Урок музыки в 3 классе «Инструменты симфонического оркестра»
Тема урока: Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи урока:
Обучающие: научить различать музыкальные инструменты зрительно и на
слух.
Развивающие: развивать музыкальный слух и память учащихся.
Воспитательные: воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Музыкальное приветствие.
2. Актуализация знаний
Учитель: С музыкой какого композитора мы познакомились на прошлом уроке?
Дети: С музыкой русского композитора С.С.Прокофьева.
Приложение 1 Слайд 1
На экране – портрет С.С.Прокофьева.
У: Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?
Д: «Вальс» из балета «Золушка», песня «Болтунья». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет.
Проверка домашних заданий. Рисунки к балету «Золушка» (оформляется выставка на доске).
3. Содержание и организация учебного занятия
Приложение 1 Слайд 2
У: Найдите на слайде название нового произведения С.С.Прокофьева.
Д: «Петя и волк».
Слайд 3 (На экране – название сказки)
Приложение 1 Слайд 4
У: Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Д: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.
У: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям понять симфоническую музыку. Даже взрослым людям симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить детей с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Приложение 1 Слайд 5
Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк». (На доске – плакат «Симфонический оркестр»).
Приложение 1 Слайд 6
У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом».
У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.
Приложение 1 Слайд 7
Чему будем учиться на уроке?
Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по голосу, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.
Приложение 1 Слайд 8
У: Петя – главный герой сказки. Это мальчик вашего возраста. Какую мелодию вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? Попробуйте исполнить свою мелодию голосом.
Полина Б.: «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (Исполняет мелодию).
Данил М.: «Мне кажется Петя - озорной мальчик, я хочу в своей мелодии показать Петю таким…» (Поет мелодию).
Никита Б.: «Я сочинил бы для него серьезную мелодию» (Исполняет мелодию).
У: Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?
Дети: Петя веселый, радостный, мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть танцует.
У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).
Приложение 1 Слайд 9
У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).
У: Вы показали скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Приложение 1 Слайд 10
У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?
Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную. Дети исполняют свои мелодии.
У: Какой инструмент вы подобрали бы для дедушки, если бы были композиторами? (Ответы детей)
У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
Полина Б.: «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю.
У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»
Приложение 1 Слайд 11
У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Д: Сердитый, ворчливый, низкий
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Приложение 1 Слайд 12
На экране – Кошка, Утка, Птичка.
У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).
Д: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, весело. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крыльями.
У: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.
Приложение 1 Слайд 13
Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на инструменте).
Приложение 1 Слайд 14
У: Какой инструмент может изображать птичку? (Ответы)
Приложение 1 Слайд 14
У: Инструмент, исполняющий тему птички – флейта. Как играют на флейте?
(Ответы)
У: Флейта – деревянный духовой инструмент.
У: Какое настроение у Птички?
Д: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
Приложение 1 Слайд 15
На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк.
У: Кому из героев сказки принадлежит эта музыка? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).
У: Почему вы решили, что это кошка?
Д: Мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется.
Приложение 1 Слайд 16
У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой «голос» у кларнета? К какой группе инструментов относится? (Слушание).
Д: Низкий, мягкий, спокойный. Кларнет – деревянный духовой инструмент.
Приложение 1 Слайд 17
На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.
У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.
Приложение 1 Слайд 18
У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой «голос» у гобоя?
Д: Спокойный, тихий, крякающий.
У: Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.
4. Обобщение
Приложение 1 Слайд 19
(гиперссылка – Игра «Узнай инструмент»)
У: Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране. Дети устно отвечают на вопросы.
5. Закрепление. (Объяснение порядка практической работы).
Приложение 2 ( на компьютерах).
У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Пришло время проверить себя. Выполните тест «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева «Петя и волк» (Работа в парах за компьютерами).
6. Итог урока.
Приложение 1 Слайд 20
На экране появляются все герои сказки.
У: Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.
Д: Волк, Охотники.
Приложение 1 Слайд 21
На экране остаются Волк, Охотники.
У: На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.
Приложение 1 Слайд 22
У: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились на уроке?
7. Домашнее задание (Приглашения на сказку).
Подпишите свои приглашения и выполните задание.
(Приложение 3 Песня « Сказка гуляет по свету»)
8. Музыкальное прощание.