Центр познавательной деятельности в ДОУ
(математический)
Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ, одно из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с основным требованиям ФГОС ДО, должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически привлекательной.
Цель:
- формирование у детей элементарных математических представлений;
- закрепление уже имеющихся знаний;
- развитие стремления познавать, осуществлять мыслительные операции, используя дидактические игры и упражнения для развития активного проявления познавательной деятельности.
Задачи:
- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности;
- развитие качеств и свойств личности ребёнка для успешного овладения познавательной математической деятельностью;
- развитие поисковых способностей, целенаправленных действий;
- воспитание стремления к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости, самостоятельности;
- воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуальными играми.
Содержание:
- разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей;
- разнообразные игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени;
- разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.
Основные требования:
- представляет собой специально отведенную зону;
- должен иметь свободный доступ для детей;
- содержание должно быть знакомо каждому ребенку;
- материалы обязательно постоянно меняются, и дополняются;
- все материалы должны быть яркими, красочно оформленными, лаконичными.
Центр познавательного развития по математике
для детей 3-4 лет должен содержать:
-игры для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
- развивать у детей умения сопоставлять, сравнивать, уравнивать две группы предметов, пользоваться понятиями: много, один, ни одного;
- обучать сравнивать предметы по заданному признаку: длине, ширине, высоте, величине;
- формировать умения ориентироваться относительно своего тела: право, лево, верх, низ;
- знакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник.
Оборудование познавательного центра для детей 3-4 лет:
- набор плоскостных и объёмных геометрических фигур;
- блоки Дьенеша и рабочие карточки к ним;
- набор материалов Монтессори;
- развивающие карточки «много, один, ни одного»;
- раздаточный материал на каждого ребёнка;
- наборное полотно на каждого ребёнка;
- разрезные картинки;
- матрёшки из трех кукол;
- неваляшки разных размеров;
- набор объемных тел: кубы, шары, цилиндры, бруски, диски;
- грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов), 4 цветов;
- игрушки разные по цвету, величине;
- яркие ленты разной ширины и длинны;
- браслеты для определения правой руки;
- картинки для рассматривания и определения положения предмета относительно другого предмета, например бабочка на листочке;
- картинки с изображением частей суток, времени года;
- комплект «Первые конструкции»;
- комплект из стержней разной длинны на единой основе и шариков для нанизывания и сортировки по цвету;
- фигуры для конструирования на фланелеграфе;
- развивающие карточки «Геометрическая мозаика», разнообразные конструкторы, схемы самых простейших построек;
- дидактические игры, соответствующие возрасту: «Геометрическое лото», «Найди такой же», «Большой - маленький», наборы разрезных картинок на кубиках, «Разложи по порядку», «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик», «Чудесный мешочек» и т.д.
Центр познавательного развития по математике
для детей 4-5 лет должен содержать:
- дидактические игры, настольные игры, развивающие у детей умения ориентироваться в пространстве и времени;
- сравнивать предметы по различным признакам, составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;
- игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов.
Оборудование познавательного центра для детей 4-5 лет:
- мелкие игрушки для счета;
- набор карточек-цифр от 1 до 10 с замковыми креплениями;
- набор кубиков с цифрами;
- набор материалов Монтессори;
- набор объемных вкладышей по принципу матрешки;
- неваляшки разных размеров – комплект;
- наборы моделей: деление на части (2-4);
- набор объемных тел для группировки по цвету, форме, величине;
- развивающее панно;
- игрушки разные по величине;
- таблицы с предметами двух видов по величине;
- набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине
(7 форм разных цветов и размеров);
- картинки с предметами, составленными из геометрических фигур или похожие на них;
- картинки с изображением времен года (деятельность детей);
- часы игровые;
- шахматы, шашки;
- дидактические и развивающие игры соответствующие возрасту: «На что похоже?», «Дострой», «Составь такой же узор», «Выращивание дерева», «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д.
Центр познавательного развития по математике
для детей 5-6 лет должен содержать:
- разнообразные игры, развивающие умения делить целый предмет на части, составлять целый из частей;
- содержать игры способствующие развитию числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины;
- игры, развивающие умения создавать множества из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения, звуков, движений);
- игры, развивающие умение понимать отношение рядом стоящих чисел, умение устанавливать последовательность различных событий;
- игры с алгоритмами, с цифрами, монетами, а так же трафареты, линейки и другие измерительные эталоны, модели числовых и временных отношений.
Оборудование центра познавательного развития для детей 5-6 лет:
- мелкие игрушки для счета;
- цифры от 1 до 5, 10;
- таблицы с предметами от 1 до 10, для закрепления порядкового, прямого и обратного счета;
- набор счетного материала в виде соединяющихся между собой цветных фигур;
- набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями;
- коробочка с 2 сообщающимися отделениями и 10 шариками для наглядной демонстрации состава числа;
- развивающее панно;
- набор для демонстрации числовой шкалы, математического действия умножения, понятия «равенство», действия рычажных весов, сравнения масс;
- матрешка из пяти кукол;
- набор полых геометрических тел для сравнения объемов и изучения зависимости объема от формы тела;
- набор бусин для нанизывания и классификации по разным признакам;
- мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм;
- игрушки разной величины от 1 до 5.шт.;
- геометрические фигуры средней группы и призма, конус;
- картинки с изображением разных частей суток (явления природы);
- картинки с изображением времен года (явления природы);
- таблицы с изображением символов частей суток и времен года;
- счетные палочки;
- наборы моделей: деление на части (2-16);
- набор объемных тел для группировки по (цвет, форма, величина);
- набор брусков, цилиндров и пр. для группировки (по1-2 признакам: длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов;
- набор объемных вкладышей по принципу матрешки;
- картинки с ориентировкой на плоскости листа: лабиринты, карты, схемы;
- календарь с днями недели со 2-го полугодия;
- логические игры, лото, шашки, шахматы, домино и др.;
- головоломки-лабиринты прозрачные с шариком - комплект;
- домино логическое, с разной тематикой;
- лото «Последовательные числа»;
- набор материалов Монтессори;
- игра головоломка Танграм;
- дидактические игры, соответствующие возрасту: «Дроби», «Составь круг», «Сравни и подбери», «Числовая лесенка», «Дни недели» и т.д.
Центр познавательного развития по математике
для детей 6-7 лет должен содержать:
- дидактические игры, формирующие умение ориентироваться на ограниченной территории, например страница тетради, умение работать с планом, схемой, маршрутом;
- игры, развивающие умение «читать» простейшую графическую информацию;
- умение анализировать форму предметов в целом и отдельные части;
- умение называть числа в прямом и обратном порядке;
- игры для развития числовых представлений;
- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей;
- умений количественно оценивать разные величины, игры с цифрами, монетами;
- умение определять время по часам;
- игры с алгоритмами;
- иметь трафареты, линейки и другие измерительные эталоны, модели числовых и временных отношений.
Оборудование познавательного центра для детей 6-7 лет:
- мелкие игрушки для счета;
- цифры от 1 до 10, 20;
- игрушки с предметами от 1 до 10 разной величины;
- набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями;
- знаки «плюс», «минус», «равно», «больше - меньше»;
- таблицы с задачами;
- коробочка с 2 сообщающимися отделениями и 10 шариками для наглядной демонстрации состава числа;
- набор счетного материала в виде соединяющихся между собой цветных фигур;
- набор брусков, цилиндров и пр. для группировки (по1-2 признакам: длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов;
- наборы моделей: деление на части (2-16);
- набор объемных тел для группировки (цвет, форма, величина);
- набор для демонстрации числовой шкалы, математического действия умножения, понятия «равенство», действия рычажных весов, сравнения масс;
- геометрические фигуры старшей группы и многоугольники;
- таблицы на состав числа из 2-х меньших чисел;
- календарь: дни недели, месяцы, год (по временам года);
- макеты часов, разные виды часов, изображенные на картинках;
- весы, гирьки;
- матрешка из пяти кукол;
- неваляшки разных размеров - комплект;
- развивающее панно;
- набор полых геометрических тел для сравнения объемов и изучения зависимости объема от формы тела;
- набор бусин для нанизывания и классификации по разным признакам;
- мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм;
- емкости для измерения жидких и сыпучих тел;
- линейки, метры, треугольники, линейки-трафареты;
- листы бумаги в клетку, карандаши, ручки, фломастеры;
- логические игры, ребусы, головоломки, кроссворды;
- лото «Последовательные числа»;
- набор объемных вкладышей по принципу матрешки;
- набор материалов Монтессори;
- настольно печатные игры для подготовительной к школе группы, комплект;
- развивающие игры: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.;
- игра головоломка из 7 частей - Танграм;
- дидактические игры соответственно возрасту: «Дроби», «Составь круг», «Сравни и подбери», «Вычислительные машины», «Числовая лесенка», «Дни недели» и т.д.;
- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами.
Рекомендуемая литература:
1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008 г.
2.Богульская З.М., Смирнова Е.О.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1991 г.
3.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006 г.
4.ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации октября 2013 г. № 1155.
5.Чеплашкина И.Н. и др. Математика – это интересно. – СПб.: «Акцидент», 1996 г.
Источник: infodoo.ru
Мастина Ольга Валерьевна
Юмашева Антонина Михайловна
Пинчук Лилия Валентиновна
Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Юмашева Антонина Михайловна
Перминова Елена Федоровна
Юмашева Антонина Михайловна
Пользователь удален
Галина Владимировна