация, маркерные доски – 2 шт., маркеры черного цвета -2 шт., карточка с ответами для контролера, дидактический геометрический материал (полоски, таблицы), тест, таблица (целеполагание, рефлексия), ваза со стеблями и листьями, цветы из бумаги
7.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Универсальные учебные действия |
||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный этап – 2 минуты Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |
Утра доброго всем пожелаю, -Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые гости! -Ребята, поприветствуйте гостей! Садитесь! Начинаем урок!
СЛАЙД 1 |
Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. |
Личностные УУД Коммуникативные УУД |
||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний -8 минут Цель: организация осознанной внутренней потребности новых способов деятельности |
СЛАЙД 2 15:3 –Б 18:3 – И 3х3 – А 2х6 - Я 4х8 – К 16:4 – Ю 4х4 – Ч 8:2 -Ю 12:4 – Л 2х7 – О 16:2 –М 36:4-А -Что объединяет данные примеры? Решите их. -Каждому ответу соответствует буква. Разгадайте слова. СЛАЙД 3
|
- Примеры умножения и деления на 2, 3, 4. Соотносят числа и буквы. Составляют слова. -Что получилось? |
Коммуникативные УУД Предметные УУД Познавательные УУД Личностные УУД |
||||||||||||||||||||||||||||
3.Постановка учебной цели и задач урока – 4-5 минут Цель: называют тему, ставят цели урока |
1.-Сформулируйте тему урока. 2.Целеполагание. - Какую цель поставим на уроке? Вам поможет памятка. Я знаю… Я вспомню… Я смогу… - В таблице получились словосочетание «Любимая мамочка». -Поднимите руки, кто их произносит. Кого мы так называем? Почему? -Почему мы будем говорить о маме? Когда День матери в этом году? Какие чувства вы испытываете к маме? Как нужно относиться к маме? СЛАЙД 4 |
Называют тему урока. Ставят цели урока. - Я знаю, как решать такие примеры. Я вспомню таблицу умножения и деления на 2, 3, 4. Я смогу решать изученные виды примеров и задач. -Любимая мамочка. -Приближается День матери, который празднуют в последнее воскресенье ноября. Значит оно будет 29 ноября. |
.Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Предметные УУД Познавательные УУД Личностные УУД |
||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление – 15 минут Цель: формирование умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре, в группе, индивидуально, осуществлять контроль за выполнением задания.
|
1) Минутка чистописания -На минутке чистописания пропишем это число. Дайте характеристику числу 29. Красиво запишите его в тетради. -На доске - корзина, в которой нет цветов. К празднику наших мам нам нужно составить и подарить им букет. Предлагаю при каждом успешно выполненном задании прикреплять сделанные своими руками цветы к букету. 2) Практическая работа (раздаточный материал – полоски, на листе 6 фигур) ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Посмотрите на парту. Там находится раздаточный материал. Какую работу будем выполнять? - Вспомните, что такое половина, четверть числа, как её найти. Поработайте в паре. Возьмите полоски, покажите половину полоски, четверть полоски. Сравните половину и четверть. Какая часть больше? Какая часть меньше?
- Возьмите карточки с фигурами. Закрасьте со своей стороны ту часть фигуры, на которой стоит точка. Сравните карточки между собой и найдите лишнюю карточку. Объясните своё решение.
- Назовите геометрические фигуры. Какую фигуру нельзя назвать геометрической? Какую фигуру вы подарили бы маме? Почему? |
Дети характеризуют число 29. (Двузначное, некруглое, в нем 2 десятка и 9 единиц, в записи используются две цифры 2 и 9, соседи числа 28 и 30)
Выполняют практическую работу. -Больше половина, чем четверть полоски. Значит, половина числа больше, чем его четверть.
-Лишняя карточка, где треугольник, т. к. там закрасили треть фигуры, а в других случаях четвертую часть.
-Фигуру в форме сердца. |
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Предметные УУД Личностные УУД |
||||||||||||||||||||||||||||
|
3) Работа с табличными случаями умножения и деления на 2, 3, 4 А) ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА НА ДОСКАХ С МАРКЕРАМИ выполнит… 2х3 5х4 2х9 18:3 18:2 24:4 4х7 6х2 12:3 -Решите примеры. Вашу работу проверит контролер. После выполненного задания присоединяйтесь к заданию, которое выполняет класс. Б) РАБОТА В ГРУППЕ (учебник с. 125 №43) -Повторите правила работы в группе. -Решите числовую цепочку. Запишите соответствующие примеры в тетрадь. Ответы запишите ниже в порядке возрастания и составьте пословицу. 9+6=15 15:3=5 5+19=24 24:4=6 6х2=12 5, 6, 12, 15, 24 -Какая пословица получилась? Как вы её понимаете? Молодцы! С заданием справились! В) РАБОТА У ДОСКИ С. 120 №15 3х5 24:3 4х4 12:4 2х4 18:3 4х8 16:2 4:4 4х0 4:1 12:2 -Кто работал индивидуально, в группе, у доски прикрепите цветы. |
Самостоятельная индивидуальная работа. Проверка контролера.
Работа в группе. Решают числовую цепочку. Записывают выражения с решением. Ответы записывают в порядке увеличения чисел.
Составляют пословицу о матери. (Нет ближе дружка, чем родная матушка). Объясняют ее смысл.
Ученик решает примеры у доски с комментированием. |
Предметные УУД Личностные УУД
Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Личностные УУД
Предметные УУД Коммуникативные УУД |
||||||||||||||||||||||||||||
5. ФИЗМИНУТКА
|
Звучит песня «Самая хорошая…» СЛАЙД 5 |
Выполняют движения под музыку. |
|||||||||||||||||||||||||||||
6.Самостоятельная работа – 10 минут Цель: организация деятельности по применению знаний, формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
1) Разноуровневое задание СЛАЙД 6 -Выберите задачу по силам. Решите ее. Запишите только решение и ответ.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Мама разложила18 ватрушек на 3 тарелки поровну. По сколько ватрушек лежит на каждой тарелке? ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ Мама подала к чаю 5 тарелок с пирожками по 4 на каждой. Дети съели 10 пирожков. Сколько пирожков осталось? -Выполните самопроверку. СЛАЙД 7 БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 18:3=6(в.) Ответ: 6 ватрушек. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 1)4х5=20(п.) – подала 2)20-10=10(п.)- осталось Ответ: 10 пирожков. - Поднимите, кто сам правильно выполнил здание. Прикрепите цветы. 2) Тестовое задание СЛАЙД 8 -Возьмите листок с тестовым заданием. Выполните его.
ТЕСТ Реши 3х8 , выбери правильный ответ 21 24 28 Реши 12:4, выбери правильный ответ 3 6 4 Реши 2х8, выбери правильный ответ 14 18 16 Реши 24:4, выбери правильный ответ 8 6 7 Реши задачу, выбери правильный ответ Сколько литров в 4 трёхлитровых банках? 12 8 7 Реши задачу, выбери правильный ответ На 15 рублей купили 3 шарика. Сколько стоит один шарик? 12 10 5 -Выполните взаимопроверку. Поставьте на полях «+». Кто все сделал правильно. СЛАЙД 9 ОТВЕТЫ 1) 24 2) 3 3) 16 4) 6 5) 12 6) 5 -У кого стоит «+». Прикрепите цветы к букету. 6) Решение задачи повышенной трудности ДОПОЛНИТЕЛЬНО ТПО С. 46 №9 -Прочитайте задачу. Кем является бабушка нашей маме? (мамой) Бабушка подала к обеду 6 пирожков. Сколько всего пирожков испекла бабушка, если у нее осталось столько же и ещё полстолько? 6+6:2=9 (п) – осталось 6+9=15 (п) – всего Ответ: 15 пирожков. -Закрепи цветок. |
Выбирают задачу, решают ее, записывают ответ. Выполняют самопроверку. Самостоятельно выполняют тест. Выполняют взаимопроверку по образцу. Работа у доски ученика с объяснением хода решения задачи. Остальные дети записывают решение и ответ задачи. |
Предметные УУД Личностные УУД
Предметные УУД
Личностные УУД
Предметные УУД Коммуникативные УУД
|
||||||||||||||||||||||||||||
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты. Оценки. – 3 минуты Цель: самооценка обучающихся результатов своей работы, формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
-Я узнал(а)… Я вспомнил(а)… Я смог(ла)… -Посмотрите, какой букет у нас получился для наших мам. Этот букет мы дарим не только нашим мамам, но и нашим гостьям. Урок окончен. Улыбнитесь нашим гостьям. |
Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы. |
Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД |
||||||||||||||||||||||||||||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2минуты |
ТПО с. 46 №5, 7, 8, №6 по выбору СЛАЙД 9 |
Записывают домашнее задание |
Личностные УУД |