Несколько современных методов и приёмов на уроках литературы
Несколько современных методов и приёмов, которые можно применять на уроках литературы
У современного учителя имеется значительный запас методов и приёмов, которые позволяют заинтересовать литературой как учебным предметом и вернуть интерес к чтению. Рассмотрим несколько приёмов, способствующих активизации читательской деятельности учащихся.
ПОПС ФОРМУЛА — прием, который способствует тренировке написания эссе. Данная формула выступает эффективным приемом контроля качества усвоения учебного материала (можно применять во всех гуманитарных дисциплинах).
ПОПС формула, которую разработал профессор права Дэйвидом МаккойдМэйсоном из ЮАР, представляет собой:
· интерактивный прием обратной связи. Основные части формулы позволяют разобрать учебную проблему или закрепить изученный материал. Данная формула может выявить существующие пробелы в знаниях учеников.
· данный прием может выступать как инструмент построения дискуссии, поскольку с его помощью ученик пишет свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что вызывает у одноклассников согласие\не согласие и побуждает их к деловому спору.
В структуру входит четыре важных компонента, необходимых для построения текста.
П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».
О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…».
Пример использования попс формулы на заключительном этапе урока в 9 классе, посвященного творчеству В.Маяковского. Тема для попс формулы: «Мое отношение к творчеству В.Маяковского». Рассуждение одного из учеников.
Мне нравится творчество В.Маяковского, поскольку его поэтический стиль кардинально отличается от традиционных, классических форм.
Важную роль в произведениях Маяковского играет интонация. Поэзия наполнена пренебрежением, насмешливыми выражениями, фамильярностью, что ранее в литературе не применялось.
Поэт использует непривычные подходы к формированию стихотворений. Они базируются на усеченных строках, иногда отсутствии рифмы. Maякoвcкий – нoвaтop. Одна из особенностей поэтики Маяковского заключаются в использовании простых, оригинальных слов. Пoэтy мы oбязaны вoзникнoвeниeм мнoжecтвa нoвыx cлoв.
Приведу несколько примеров. Литературный инструмент Маяковского – метафоры, которые усложняют и украшают образы. Так, в стихотворении «Я сразу смазал карту будня...» — видим метафоры «смазал карту», «сдвинул», «плеснувши краску из стакана». Вместо крыши — «чешуя жестяной рыбы», «флейта водосточных труб». В стихотворении «Послушайте!» создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, делясь своими мыслями с трибуны.
Таким образом, я показал, что экспрессия, изобретательность Маяковского делают его достойным уважения поэтом.
Метод «ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК». Пример работы с текстовыми источниками информации
Это интересный вид упражнения по созданию таблицы, связанный с технологией развития критического мышления.
Метод «Двойной дневник» позволяет учащимся связать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории.
Таблица "Двойного дневника» представляет собой 2 колонки с заголовками:
Выписки из текста. Фразы из текста, которые произвели какое-либо впечатление (согласие, протест или непонимание) или вызвали ассоциации с эпизодами из собственной жизни
Во второй колонке предлагается дать комментарий к выписанной фразе: что заставило записать именно эту цитату? Почему? Какие мысли и ассоциации у меня возникли?
Пример при изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (9 класс):
Фразы из текста, которые произвели впечатление (согласие, протест или непонимание) | Комментарий. Почему? Какие мысли и ассоциации у меня возникли? |
«Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». | Мне жаль Печорина. От природы или от воспитания этот человек был миролюбивым и мог сделать для окружающих много добра, но общество убило в нем эти зачатки. |
Я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал. | Трудно поверить, что такая личность может заплакать как ребенок. Почему? Что хотел сказать Лермонтов? |
«Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины». | |
«БИОГРАФИЧЕСКИЙ АКРОСТИХ»
Важную роль в формировании читающего ученика, играют уроки, знакомящие с личностью писателя. При изучении творчества какого-либо автора учащимся предлагается взять фамилию писателя (или имя, отчество), затем на каждую букву нужно построить предложение или словосочетание, в котором будет сказано о биографии писателя, особенностях творчества и т.д.
В данном случае работает принцип акростиха - стихотворения, в котором начальные буквы строк составляют какое-нибудь слово. На этапе проверки ученики зачитывают и коллективно обсуждают. Подобное задание заставляет вспомнить материал по биографии писателя, восстановить в памяти то, что уже известно о личности и жизни писателя.
Задание такого типа можно дать, предваряя разговор о биографии писателя, о жизни которого ученикам уже известно из предыдущих классов.
Например, ученик 9 класса составил акростих по творчеству Пушкина:
П - путь поэта был непростым.
У - универсальным принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность.
Ш - широта, всеобъемлемость тем пушкинской поэзии восхищает: тема роэта и поэзии, тема любви, гармонии природы, родины, смысла жизни, вечности и забвения.
К - ключевой особенностью прозы Пушкина является малый объем произведений, что определяет ритм и стиль пушкинской прозы («Выстрел», «Гробовщик», «Пиковая дама»).
И - искренностью, добрыми чувствами и сопереживанием наполнены стихотворения, посвященные дружбе.
Н - новым этапом в развитии русской реалистической литературы стала именно проза Пушкина.
КУБИК БЛУМА. Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы разного характера. Кубик укажет: какого типа вопрос.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы - просто назвать предмет, явление, термин. Например, назовите главных героев произведения Н.Гоголя «Мертвые души».
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным героем. Например, почему ты относишь Печорина к "лишним людям"?
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах. Объясни, почему герои рассказа И.Бунина «Темные аллеи» расстались.
Предложи. Ученик должен изложить свое видение проблемы, свои идеи. Например, предложи, как должен был поступить Герасим с Муму?
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например, придумай, каким образом могла сложиться судьба Евгения Онегина, если бы он женился на Татьяне.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, поделись своим отношением к Чичикову?
Варианты использования "Кубика Блума" Прием критического мышления универсален.
· Вопросы может формулировать сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии, когда нужно показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
· Вопросы учащиеся формулируют самостоятельно. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы подобного характера задания требуют определенного навыка.