Применение технологий «Таблица приёмов и методов современного урока математики»

0
0
Материал опубликован 13 November

Материал данной разработки будет полезен учителям каждого звена школы: от начальных классов до учителей старшего звена. Начинающему учителю, станет подмогой; опытному-опорой. В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. Поэтому при подготовке к уроку у учителей часто возникают трудности в выборе наиболее эффективных методов и приемов.

Одной из проблем, волнующей всех учителей является вопрос, как развить у учащегося устойчивый интерес к учёбе, к знаниям и потребность в самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. Современному ученику необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. Задача учителя не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

Основная идея обучения – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Данную проблему помогает обеспечить взаимосвязь всех педагогических методов и приемов - от традиционных, до инновационных.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан овладеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.

Таким образом, применение новых методов и приемов обучения, способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.



















Таблица приёмов и методов построения современного урока математики

Этап урока

Прием и методы

Организационное

начало урока

Мотивация


Один из важных этапов на уроке. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе урока. Учащиеся должны удивиться, пойти вперёд, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти ее решение.

Игра – приветствие

Подберите девиз урока (пословицу, крылатое выражение, изречение известного человека и т.п.)

«Нестандартный вход в урок» — универсальный приём, который направлен на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.

Суть приёма: учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний

«Удивляй!» — универсальный педагогический приём, который направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Суть приёма: учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

«Дерево ожиданий» Метод заключаются в следующем: обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги, разноцветные листы и предлагается попробовать более чётко определить, что они ожидают от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определённое дерево.

«Необъявленная тема» — приём, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Он позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Пример использования: учитель записывает на доске слово «Тема» и выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводить саму тему. Тема формулируется в конце урока, при подведении итога работы

Дискуссия — коллективное обсуждение проблемы, обмен идеями, суждениями в группе. Выявляет многообразие точек зрения на проблему, инициирует анализ каждой из них.

Деловые игры (ролевые, имитационные) — учащиеся играют роли участников ситуации, примеривая на себя разные профессии.

Приём «Ассоциативный ряд». К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова, затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд, оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Кейс-метод — ученикам предлагается ситуация (реальная или максимально приближённая к реальности), они должны исследовать её, предложить варианты разрешения и выбрать лучшие из возможных решений

Создание ситуации успеха для учащихся. Например, решение практической задачи, которая опирается на прошлый опыт ученика.

Использование проблемных ситуаций — учитель предлагает ситуацию, для решения которой у учеников не хватает знаний.

Применение игровых приёмов — занимательных заданий, ребусов, головоломок.

Приём «Незаконченное предложение» — учащимся раздают листы с незаконченными предложениями и объясняют, что каждый должен самостоятельно закончить их.

Прием «Дешифровщик»

Определить ключевое слово темы урока и зашифровать

его с помощью цифр. Расшифровав, озвучиваем тему урока


Актуализация опорных знаний

Актуализация опорных знаний — этап занятия, на котором учащиеся воспроизводят знания, умения и навыки, необходимые для усвоения новых знаний или выполнения практического задания.

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З – знаем Х – хотим узнать У – узнал

Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме.

«Шаг за шагом» — приём интерактивного обучения, направленный на активацию полученных ранее знаний.

Суть приёма: ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т. д. из изученного ранее материала.

«Развивающий канон» — это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями.

Пример: даны три слова, первые два находятся в определённых отношениях. Нужно найти четвёртое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

( «Слагаемое — сумма = множители — ?» (ответ: произведение);

«Круг — окружность = шар — ?» (ответ: сфера);

Метод «Микрофон»

Шаг 1. Поставьте вопрос классу.

Шаг 2. Предложите детям какой-нибудь предмет, который будет играть роль воображаемого микрофона.

Шаг 3. Давайте слово только тому, кто получает «микрофон».

Шаг 4. Предложите ученикам говорить быстро и лаконично.

Шаг 5. Не комментируйте и не оценивайте ответы.

Шаг 6. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у учеников.

«Жокей и лошадь» — приём интерактивного обучения, форма коллективного обучения.

Суть приёма: класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». «Жокеи» получают карточки с вопросами, а «лошади» — с правильными ответами. Задача каждого «жокея» — найти свою «лошадь», которая знает правильный ответ на его вопрос.

«Корзина идей, понятий, имён» — позволяет выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисуется значок корзины, в которую условно собрано

«Шаг за шагом» — ученики выстраиваются на определённом расстоянии от доски, шагают вперёд, называя на каждый шаг слово, связанное с изучаемой темой.

«Ассоциация» — учитель озвучивает ассоциации с темой урока, а ученики должны догадаться, о чём идёт речь.

Приём «Да-нет» — учитель готовит несколько высказываний по теме урока и предлагает ученикам выразить к ним своё отношение по категории «да-нет», а также разъяснить, почему они так думают.

Приём «Блиц» — учитель готовит карточки с понятиями, именами, датами, и ученикам предлагается за ограниченное время (30 секунд — 1 минута) объяснить классу указанные данные, не используя однокоренных слов.

Изучение нового

Этап школьного урока, на котором ученики знакомятся с новым учебным материалом, погружаются в теорию. Задача учителя при этом — преподнести материал простым и понятным языком.

«Мозговой штурм» — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, коллективный поиск нетрадиционных путей решения возникшей проблемы за ограниченное время.

«Метод карусели» — ученики делятся на две группы, одна становится в круг, вторая — во внешний круг. Учитель задаёт тему для обсуждения и ставит условия для каждой группы. Например, внешний круг должен найти аргументы, чтобы подтвердить высказывание, внутренний — наоборот, опровергнуть его.

Приём «Лови ошибку»

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.

Прием «Кластер»

В центре доски записывается ключевое слово – тема урока. Обучающимся предлагается назвать основные составляющие

Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся.

Метод «ПРЕСС» (ученики учатся дискутировать, аргументировать свои мысли)

Раздать ученикам материалы, в которых обозначены четыре этапа метода «ПРЕСС»:

Позиция: «Я считаю, что…»;

Обоснование: «…потому, что…»;

Пример: «…например…»;

Выводы: «Поэтому я считаю…».

Дети высказывают мысль, объясняют, в чем состоит их точка зрения.

2) Объясняют причины появления такой мысли, то есть на чем основываются доказательства.

3) Приводят примеры, дополнительные аргументы в поддержку своей позиции, называют факты, которые демонстрируют их доказательства.

4) Обобщают свои мысли

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

опорный конспект по теме

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Описание: этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для организации взаимоопроса.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Приём Инсерт (insert)

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Метод «Да/нет».

Учитель задает обучающимся вопросы на которые следует ответ да/нет.

Интерактивная игра – метод обучения, основанный на интервенции (вмешательстве) учителя (ведущего) в групповую ситуацию, что позволяет организовать и направить (структурирует активность ) обучающихся группы в направлении цели.

- Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи.

- Основная учебная деятельность подчинена правилам выбранной игры.

- Учебный материал выступает одним из средств игры.

- В игре всегда есть элемент соревнования.

кластер: «Интерактивное обучение».

(Один из таких методов « Кластер» (гроздь), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.)

1 этап – организация группы. Определяется раздаточный материал: лист А4 с название «Интерактивное обучение», таблички со словами: учитель, ученик, ученик, ученик, и стрелки.

2 этап – постановка задачи: показать взаимосвязь участников образовательного процесса интерактивного обучения.

3 этап – работа в группах или парах.

4 этап – представление и защита своего кластера.

5 этап – итог и рефлексия

Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по музею (исторические сведения по предмету). При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Закрепление учебного материала.

Важный элемент процесса усвоения. Его основная функция — выявление пробелов в знаниях учащихся по только что изученному материалу и устранение этих недостатков.

«Поиск соответствий» — приём интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется провести аналогию слова или выражения с предложенными описаниями

Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.

Пары и группы. Группы могут формироваться произвольно, но по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса.

BarCamp, или антиконференция. Суть ее в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

Дифференцированные задания — задания подбираются под конкретного ученика, чтобы он справился с заданием. Например, задания из учебника с выполнением по образцу с последующей самопроверкой или проверкой учителем.

Математический диктант — форма работы на уроке, в которой ученики воспринимают задание на слух (полностью или частично), решают его или записывают только ответ. Это система связанных между собой вопросов.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы изучаемой темы.

Контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).

Задания по карточкам (самопроверка или взаимопроверка).

Тестовые задания различной степени сложности.

Устные задания с комментариями.

Контроль знаний, обратная связь

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Интеллект-карты (ментальные карты, mind map) — это метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Суть приёма — визуальное представление информации, где в центре располагается главная тема, которая «ветвями» соединяется с подтемами.

«Лови ошибку». Ученик замечает преднамеренную ошибку.

«Пресечение тем». Ученики самостоятельно подбирают вопросы и примеры, связывающие новую тему с ранее изученной.

«Опрос-итог». В конце занятия задаются вопросы, побуждающие учеников к рефлексии.

«Светофор». Ученики поднимают красные или зелёные карточки, сигнализируя о своей готовности.

«Показательный ответ». Один ученик отвечает у доски, все слушают, потом анализируют, дополняют и оценивают ответ.

«Щадящий опрос». Ученики отвечают на поставленные учителем вопросы друг другу, а затем сравнивают свой ответ с правильным.

«Взаимоопрос». Ученики опрашивают друг друга по базовым листам контроля или по контрольным вопросам по теме.

Рефлексия

Это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают своё состояние, эмоции, результаты деятельности. Цель рефлексии — осмыслить опыт обучения, увидеть свой прогресс, понять, что мотивирует или демотивирует в обучении


Метод «Незаконченное предложение»

Определяем тему для высказываний.

Используя «микрофон», учитель формулирует незаконченное предложение и предлагает ученикам завершить его.

Например: На уроке для меня наиболее важным открытием было…

Эта информация позволяет нам сделать выводы, что…

Это решение было принято, потому что…

Сегодняшний урок научил меня…

Или

«Облако „тегов“» (рефлексивный экран) — набор незаконченных предложений, которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты: сегодня я узнал..., было трудно, я понял, что и т. д.. Каждый ученик выбирает по 1–2 предложения и заканчивает их.

Рюкзак» — приём рефлексии изучения учебного материала, который чаще используют на уроках после изучения большого раздела.

Суть приёма: ученик фиксирует свои продвижения в учёбе, а также, возможно, в отношениях с другими. Для этого используют картинку-рюкзак, которая перемещается от одного ученика к другому.


Как происходит процесс: каждый ученик говорит о том, что он кладёт в этот рюкзак (приобретённые знания и умения по данной теме). Например, «Я научился хорошо

«Три М» — обучающийся должен назвать три момента, которые у него получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит его работу на следующем уроке.

«Плюс — минус — интересно» — ученики заполняют таблицу, включающую три графы: в графу «плюс» записывают всё, что понравилось на уроке, в графу «минус» — всё, что не понравилось, в графу «интересно» — все увлекательные факты, с которыми они познакомились в течение урока.

Лесенка «Моё состояние» (учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки).

Плохо Хорошо верен в своих силах Конфортно

Игра «Земля, воздух, огонь и вода»

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.

Вода. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Итоги

Приём «Синквейн»

это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Диаманта — стихотворная форма из семи строк, в которой сравниваются два противоположных понятия.

Схема диаманты:

1-я строка — первое понятие (существительное).

2-я строка — два прилагательных, относящиеся к первой теме.

3-я строка — три действия, относящиеся к первой теме (три глагола).

4-я строка — две фразы, описывающие каждую тему, показывающие их в сравнении.

5-я строка — три действия, относящиеся ко второй теме (три глагола).

6-я строка — два признака, относящиеся ко второй теме (два прилагательных).

7-я строка — вторая тема (существительное, антоним к первой теме).

Прием « Пазл» Прием “пазл” способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию.

(знание теории, формул, примеры, самостоятельная и индивидуальная работы)







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации