12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Котова Алла Николаевна101

Котова Алла Николаевна

учитель начальных классов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

 «ШКОЛА №22 города Тореза»

 


 

Урок гражданственности и духовности Донбасса

2 класс

Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»

Микросфера «Я – житель Донбасса»

Тема. Тайна названий улиц родного города



 

Урок гражданственности и духовности Донбасса

2 класс

Если человек не любит старые улицы, старые дома,

значит у него нет любви к родному городу.

Если человек равнодушен к памятникам истории,

он, как правило, равнодушен к своей стране.

Д.С.Лихачев

Макросфера 1 «Донбасс – мой родной край»

Микросфера «Я – житель Донбасса»

Тема. Тайна названий улиц родного города

Цель: Познакомить с историей названий улиц родного города Тореза. Развивать умение ориентироваться в городской обстановке, пользоваться картой. Формировать чувство привязанности к родным местам, любви к своей Родине и гордости за неё.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать, понимать,  уметь различать и правильно употреблять термины и понятия, используемые в теме.

Личностные: формирование чувства патриотизма, личного (эмоционального) отношения к малой родине.

Регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других, умение работать в группах.

Осваиваемые понятия:  Мой город – это моя малая родина.

Оборудование: карты Донбасса, Тореза и района школы, карточки, компьютер, презентация.

 

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!

II. Актуализация знаний и постановка цели урока

Ребята, вспомните нашу экскурсию по улицам города по дороге в районную библиотеку. Что вам особенно запомнилось?

В каком городе живете вы? (Торезе)

Найди его на карте нашего края.

Знаете ли вы, почему он так назван? ( В честь французского шахтёра и коммуниста Мориса Тореза)

Какой наш Торез?

«Ассоциативный куст»

                     Хороший                Трудолюбивый

 

Красивый                      Торез                         Зеленый

 

 

                          Большой        Талантливый

Звучит песня Ю.Антонова «Есть улицы центральные».

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

А какие же улицы города вам запомнились, когда мы с вами были на экскурсии?

Да, знаний нам не достаточно! Хотите узнать больше? Так какова же будет цель нашего урока?

Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по улицам нашего города и с помощью карты, волшебного компьютера и моих помощников узнаем тайны некоторых из них.


 

ІІІ. Формирование новых знаний и умений

Ребята, а вы любите тайны? Так что же такое тайна?

нечто неизвестное, неразгаданное;

нечто скрываемое кем-то от других;

скрытая причина, сущность чего-либо: загадка, секрет.

Как вы думаете, могут ли улицы иметь тайны или нет?

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовет.

Выхожу из дома я:

- Здравствуй, улица моя!

(В.Орлов)

Рассмотрите на карту города Тореза. Видите ленточки с названиями? Это на карту нанесены улицы с их названиями. Что необычного вы заметили?

Правильно, молодцы! Вы очень внимательны!

Перед большинством названий стоит «ул.» или «пер.» – «улица» или «переулок». Но есть ещё и «просп.» или «бульв.» – это «проспект» или «бульвар».

Работа со словарём

Улица — пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода.

Проспект – большая, широкая, прямая улица в городе.

Площадь – незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.

Бульвар — аллея или полоса зелёных насаждений вдоль (обычно посреди) улицы.

«Улица — простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов». Современные языковеды С. И. Ожегов и

Д. Н. Ушаков слегка подкорректировали трактовку знаменитого русиста: «Улица — пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода». По нынешнему Градостроительному кодексу улицу считают одним из видов границы между территориальными зонами внутри поселения. Решения о необходимости застройки новых территорий и прокладки между ними улиц, бульваров и разного рода переулков принимают органы местного самоуправления.

Наш земляк известный поэт-песенник М. Пляцковский свою любовь к родному краю воспел в стихах песни Ю. Антонова.

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота,

А люблю свои места родные –

Свои родные милые места!

М.Пляцковский

Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Страна, город, родное село, улица, на которой он живет.

В нашем городе более 500 улиц. Названия улиц несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь является примером для нас. Название улицы – это памятник истории, дающий представление о прошлом, отражающее особенности местности, где жили ваши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

У каждой улицы, проспекта, бульвара, площади, как и у человека, есть имя. Улица Пушкина, бульвар Ильича, проспект Гагарина, улица Стаханова и т. д. Кто эти люди? Почему улицы носят их имена? А ещё Амурская, Невская, Днепровская, Дунайская… Улица Рабочая, Горняцкая, Трудовая, Рудничная, Железнодорожная… Как получили названия эти улицы?

Сегодня мы попробуем раскрыть тайну происхождения названий некоторых из них. Ведь гулять по улицам и площадям родного города вдвойне интересней, когда знаешь их историю. Улицы могут рассказать о многом: о том, какие люди здесь жили, какие дома и как их строили, о торговле и о многом другом.

Давай попробуем раскрыть тайну происхождения названий некоторых из них. Наше заочное путешествие начинается с района нашей школы с улицы Фадеева.

Ребята, может быть, кто-то из вас знает, кто такой Александр Александрович Фадеев?

Фадеев Александр Александрович (1901 - 1956) русский советский писатель и общественный деятель. Родился 11 декабря в городе Кирмы Тверской губернии в семье фельдшеров, профессиональных революционеров. Раннее детство провел в Вильно, затем в Уфе. Большая часть детства и юности связана с Дальним Востоком, с Южно-Уссурийским краем, куда родители переселились в 1908 году.

Своё первое серьёзное произведение — повесть «Разлив» Александр Фадеев написал в 1922—1923 годах. В 1925—1926 годах в ходе работы над романом «Разгром» принял решение стать профессиональным писателем.

После окончания Великой Отечественной войны (1941—1945) Фадеев написал романа о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной нацистской Германией территории, многие члены которой были уничтожены нацистами. Их фамилии вы найдете в названиях наших улиц. Это Иван Земнухов и Сергей Тюленин, которые являлись членами «Молодой гвардии» – подпольной комсомольской организации, действовавшей в городе Краснодоне Ворошиловоградской области с июля 1942 года по январь 1943 года. 13 сентября 1943 года им было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). На месте гибели краснодонских подпольщиков у шурфа шахты №5 сооружен мемориал «Непокоренные».

В марте-апреле 1943 года в городе действовала группа разведчиков, заброшеных штабом партизанского движения Южного Фронта. В неё входили Д.И. Богатырёва, П.И. Колодин, П.И. Володченко, Н.М. Сиротин, В.Г. Листопад. Группа располагала оружием, рацией, печатным станком для изготовления листовок. Память о них осталась в названиях улиц нашего города.

Продолжаем наше путешествие. Идём в гости к Алине. Она расскажет нам о своей улице, которая с честью носит имя молодогвардейца-чистяковца (в 1943 году наш город назывался Чистяково) Веры Листопад.

Семнадцатилетняя комсомолка Вера Листопад в марте 1943 года по заданию командования с группой разведчиков была направлена в район Чистяково. Перед ними стояла задача: разведать силы и систему обороны фашистских войск на правом берегу Миуса. Около двух месяцев. Постоянно рискуя своей жизнью, разведчики выполняли трудное задание и передали штабу партизанского движения немало сведений. Мария Мищенко, боевая подруга Веры листопад, после трагической гибели Веры писала её матери: «Вы спрашиваете, какое воинское звание у Вашей дочери? Она была разведчицей. Это выше воинских званий. Не каждый может стать разведчиком, и это – Ваша гордость. Вера погибла как комсомолка, на боевом посту».

Война также оставила след в названии улицы Шестаковой.

В районе посёлка бывшей шахты им. «Червона зірка» находится улица Шестаковой. Наталья Ивановна Шестакова приехала в Чистяково вместе с мужем Я.Н. Русиным в 1927 году, когда ей было 30 лет. Оба поступили работать на шахту» Красная звезда». Наталья увлекалась литературой, пыталась сама писать стихи.

Когда город был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, Н.И.Шестакова и Я.Н.Русин стали членами подпольной организации. Они дважды выводили из строя телефонную линию связи, идущую к фронту, участвовали в сборе средств в Фонд обороны, распространяли среди населения листовки, агитировали молодежь укрываться от угона в Германию. Наталья Ивановна писала стихи, в которых клеймила позором фашистских оккупантов, призывала к борьбе против них. Эти стихи переписывались членами подпольной организации и распространялись как листовки.

Вместе с другими членами подпольной организации в июне 1942 года Наталья Шестакова была арестована, а в июле расстреляна как партизанка. Ее мужу Я.Н. Русину удалось скрыться вместе со всеми документами подпольной организации. Сразу после освобождения города эти документы были переданы городскому комитету партии.

Недалеко от улицы Шестаковой расположена улица им. Гороховой.

Елена Тимофеевна Горохова родилась в 1902 году, русская, из рабочих, член ВКП (б) с 1924 года. Трудовая деятельность началась на шахте «Красная звезда». Работала плитовой, камеронщицей, женорганизатором. В 1935 году ее назначили директором детдома, который находился тогда в шахтном поселке.

В период оккупации города вместе с мужем Тимофеем Андреевичем Левченко вступила в подпольную организацию, где всецело отдается борьбе против немецких захватчиков. 26 декабря 1941 года Горохова вместе с другими членами подпольной организации была арестована жандармерией. После допроса она была отправлена в лагерь города Сталино, где в конце января 1942 года была расстреляна как коммунист.

Центральная улица посёлка носит имя Тани Бирлевой.

Татьяна Абрамовна Бирлева родилась в 1916 году в городе Снежное, член ВЛКСМ с 1934 года, русская, образование среднее медицинское. После окончания Чистяковской медицинской школы работала медсестрой больницы «Пайбуд». Она хорошо училась, была секретарем комсомольской организации медшколы, в больнице ее тоже избрали комсомольским вожаком. Избиралась и депутатом районного Совета «Красная звезда».

Находясь на временно оккупированной немцами территории, Таня принимала самое активное участие в работе подпольной организации. Это она организовала побег военнопленных из концлагеря, расположенного на поселке шахты, недалеко от ее дома. Это она дважды переходила линию фронта, доставила командованию Красной Армии 27 тысяч рублей, собранных у населения поселка в Фонд обороны, и передала ценные сведения о расположении сил противника. В последний ее переход через линию фронта в июне 1942 года Таня была схвачена немецким патрулем возле села Дмитровка и вместе с другими членами подпольной организации в июле месяце 1942 года была расстреляна.

Немало улиц названо именами героев Великой Отечественной войны. И наше путешествие продолжается на переулке Ивана Ячменёва, о котором расскажет её житель Ярослав

Иван Ячменёв был лётчиком 8-й воздушной армии, принимавший участие в освобождении Донбасса фашистских захватчиков.

Он родился в городе Шахты Ростовской области. После окончания Черниговского авиационного училища лётчиков громил фашистских стервятников в небе Сталинграда, на Дону и в Донбассе. 21 марта 1943 года лейтенант Ячменёв вёл воздушную разведку в районе станции Чистяково вместе с лётчиком нестеровым, который и стал свидетелем гибели своего боевого друга:

«Мы развернулись на север, чтобы не насторожить противника, затем на запад, и устремились к земле в направлении станции Чистяково. С высоты 200 метров отчётливо была видна станция. Фашисты спокойно сгружали с железнодорожных платформ танки и уводили их южнее Чистяково. В овраге уже находилось до 30 танков, а с железнодорожных платформ сползали ещё 10 машин.

По нашим самолётам гитлеровцы открыли зенитный огонь. Мы обошли Чистяково с северо-запада, чтобы установить направление передвижения танков, засверкали огни. Чёрная шапка разрыва вспыхнула над кабиной самолёта Ячменёва, левое крыло отвалилось, самолёт упал на землю. Так погиб мой друг».

Его останки были перезахоронены в братскую могилу возле дворца культуры им. Ленина в Центральном посёлке в городе Торезе.

Продолжим наше путешествие по улице Надежды Курченко. Казалось бы, улица имеет знакомое и привычное название, но редко мы задумывается, что даже не знаем, почему именно в честь этого человека названа улица?

Знайте! И в мирной жизни есть место подвигу!

Надежда Владимировна Курченко  родилась 29 декабря 1950 года в селе  Новополтава  Ключевского района Алтайского края. Окончила школу-интернат  в селе Понино Глазовского района Удмуртской АССР. С декабря 1968 года работала бортпроводником  Аэрофлота  Сухумского авиаотряда. Погибла, пытаясь предотвратить угон самолёта террористами. Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу Надежда Курченко награждена боевым орденом Красного Знамени (посмертно).

Физминутка 
Посмотри направо – улица Расковой.
Посмотри налево – улица Гастелло.
Посмотри вперед – улица Чкалова. 
Посмотри назад – переулок Ермака….

Путешествие продолжается. Мы возвращаемся домой, ближе к школе и попадаем на улицу Ивана Константиновича Айвазовского.

17 июля 1817 года родился великий художник Иван Константинович Айвазовский. Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Первым учителем рисования у юного Ивана Айвазовского был немецкий колонист художник Иоганн Людвиг Гросс. Работал Айвазовский на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ. Самая известная, популярная картина: «Девятый вал». Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.

Чтение учителем стихотворения

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Старый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор.…

А другим, наверно, вспомнится,

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседской фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная.

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Зинаида Александрова

Игра «Назови–ка»

Ребята, а сейчас поиграем в игру «Назови-ка», кто назовёт улицу города Тореза на букву «Г, Б,С, Ч,Л, К…» и т.д. Можно пользоваться картой.

 

Конкурс рисунков «Моя родная улица в Торезе»

Для сегодняшнего урока каждый ученик нашего класса подготовил рисунок на тему «Моя родная улица в городе Торезе». Мы проведём выставку ваших рисунков. (Дети показывают рисунки и рассказывают о родной улице в городе)

Синквейн

Улица Пионерская

Величавая, радужная

Красуется, веселит, манит

Улица моя красивая, улица моя любимая!


 

III. Рефлексия учебной деятельности

Беседа

Что означает название улицы, на которой вы живёте?

Чем проспекты отличаются от улиц, а улицы от переулков?

Что нужно сделать, чтобы моим именем назвали улицу?

Как бы вы назвали новую улицу в нашем городе?

Кто и как даёт называние улицам?

Понравился ли вам урок? Почему?

Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Перед вами карточки. Закончите любое из данных предложений:

Я открыл для себя…

Я сегодня узнал…

Особенно интересно было…

Меня очень удивило…

Я благодарю вас за активную деятельность, желаю творческих успехов.



 

Литература

Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», – URL: http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/send/6-zakony/20-zakon-ob-obrazovanii

Государственный образовательный стандарт начального общего образования. – URL: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/3037-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya

Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики. – URL: http://mondnr.ru/component/jdownloads/send/4-prikazy/1688-kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-detej-i-uchashchejsya-molodjozhi

Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики. – URL: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/2330-prilozhenie-k-prikazu-832-ot-16-08-2017-g

Уроки гражданственности и духовности Донбасса: 1-4 кл.: программа образовательно-воспитательного курса. / Авт.-сост. Чернышев Д.А., Морозов П.Л., Громак Н.И. и др. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.

Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 2 класс/ Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Калафат О.В./ Под общ. ред. Л.П.Пляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. – 108 с.

Александрович Л.А. Их именами названы улицы нашего города. Информационное досье. Торез, 2006г., 14 с.

Ермаков А. П. Торез: Историко-краеведческий очерк. Донецк. – Донбасс. 1974 г.- 111 с.

Ермаков А. П. Торез: Путеводитель. Донецк. – Донбасс. 1980 г.- 63 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2011. – 208 с.

Шумакова Н. Б. Урок-исследование в начальной школе. – М.: Просвещение, 2014. –168 с.

Материалы газеты «Горняк».

Краеведческий каталог Центральной библиотеки города Тореза.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.