12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Максимова Наталья Александровна29

Тема урока: Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи урока:

Обучающие: научить различать музыкальные инструменты зрительно и на

                       слух.
Развивающие: развивать музыкальный слух и память учащихся.
Воспитательные: воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний

Учитель: С музыкой какого композитора мы познакомились  на прошлом уроке?

Дети: С музыкой русского композитора С.С.Прокофьева.

Приложение 1 Слайд 1

На экране – портрет С.С.Прокофьева.

У: Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?

Д: «Вальс» из балета «Золушка», песня «Болтунья». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет. 

Проверка домашних заданий. Рисунки  к балету «Золушка»  (оформляется выставка на доске).

3. Содержание и организация учебного занятия

Приложение 1 Слайд 2

У: Найдите на слайде   название нового произведения С.С.Прокофьева.

Д:  «Петя и волк».

Слайд 3  (На экране – название сказки)

Приложение 1 Слайд 4

У:  Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Д: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.
У: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям понять симфоническую музыку.  Даже взрослым людям симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить детей с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Приложение 1 Слайд 5

Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк». (На доске – плакат «Симфонический оркестр»).

Приложение 1 Слайд 6

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом».

У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.

Приложение 1 Слайд 7

Чему будем учиться на уроке?

Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по голосу, по внешнему виду,  определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.

Приложение 1 Слайд 8

У:  Петя – главный герой сказки. Это мальчик вашего возраста. Какую мелодию  вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? Попробуйте исполнить свою мелодию голосом.

Полина Б.: «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (Исполняет  мелодию).
Данил М.: «Мне кажется Петя  - озорной мальчик, я хочу в своей мелодии показать Петю таким…» (Поет мелодию).

Никита Б.:  «Я сочинил бы для него серьезную мелодию» (Исполняет мелодию).
У:  Спасибо! Слушаем тему Пети  С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?

Дети: Петя веселый, радостный,  мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия  плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть танцует.

У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).

Приложение 1 Слайд 9

У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают,  под музыку имитируют игру на скрипках).
У: Вы показали  скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Приложение 1 Слайд 10

У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы       для Дедушки?

Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную.  Дети  исполняют свои мелодии.
У: Какой инструмент вы подобрали бы для дедушки, если бы были композиторами? (Ответы детей)

У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
Полина Б.: «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю.

У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

 

 

Приложение 1 Слайд 11

У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Д: Сердитый, ворчливый, низкий

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Приложение 1 Слайд 12

На экране – Кошка, Утка, Птичка.

У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).
Д: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, весело. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крыльями.

У: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Приложение 1 Слайд 13

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на инструменте).

Приложение 1 Слайд 14

У: Какой инструмент может изображать птичку? (Ответы)

Приложение 1 Слайд 14

У: Инструмент, исполняющий тему птички – флейта. Как играют на флейте?

(Ответы)

У: Флейта – деревянный духовой инструмент.

У: Какое настроение у Птички?

Д: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

Приложение 1 Слайд 15

На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк.

У: Кому из героев сказки принадлежит эта музыка? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).
У: Почему вы решили, что это кошка?
Д: Мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется.

Приложение 1 Слайд 16

У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой «голос» у кларнета? К какой группе инструментов относится? (Слушание).
Д: Низкий, мягкий, спокойный. Кларнет  – деревянный духовой инструмент.

Приложение 1 Слайд 17

На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает.

Приложение 1 Слайд 18

У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой «голос» у гобоя?

 Д: Спокойный, тихий, крякающий.

 У: Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.

4. Обобщение

Приложение 1 Слайд 19

 (гиперссылка – Игра «Узнай инструмент»)

У: Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки  и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране.  Дети устно отвечают на вопросы.

5. Закрепление.  (Объяснение порядка практической работы).

Приложение 2 ( на компьютерах).    

У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Пришло время проверить себя. Выполните тест «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева «Петя и волк» (Работа в парах за компьютерами).

6. Итог урока.

Приложение 1 Слайд 20

На экране появляются все герои сказки.

У: Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.
Д:  Волк, Охотники.

Приложение 1 Слайд 21

На экране остаются  Волк, Охотники.

У: На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.

Приложение 1 Слайд 22

У: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились на уроке?

7. Домашнее задание  (Приглашения на сказку).

Подпишите свои приглашения и выполните задание.

(Приложение 3  Песня « Сказка гуляет по свету»)

8. Музыкальное прощание.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.