12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чембарисова Эльвира Халимовна2882
Работаю учителем музыки и ритмики в Октябрьской коррекционной общеобразовательной школе № 19 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Мой девиз: "Бороться и искать,найти и не сдаваться"
Россия, Башкирская респ., Октябрьский

Тема: Тайны симфонического оркестра.

Цель урока: актуализировать ранее полученные знания обучающихся об инструментах симфонического оркестра, познакомить с группой медных духовых инструментов симфонического оркестра.

Задачи:

коррекционно-обучающие: учить различать инструменты симфонического оркестра, обеспечить освоение обучающимися новых понятий, терминов;

коррекционно-развивающие: вырабатывать привычку слухового контроля, расширять активный словарь; воспитывать устойчивое внимание, способность обучающихся находить определенные предметы в группе других;

коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, эстетических музыкальных вкусов, идеалов, чувства патриотизма, сопричастность к героической истории Российского государства.

Планируемые результаты:

1. Обучающиеся получат представление о медно-духовых инструментах симфонического оркестра.

2. Полученные знания помогут детям ориентироваться в мире музыки, узнавать медно-духовые инструменты по внешнему виду и звучанию.

3. Обучающиеся будут развивать навыки хорового пения.

4. Школьники получат дополнительные знания в области истории и русского языка, что будет способствовать расширению их общего кругозора.

5. Обучающиеся приобретут навыки самостоятельной и коллективной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная презентация; аудиозапись фрагмента – примера звучания симфонического оркестра Э. Грига «Утро», фрагменты-примеры звучания инструментов: скрипка, труба, барабан, туба, валторна, тромбон; карточки-раскраски, картинки с изображением различных инструментов; карточки-мозаика с изображениями музыкальных инструментов; баян; труба; видеофрагменты: «Симфонический оркестр», Д.

Шостаковича «Симфония №7», Д. Тухманов «День Победы».

План урока:

1. Организационный момент (Музыкальное приветствие. Вхождение в урок)

2. Актуализация опорных знаний обучающихся по теме урока.

3. Сообщение темы и целей урока.

4. Открытие новых знаний.

5. Физкультминутка.

6. Проверка усвоения нового материала.

7. Слушание музыки.

8. Вокально-хоровая работа.

9. Подведение итогов урока.

10. Рефлексия

11.Оценивание

12. Домашнее задание.

 

Ход урока

Организационный момент. Вход обучающихся в кабинет под музыку «Утро» Грига»

Сегодня урок музыки. Музыкальное приветствие. (попевка) - Здравствуйте, ребята, добрый день!

2. Вхождение в урок.

Звучит музыка Э. Грига «Утро».

Учитель. Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь мне и всем вокруг. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. Глубоко вдохните и выдохните… Приготовьтесь слушать, слышать, запоминать, отвечать. А помогать нам сегодня будут музыкальные словарики.

Актуализация опорных знаний.

Пока мы настраивались на урок, звучала прекрасная мелодия. Как вы думаете, кто её исполнял? (ответы обучающихся).

Правильно. Эту музыку исполняли музыканты. А вы знаете, как называется коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах? Коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах - это оркестр.

Давайте прочитаем слово оркестр хором.

Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

У каждого коллектива есть руководитель. В школе – это директор, в классе – классный руководитель. А как вы думаете, кто руководит оркестром?

Руководит этим коллективом – дирижер. Читаем хором (дирижер).

А какие виды оркестров вы знаете? (шумовой, народный, духовой, симфонический) (видеоролики об оркестрах)

Шумовой: - какие инструменты вы услышали?

Народный: - какие инструменты вы услышали?

Духовой: - какие инструменты вы услышали?

Симфонический: - какие инструменты вы услышали?

В нашей родной республике Башкортостан тоже есть свой национальный симфонический оркестр, руководителем которого является Рустем Сулейманов.

Сообщение темы и целей урока:

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами должны раскрыть тайны – тайны симфонического оркестра. (На доске и на слайде «Тайны симфонического оркестра»).

Как мы будем их раскрывать? Мы познакомимся с новыми инструментами симфонического оркестра. Узнаем, как они называются, как звучат, и какую роль они играют в симфоническом оркестре.

Итак, откройте тетради, запишите тему урока.

Открытие новых знаний.

В симфоническом оркестре играют много разных инструментов. С некоторыми из них вы уже знакомы. (Слайды (звучание, вид, надпись) – (Скрипка, труба, барабан.)

Изюминкой симфонического оркестра являются медно-духовые инструменты. Их всего 4.

К медным духовым инструментам относятся: труба, валторна, тромбон и туба.

Как вы думаете, почему они так называются? (Потому что они изготовлены из меди)

Как вы думаете, почему они так называются? (Потому что в них дуют).

(Демонстрация музыкального инструмента – труба)

Медные духовые инструменты – величие оркестра. Всем этим инструментам придают сходство еще две черты. С одной, верхней части инструментов, находится маленькая чашечка-колокольчик, в которую дуют, с нижней части широкий «рот», раковина, откуда исходит звук.

Без медных духовых инструментов симфонический оркестр звучал бы намного слабее и однообразней.

Труба – один из самых древних музыкальных инструментов. Её звучание поддерживало отвагу воинов в бою, открывало торжественные церемонии. Прочитайте хором новое слово в словарике. (с указанием ударения).

Как называется профессия музыканта, который играет на трубе? (Трубач). Прочитайте хором новое слово в словарике.

Тромбон – с итальянского языка это большая труба, звучание тромбона яркое, мужественное, а на низких нотах – мрачное и даже зловещее. Прочитайте хором новое слово в словарике. (с указанием ударения).

Как называется профессия музыканта, который играет на тромбоне? (Тромбонист). Прочитайте хором новое слово в словарике.

Валторна – более мягкий по звучанию инструмент. Он может исполнять музыку не только героического, но и напевного, лирического характера. Прочитайте хором новое слово в словарике (с указанием ударения).

Как называется профессия музыканта, который играет на валторне? (Валторнист) Прочитайте хором новое слово в словарике.


 

Туба – самый низкий по звучанию духовой оркестровый музыкальный инструмент. (На доске и на слайде Туба – звучание, надпись, иллюстрация).

Прочитайте хором новое слово в словарике. (с указанием ударения). Звучание.

Как называется профессия музыканта, который играет на тубе? (Тубист). Прочитайте хором новое слово в словарике.


 

Давайте еще раз вспомним названия этих инструментов. (Показ картинок – 4).

Учитель. Посмотрите еще раз на картинки. Что общего у этих инструментов? (цвет, материал, в них дуют). Поэтому они называются медно – духовые?

Физминутка.

Проверка усвоения нового материала.

Мы познакомились с новыми инструментами симфонического оркестра. Я хочу проверить, запомнили ли вы как выглядят медно-духовые инструменты и как они называются.

А сейчас мы с вами поиграем.

1. Игра: Собери картинку. (3 НОТКИ) труба, туба, тромбон, валторна.

Из разрезной картинки соберите изображение музыкального инструмента.

Учитель. Что у тебя получилось? За каждый правильный ответ вы получаете нотку.

2. Игра: соотнеси слово с картинкой. Из карточек со словами выберите нужное название инструмента и положите рядом с картинкой.

Учитель. Что у тебя получилось? За каждый правильный ответ вы получаете нотку.

3. Игра «Музыкальный диктант»:

Сейчас вы должны угадать, какой медный духовой инструмент звучит и показать изображение этого инструмента. (У детей предметные картинки с изображением музыкальных инструментов: труба, тромбон, валторна, туба).

Слушание музыки.

Музыканты, которые работают в симфоническом оркестре, исполняют классическую музыку. А кто сочиняет музыку? (композитор)

Сейчас вы услышите отрывок из 7 симфонии композитора Д. Шостаковича,

которая называется «Ленинградская симфония» (звучит отрывок из симфонии)

Д. Шостакович посвятил свою симфонию родному городу Ленинграду (Санкт-Петербург), который 900 дней был в блокаде врага. 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном городе. Её передавали из всех радиоточек. Многие плакали, не скрывая слез. Фашисты думали, что город умер, но теперь они поняли, что им не победить такой народ, как наш. (продолжение слушания…20-30с)

- Понравилось ли вам произведение?

- Как прозвучала музыка? (тревожно)

- В каком регистре? (высоко или низко)

- Какова динамика? (громко или тихо)

- Каков был темп? (быстро или медленно)

- Что вы почувствовали, когда её слушали?

- Какие инструменты вы увидели и услышали в этом фрагменте?

Тревожность в звучании этого произведения принадлежит медным духовым инструментам. Они придают звучанию симфонического оркестра энергию, звучность, силу. Музыка звучит ритмично, как пульс.

Вокально-хоровая работа (работа с нотным станом)

Симфонический оркестр исполняет не только классическую музыку, но и аккомпанирует солистам, хору. Сегодня за правильно выполненные задания вы все получили нотки. Как инструменты в оркестре вместе создают великолепную музыку, так и мы с вами, все вместе создадим из наших ноток мелодию, расставив их каждую на своё место на нотном стане. Посмотрите, у каждой нотки с обратной стороны есть порядковый номер. Найдите номер своей нотки на нотном стане и прикрепите её. Сначала выходят те, у кого желтые, оранжевые, зеленые нотки. А теперь выходят те, ребята, у кого голубые, синие и фиолетовые.

(Обучающиеся расставляют нотки на нотный стан).

Я сейчас наиграю по этим ноткам мелодию, а вы должны её угадать.

(Прослушивание музыки).

Узнали ли вы мелодию этой песни? Правильно! Эта мелодия песни «День Победы». К какому празднику она посвящена? В мае этого года наша страна отмечала большой праздник 70-летие Победы в Великой Победы, а в декабре мы отмечали 70-летие Нюрнбергского процесса. Этим датам мы посвятим свой урок и свою песню.

Давайте споем 1 куплет песни «День победы» и подарим её всем ветеранам Великой Отечественной войны. Встаньте, пожалуйста, будем петь стоя.

(Исполнение одного куплета песни)

Подведение итогов.

Как вы думаете, мы раскрыли тайну симфонического оркестра? Какую тайну симфонического оркестра мы сегодня раскрыли?

Правильно! Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Познакомились с новыми инструментами симфонического оркестра, с их звучанием и ролью в оркестре, с некоторыми профессиями музыкантов симфонического оркестра. Эти знания вам пригодятся, чтобы лучше понимать язык музыки.

Рефлексия.

Мне бы хотелось узнать, понравился ли вам урок? Достаньте из конвертов нотки. Если вам понравился урок, и вы узнали много нового и интересного поднимите желтую нотку, если не понравился – синюю.

Оценивание.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали. Я довольна вашими ответами и знаниями. На следующем уроке мы продолжим работать по теме «Симфонический оркестр».

Домашнее задание по карточкам:

Вам нужно раскрасить изображения только медных духовых инструментов.

До свидания! До новых встреч и открытий! Слушайте только красивую музыку.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.