Доклад на тему: «Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях реализации ФГОС»
Пояснительная записка к презентации
Выступление учителя русского языка и литературы
МБОУ «Старогольская СОШ» Абдуллаевой Э.Ш.
В настоящее время система образования направлена на формирование у обучающихся совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Перед каждым педагогом стоят три основные задачи:
- развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
- проектировать пути их реализации;
- контролировать и оценивать свои достижения.
В решении этих задач помогает правильно построенный современный урок, в рамках системно - деятельностного подхода.
В своём докладе я хотела бы остановиться на таких этапах современного урока как целеполагание и рефлексия. Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование. Процесс целеполагания очень трудоёмкий, потому что цели урока должны быть таковы, как будто ученик сам себе их поставил, они понятны ему, очевидны. Но ведь и педагог, идущий на урок, ставит для себя определённые цели. Для того чтобы мои цели стали целями обучающихся, в своей работе использую приёмы целеполагания. Все приёмы целеполагания принято классифицировать на:
1. Визуальные:
Тема-вопрос
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
Группировка.
2. Аудиальные:
Подводящий диалог
Собери слово
Исключение
Проблема предыдущего урока.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приёмов целеполагания. Например, при изучении в 5 классе темы «Прошедшее время глагола», я предлагаю ребятам внимательно посмотреть на экран с темой урока и сформулировать цели, используя глаголы неопределённой формы, продолжив фразу: «Мы должны научиться…»-
1. Распознавать (глаголы прошедшего времени среди глаголов других времён)
2. Образовывать…
3. Писать…
Произносить…
Иногда цель записываю на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. После чего обучающие ставят задачи (это делаю иногда через действия, которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать сообщение, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). В конце урока стараюсь вернуться к поставленным задачам и предлагаю обучающимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Хотелось бы остановиться на некоторых приёмах целеполагания, используемых в своей работе.
1. Тема-вопрос
Тему урока формулирую в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают свои мнения, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
Например, для темы урока "Какие нужны условия для обособления причастных оборотов?" построим план действий:
1. Повторить знания о причастном обороте.
2. Выработать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова.
3. Выяснить условия обособления причастного оборота.
4. Учиться применять данную пунктограмму на письме.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
2. Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока.
3. Ситуация Яркого пятна
Например, при изучении темы «Правописание корней с чередующими гласными е-и» пишу примеры и выделяю нужную орфограмму другим цветом. Анализируем примеры, через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяем правила написания корней с чередующими е –и. Далее определяется тема и цель урока.
4. Домысливание
1. Предлагаю тему урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
5. Группировка
Даю ряд слов, предлагаю детям разделить их на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Приведу фрагмент из своего урока русского языка в 6 классе. Тема урока: "Мягкий знак на конце и в середине числительных"
- А теперь мы с вами проведём небольшое исследование. Внимание на экран, (Слайд 3) перед вами слова с пропущенной орфограммой, как вы думаете, что это за орфограмма?
Рож_, пис_мо, ноч_,тон_ше, степ_, дал_ше,ал_бом, кост_,прос_ба, сем_, пят_сот, сем_сот.
-(Употребление и неупотребление ь знака для обозначения мягкости согласных)
-Как вы думаете на какие группы можно разделить эти слова?
(На слова с ь на конце слова и слова ь в середине слова)
-Давайте запишем слова в два столбика. Ученик у доски.
Ь на конце слова Ь в середине
Рожь письмо
Ночь тоньше
Степь дальше
Кость альбом
Семь просьба
пятьсот
семьсот
- А есть ли среди записанных слов числительные? Назовите.
- Где пишется ь знак?
- А можете вы с уверенностью сказать, что правильно их записали? А что вам для этого необходимо?
Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Сформулируйте её, пожалуйста. Записываем тему нашего урока. («Мягкий знак на конце и в середине числительных»).
-Запишите тему в тетради.
-А значит какие цели у нашего урока?
Дети формулирую цели урока (Познакомиться с правилом, научиться его применять)
_____________________________________________________________________
6. Приём «На запоминание и воспроизведение»:
Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Например, урок русского языка в 5 классе на тему «Имена существительные собственные и нарицательные» можно начать с информации о необычном озере в США. На уроках литературы это могут быть малоизвестные интересные факты из биографии писателей.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать своё мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Следующий этап на котором бы я хотела остановиться – рефлексия. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Этот этап может существовать в любой части урока, в начале урока, после выполнения учащимися какого-либо задания, в конце урока. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2. рефлексия содержания учебного материала;
3. рефлексия деятельности.
Рефлексии настроения и эмоционального состояния я считаю целесообразным проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце урока. Применяются приёмы «Покажи своё лицо», приём «Рисунок», музыкальный приём.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройдённого. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Приём незаконченного предложения.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрёл…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
2. Приём «Дерево».
В начале урока учащимся раздаются бумажные предметы, это могут быть вырезанные листья дерева или плоды, либо просто круги разнообразной окраски, где каждый имеет своё значение, значение обговаривается заранее с учащимися. Каждый ученик выбирает предмет своего цвета и крепит его на дерево, нарисованное на ватмане либо с обратной стороны доски.
Приём «Плюс-минус-интересно»
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
Приём «Синквейн»
Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Приём «Выбор афоризма или пословицы».
Для включения учащихся в урок предлагаю 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы. Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Например:
«Великие люди способны на великую доброту» Сервантес.
«Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными» Шопенгауэр А.
Можно использовать при изучении рассказа Л. Андреева «Кусака».
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О РОДИНЕ
Жить — Родине служить.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Где смелость, там и победа.
Кто дрожит, тот и от врага бежит.
ОБ УМЕНИИ И ТРУДОЛЮБИИ
Труд кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Терпенье и труд всё перетрут.
Делу — время, а потехе — час.
Мастер на все руки.
Семь раз примерь, а один отрежь.
Ученье — путь к умению.
О ЛЕНИ И НЕРАДИВОСТИ
Поспешишь — людей насмешишь.
Делать спустя рукава.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Словами и туда и сюда, а делами никуда.
О ДРУЖБЕ
Все за одного, один за всех.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
По прутику всю метлу переломить можно.
Нет друга — ищи, а нашёл — береги.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Сам погибай, а товарища выручай.
Использование афоризмов и пословиц делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Приём «Аргументация своего ответа».
В конце урока даю небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Моё настроение
6. Материал урока мне был
2. Приём «Выбор»
Обучающимся необходимо поставить значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Таким образом, правильно продуманные этапы урока являются гарантией успешного урока.
Источники информации
http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке
http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания
Использованная литература
Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие /
М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с
Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: и
/data/edu/files/e1464038837.pptx (к докладу)
Сафонова Елена Валерьевна
Лариса Александровна Алексеева
Селиванова Галина Геннадьевна