Конспект НОД «Тайны космоса»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №13 «Земляничка» города Смоленска
Конспект НОД
«ТАЙНЫ КОСМОСА»
с детьми подготовительной группы
Воспитатель: Шкаликова И.Л.
Конспект НОД в подготовительной группе
«Тайны космоса»
Цель: Уточнить и систематизировать у детей полученные знания, элементарные представления о космосе.
Задачи:
-Закрепить знания о планетах Солнечной системы, их последовательном расположении от Солнца.
-Развивать поисково-исследовательскую деятельность: с помощью опыта определить годовое вращение планет вокруг Солнца и почему на Земле происходит смена дня и ночи ,светят ли звезды днем ?
-Активизировать словарный запас детей по теме «Солнечная система»:планета, Солнце, Солнечная система ,орбита, название планет.
-Развивать общую, мелкую моторику.
-Развивать связную речь.
-Развивать логическое мышление и воображение детей.
-Способствовать формированию коммуникативных навыков.
-Воспитывать интерес к космосу, Солнечной системе, звездам.
-Обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями, совершенствовать умения работать в коллективе.
Активизировать словарь: космос, космическое пространство, Солнечная система ,орбита.
Интеграция образовательной деятельности:
-Познавательное развитие;
-Социально-коммуникативное развитие;
-Физическое развитие;
-Речевое развитие;
-Художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности:познавательно-исследовательская,коммуникативная,игровая,продуктивная,двигательная.
Предварительная работа. Наблюдения на прогулке за солнцем ,чтение рассказа «Где ночует Солнце?»,энциклопедии «Почемучка»,работа с глобусом и картой мира, заучивание считалки- запоминалки «Планеты Солнечной системы»,игры «Раз, два, три- планеты Солнечной системы лети».
Материалы и оборудование: пазлы с изображением космоса ,объектов- планет Солнечной системы ,макет «Солнечная система»,картинки-карточки с изображением планет Солнечной системы ,дорожки -орбит на полу из веревок, глобус, настольная лампа, человечки, вылепленные из пластилина четырех цветов ,конверты голубого цвета по количеству детей ,для создания звездного неба: свечи, стаканчики ,гель, блестки, влажные салфетки, ТСО- аудиозаписи :Е. Крылатов -Музей Института Времени, Воскрешение(космическая музыка),проектор, экрон для презентации.
ХОД НОД:
Воспитатель: Ребята, мне сказали, что вы очень умные, сообразительные и любознательные дети, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов. А каких, вы узнаете, если соберете вот эти карточки- пазлы(звучит музыка, дети собирают пазлы)
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно собрали! Посмотрите ребята, что изображено на пазлах.
Дети: Небо, планеты, звезды, космос.
Воспитатель: Совершенно верно, а теперь давайте по внимательнее обследуем эти объекты.
(дети садятся на корточки)
Воспитатель: Катя, потрогай пожалуйста ближайшую к тебе планету! Что ты можешь сказать о ней? ( Она твердая, большая……)
А какая вот эта планета, Миша? (она воздушная……)
А вот эти полоски - дорожки планет. Они называются орбиты. Ребята повторите за мной ОРБИТЫ! У каждой планеты своя дорожка, они отличаются только длиной.
Соня, потрогай звездочку! Какая она? (Гладкая, шершавая…..)
Хорошо, а этот путь ребята – млечный! Если вы его потрогаете, то сразу поймете из чего он состоит!
Дети: Из камней!
Воспитатель: Правильно ребята! Перед вами необъятный мир, который находится за пределами нашей планеты Земля. Как он называется? (Космос). Верно, космос еще называют и другим словом – Вселенная.
Ребята, а где можно наблюдать за всей Вселенной!
Дети: В планетарии!
Воспитатель: Совершенно верно! И сегодня я вас приглашаю в планетарий, где мы будем знакомиться с нашей вселенной! Ребята, рассаживайтесь по удобнее и посмотрим фильм.
( Видео О СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ)
Воспитатель: Ребята, интересный фильм?
Дети: Да, очень.
Воспитатель: Сколько планет вращаются вокруг Солнца ?
Дети: 9
Воспитатель: Правильно , вокруг Солнца вращаются 9 планет, и каждая из них движется по своей дорожке- орбите.
Физкультминутка.
Воспитатель: Дорожки- орбиты у нас есть (показывает). Представим, что мы планеты Солнечной системы. Я вам предлагаю выбрать ту планету, которую вы запомнили лучше всех! Я буду солнцем , а вы соответственно планеты, которые движутся по своим орбитам, но помните если не будете следовать по этим линиям ,то можете столкнуться друг с другом! Итак, занимаем места.
Раз – Меркурий
Два – Венера
Три – Земля
Четыре – Марс
Пять – Юпитер
Шесть – Сатурн
Семь – Уран
За ним – Нептун
Итак , раз, два, три – планеты солнечной системы лети! (движемся медленно, стараемся не наталкиваться друг на друга, вот планеты совершили один оборот вокруг солнца,,,,,)
Воспитатель :Ну вот мы и поиграли, а теперь закрепим представление о солнечной системе.
Ребята, подойдите к столу! Посмотрите, какой у меня есть диск. Нам нужно собрать макет солнечной системы. Если на солнечной системе я была солнцем, то я беру солнце и куда же мне его поставить?
Дети: В центр.
Воспитатель: А какая планета находится ближе к солнцу?
Дети: Меркурий.
Воспитатель: А какую планету окружают грозовые облака?
Дети: Венера.
Воспитатель: Какая планета нашей солнечной системы красного цвета?
Дети: Марс
Воспитатель: Какая самая огромная планета?
Дети: Юпитер.
Воспитатель: У какой планеты есть кольца?
Дети: Сатурн.
Воспитатель: А какую планету называют ледяной?
Дети: Уран
Воспитатель: Ответе мне пожалуйста, до какой планеты лететь 12 лет?
Дети: Нептун.
Воспитатель: А на какой планете мы живем?
Дети: Земля.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете Солнце когда-нибудь отдыхает?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, солнце никогда не отдыхает. Солнце – вечный двигатель, труженик: всегда светит, всегда греет.
А как вы думаете, солнце движется?
Дети: Да.
Воспитатель: Солнце не движется, оно находится на одном месте. А вот наша планета Земля не стоит на месте, она все время вертится. И по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой, то третий, то четвертый. Вот так на Земле происходит смена дня и ночи. Ребята, а вы знаете как это происходит?
Дети: Нет.
Воспитатель: Попробуем разобраться вместе. Пройдите к следующему столу. Ребята, что это?
Дети:Глобус.
Воспитатель: Правильно, глобус – это модель нашей земли! Но что бы узнать, как день меняет ночь, нам еще понадобится лампа. Представим , что лампа – это солнце ,вокруг которой движется наша земля, а эти человечки – жители планеты земля т.е мы с вами. Посмотрите если солнечный свет подает на красных человечков, то какое время суток у них сейчас?
Дети: День.
Воспитатель: А у синих ,которым не попадает солнечный свет?
Дети: Ночь.
Воспитатель: Но мы знаем ,что наша земля движется вокруг своей оси. И вот она повернулась другим боком к солнцу и что у нас получилось?
Дети: У синих человечков день, а у красных – ночь.
Воспитатель: Совершенно верно, а скажите ,пожалуйста, где границы света размыты ,там какое время суток?
Дети: Утро, вечер.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вот так на Земле происходит смена дня и ночи. Утром светит солнце, а ночью на небе появляются луна и звезды ,потому что Земля вращается вокруг своей оси.
Воспитатель: Ребята ,а как вы думаете в какое время суток лучше наблюдать за звездами?
Дети: Ночью.
Воспитатель: Как вы думаете днем звезды светят ?
Дети: Нет.
Воспитатель: А вот я вижу в небе яркую звезду! А вы видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: А хотите увидеть звезды на дневном небе?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда проходите за столы и садитесь. В руках у вас конверты голубого цвета, представьте, что это небо, рассмотрите их, что вы видите?
Дети: Ничего, голубое небо.
Воспитатель: А лампу представим – солнцем. Теперь поднесите конверты к солнцу. Что вы видите?
Дети: Звезды.
Воспитатель: Значит что мы можем сказать про звезды?
Дети: Звезды светят даже днем!
Воспитатель: Конечно, звезды светят постоянно ,и днем и ночью. Днем небо становится очень ярким из-за солнечного света, этот свет затмевает звезды. Но за звездами наблюдать лучше ночью .
Воспитатель: Хочу открыть вам ещё один секрет звездного неба. Подойдите ко мне! Представьте ,что это наше звездное небо ,а мы стоим на твердой земле.
Воспитатель: Ребята, что мы видим?
Дети: Мы видим ,как звезды вращаются.
Воспитатель: Ребята, но это не так. Ось вращения направлен к полярной звезде и поэтому нам кажется , что вращается звездное небо.
Воспитатель: Ребята ,а вы хотите создать свое звездное небо?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда проходите за столы и приступим к работе.
( создание свечей)
Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились, но помните, что зажигать свечи нужно в присутствие взрослых.
Воспитатель: А теперь давайте немножко отдохнем.
Релаксация «Невесомость»(звучит музыка)
Воспитатель: Сядьте как можно удобнее и расслабьтесь: закройте глаза, успокойте свое дыхание. Медленно произнесите про себя следующий текст: « Я нахожусь в невесомости, я не чувствую веса своего тела, оно стало легким ,как перышко. По каждой клеточки моего тела разливается необыкновенное тепло. Мне легко, свободно, я спокоен. Я плавно поднимаюсь и лечу. Мой полет легкий и очень плавный , я чувствую себя порхающей бабочкой. Я то опускаюсь, то снова взлетаю. Я расслаблен, я отдыхаю.
Воспитатель: А сейчас открываем глаза ,нам пора возвращаться на нашу Планету земля. Вот и закончилось наше знакомство.
Итог. Сингвейн.
Воспитатель: Скажите, что нового вы сегодня узнали?
Что вам больше всего понравилось?(ответы детей).