Урок музыки на тему «Царит гармония оркестра» (4 класс)
Учитель: Кабетова Софья Евгеньевна
Тема урока: «Царит гармония оркестра»
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и их музыкальные впечатления от знакомства с его звучанием.
Задачи:
Образовательная: закреплять музыкальные термины и понятия; формировать музыкально-слуховые представления.
Развивающая: развивать музыкальный слух, чувство ритма.
Воспитательная: воспитывать музыкальную культуру, формировать музыкальный вкус.
Формировать УУД
познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации.
регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.
личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
смыслообразование: положительная учебная мотивация; самоопределение: внутренняя позиция школьника.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.
Личностные: уметь оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; участвовать в ролевых играх.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом (Коммуникативные УУД).
Способствовать развитию у учащихся навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий (Познавательные УУД).
Оборудование:
Демонстрационный материал:
мультимедийная презентация;
плакаты с инструментами симфонического оркестра.
Раздаточный материал:
карточки с названием музыкальных инструментов;
Приложение 1. Отрывок из повести Е.Канн-Новиковой «Маленькая повесть о Михаиле Глинке»;
Приложение 2. «Как появилась профессия дирижер?»
Технические средства обучения:
компьютер;
телевизор;
ноутбуки (5 шт.);
музыкальный центр;
фортепиано.
Ход урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Демонстрационный материал |
Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение детей в деятельность, выделение содержательной области. |
||
Звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» Музыка окружает нас повсюду. Она в пении птиц, шуме ветра, переливчатых звонках на перемену. Сегодня, я бы хотела, чтобы музыка подарила вам много приятных впечатлений и новых открытий. А как вы думаете, что будет с нашим миром, если музыка нас оставит? Ответить на этот вопрос сегодня поможет следующее видео. (на экране видео без звука, на котором дирижер управляет симфоническим оркестром) Как вы ответите на мой вопрос? Музыка бывает разной, но цель её всегда одна, она учит доброте, видению прекрасного в мире. |
Дети заходят в класс под музыку, садятся на любые места.
Дети формулируют ответы на проблемный вопрос |
На слайде цитата Н.В. Гоголя: «Но если и музыка нас оставит, что же тогда будет с нашим миром?».
|
Актуализация знаний. Цель: актуализация ранее изученного материала. |
||
Просмотренное вами видео было беззвучным, но на нем была музыка? Какую музыку вы бы сочинили для этого фрагмента, если бы были композиторами? Каким оркестром мог управлять дирижер? Кто бы её исполнил? О чем сегодня пойдет речь на уроке? Д. Шостакович говорил: «Среди других жанров большая симфоническая музыка стоит как бы первой среди равных. Она насыщена наиболее глубоким содержанием и является владычицей музыкального царства». Какие перечисленные жанры можно отнести к симфонической музыке? |
Предположительные ответы учащихся Учащиеся определяют основную тему урока Учащиеся выделяют на слайде жанры, относящиеся к симфонической музыке |
|
Постановка цели урока. Цель: зафиксировать тему и цель урока. |
||
Тема сегодняшнего урока: «Царит гармония оркестра». А какой будет цель нашего урока? |
Дети формулируют цель урока |
|
Постановка проблемы. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется место и причина затруднения. |
||
Сегодня вы побываете в роли дирижеров, исполнителей. Но для начала, давай узнаем, насколько вы оцените свои знания по этой теме. Давайте теперь их проверим. Для начала нужно вспомнить сколько групп инструментов в оркестре? (4) Кто помнит их название? Почему они так называются? Перед вами листочки с названием музыкального инструмента, чтобы наш оркестр зазвучал правильно, нужно каждому инструменту сесть в свою группу, схему вы видите на экране. Сегодня у нас будет не 4 группы, а пять. Пятая группа это группа музыкантов, в неё войдут дирижёр, композитор, исполнитель и музыкальный критик. Она группа поможет нам в конце урока ответить на вопрос, а нужна ли нам симфоническая музыка? |
Дети с помощью стикеров-нот на нотном стане, изображенном на доске, определяют уровень своих знаний по теме урока, нота ДО соотвествует низкому уровню, нота СИ – высокому. В оркестре 4 группы инструментов: Струнные смычковые; Деревянные духовые; Медные духовые; Ударные. Называются они так, по приемы игры на них и по материалу из которого изготовлены. Учащиеся выбирают музыкальный инструмент и делятся по группам и садятся согласно схеме. |
|
Реализация проекта Цель: открытие знаний об инструментах симфонического оркестра через групповую работу. |
||
У каждого инструмента не только своя внешность, но и свой неповторимый голос, который называется тембром. Сейчас я предлагаю вам превратиться в музыкантов и выполнить следующее задание. Восстановите текст отрывка, в котором есть описание инструментов. Слушание музыки – В.А. Моцарт Симфония № 40 Теперь вы все сидите правильно, кого не хватает оркестру? Перед вами история развития профессии дирижер. Познакомившись с одинаковым текстом, каждая из групп ответит на заданный вопрос. 1 группа – Кто раньше управлял оркестром или хором? 2 группа – кто впервые использовал дирижерскую палочку? 3 группа – какой дирижер впервые повернулся к публике спиной и почему? 4 группа – зачем нужен оркестру дирижер? Чтобы музыканты играли слаженно и дружно, они обязательно много репетируют и разминаются перед выступлением. А правильно распеться нам поможет ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вокально-хоровая работа Распевание на знакомых музыкальных попевках по показу исполнителя. Пока вы распевались не всегда пели все вместе, оказывается и в оркестре есть свой термин, когда играет весь оркестр – это ТУТТИ. Сейчас исполнитель будет вам говорить когда будет петь какая группа, а когда тутти. Оркестр готов, давай насладимся музыкой великого композитора, чье имя нам подскажет композитор из 5 группы. Известный российский дирижер Евгений Светланов не только управлял оркестром, он вносил в музыку свои мысли и чувства, этим обогащая оркестровое звучание. Слушание музыки – М.И. Глинка «Арагонская хота», дирижер Е. Светланов После прослушания музыки вам нужно подобрать слова, которые рассказывают о характере этой музыки. А теперь характер музыки поможет вам выразить дирижер. Дирижер не только будет показывать какие инструменты играют, но передавать характер музыки с помощью движений. Слушание музыки – Л.Бетховен симфония №3 Для того, чтобы проверить запомнили ли вы инструменты оркестра, поиграем. Перед вами на слайде будут появляться изображения музыкальных инструментов, ваша задача найти лишний инструмент и лишнему инструменту ученику нужно встать. Труба – валторна - барабан Скрипка – арфа – виолончель Кларнет – флейта – треугольник Барабан – туба - бубен Контрабас – балалайка - альт |
Учащиеся работают в группах, заполняют пробелы, после этого проверяют текст с учителем - Дирижера - В начале 19 века оркестром управлял или скрипач или чембалист, а во французской опере капельмейстер отбивал такт ударом палки оземь. - Немецкий композитор Людвиг Шпор впервые выступил в концерте с дирижерской палочкой. - Рихард Вагнер повернулся спиной к публике. - Дирижер – не только организатор и регулировщик коллективной игры, он интерпретатор музыки. К доске перед классом выходит учащийся, вытянувший карточку исполнитель, и предлагает варианты знакомых детям распевок Учащийся-композитор называет имя композитора, чья музыка прозвучит и вспоминает несколько фактов из жизни и творчества композитора. Дети подбирают и записывают слова в лист задания, определяющие настроение музыки Дети по показу дирижера играют на воображаемых музыкальных инструментах, передавая характер музыки Труба – валторна – лишний барабан Скрипка – лишняя арфа – виолончель Кларнет – флейта – лишний треугольник Барабан – лишняя туба - бубен Контрабас – лишняя балалайка - альт |
|
Планируемый результат: учащиеся знают об инструментах симфонического оркестра, умеют определять их тембр, знают историю происхождения профессии и дирижер. |
||
Самостоятельная работа Цель: тренировать способности к самоконтролю и к самооценке, проверить сформированность представления о симфонической музыке, инструментах симфонического оркестра |
||
А теперь я предлагаю вам поработать в группах. И выполнить проект «Рассказы музыкальных инструментов». Для каждой группы я приготовила компьютер, на котором есть материал о инструментах каждой группы симфонического оркестра. Ваша задача составить рассказ от имени одного музыкального инструмента и подобрать музыку, которая может о нем рассказать. А для пятой группы я приготовила задание – «Нужна ли нам симфоническая музыка?». На вашу работу вам отводить 10 минут. Желаю удачи |
Учащиеся оформляют проект, составляют рассказ от имени музыкального инструмента, подбирают фотографии и музыку. По окончании времени представляют получившиеся проекты |
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: зафиксировать изученное, оценить работу группы, свою работу на уроке. |
||
Наш необычный урок подходит к концу, сегодня мы многое узнали. - Над какой темой мы работали? - Какую цель перед собой поставили? - Какие задачи решили? - Мы ответили на все вопросы? - какие новые термины узнали? - Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Почему П.И. Чайковский называл оркестр «музыкальной республикой»? Оцените свою работу стикером- ноткой после нашего урока. Наш урок закончен, но мир музыки для вас только открывается! До новых встреч! |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. На слайде соотносят музыкальные термины и их определения. Учащиеся оценивают собственную работу на уроке и определяют уровень знаний Дети выходят под музыку из класса |
|
Планируемый результат: учащиеся зафиксировали новые знания, оценили собственную деятельность на уроке. |