12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юмашева Антонина Михайловна3889
Работаю воспитателем 39 лет, очень люблю свою работу, непоседливых детей, нахожу вдохновение в красках и формах природы, люблю путешествия, животных. Руководитель изостудии "Капелька" по нетрадиционному рисованию в ДОУ.
Россия, Тамбовская обл., г. Рассказово
Материал размещён в группе «Дошкольники»


Центр познавательной деятельности в ДОУ

(математический)

Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ, одно из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с основным требованиям ФГОС ДО, должна быть:

- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически привлекательной.

Цель:

- формирование у детей элементарных математических представлений;

- закрепление уже имеющихся знаний;

- развитие стремления познавать, осуществлять мыслительные операции, используя дидактические игры и упражнения для развития активного проявления познавательной деятельности. 

Задачи:

- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности;

- развитие качеств и свойств личности ребёнка для успешного овладения познавательной математической деятельностью;

- развитие поисковых способностей, целенаправленных действий;

- воспитание стремления к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости, самостоятельности;

- воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуальными играми.

Содержание:

- разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей;

- разнообразные игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени;

- разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.

Основные требования:

- представляет собой специально отведенную зону;

- должен иметь свободный доступ для детей;

- содержание должно быть знакомо каждому ребенку;

- материалы обязательно постоянно меняются, и дополняются;

- все материалы должны быть яркими, красочно оформленными, лаконичными.


Центр познавательного развития по математике

для детей 3-4 лет должен содержать:

-игры для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;

- развивать у детей умения сопоставлять, сравнивать, уравнивать две группы предметов, пользоваться понятиями: много, один, ни одного;

- обучать сравнивать предметы по заданному признаку: длине, ширине, высоте, величине;

- формировать умения ориентироваться относительно своего тела: право, лево, верх, низ;

- знакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник.

Оборудование познавательного центра для детей 3-4 лет:

- набор плоскостных и объёмных геометрических фигур;

- блоки Дьенеша и рабочие карточки к ним;

- набор материалов Монтессори;
- развивающие карточки «много, один, ни одного»;

- раздаточный материал на каждого ребёнка;

- наборное полотно на каждого ребёнка;

- разрезные картинки;

- матрёшки из трех кукол;

- неваляшки разных размеров;

- набор объемных тел: кубы, шары, цилиндры, бруски, диски;

- грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов), 4 цветов;

- игрушки разные по цвету, величине;

- яркие ленты разной ширины и длинны;

- браслеты для определения правой руки;

- картинки для рассматривания и определения положения предмета относительно другого предмета, например бабочка на листочке;

- картинки с изображением частей суток, времени года;

- комплект «Первые конструкции»;

- комплект из стержней разной длинны на единой основе и шариков для нанизывания и сортировки по цвету;

- фигуры для конструирования на фланелеграфе;

- развивающие карточки «Геометрическая мозаика», разнообразные конструкторы, схемы самых простейших построек;

- дидактические игры, соответствующие возрасту: «Геометрическое лото», «Найди такой же», «Большой - маленький», наборы разрезных картинок на кубиках, «Разложи по порядку», «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик», «Чудесный мешочек» и т.д.


Центр познавательного развития по математике

для детей 4-5 лет должен содержать:

- дидактические игры, настольные игры, развивающие у детей умения ориентироваться в пространстве и времени;

- сравнивать предметы по различным признакам, составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

- игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов.

Оборудование познавательного центра для детей 4-5 лет:

- мелкие игрушки для счета;

- набор карточек-цифр от 1 до 10 с замковыми креплениями;

- набор кубиков с цифрами;

- набор материалов Монтессори;

- набор объемных вкладышей по принципу матрешки;

- неваляшки разных размеров – комплект;

- наборы моделей: деление на части (2-4);

- набор объемных тел для группировки по цвету, форме, величине;

- развивающее панно;

- игрушки разные по величине;

- таблицы с предметами двух видов по величине;

- набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине

(7 форм разных цветов и размеров);

- картинки с предметами, составленными из геометрических фигур или похожие на них;

- картинки с изображением времен года (деятельность детей);

- часы игровые;

- шахматы, шашки;

- дидактические и развивающие игры соответствующие возрасту: «На что похоже?», «Дострой», «Составь такой же узор», «Выращивание дерева», «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д.


Центр познавательного развития по математике

для детей 5-6 лет должен содержать:

- разнообразные игры, развивающие умения делить целый предмет на части, составлять целый из частей;

- содержать игры способствующие развитию числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины;

- игры, развивающие умения создавать множества из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения, звуков, движений);

- игры, развивающие умение понимать отношение рядом стоящих чисел, умение устанавливать последовательность различных событий;

- игры с алгоритмами, с цифрами, монетами, а так же трафареты, линейки и другие измерительные эталоны, модели числовых и временных отношений.

Оборудование центра познавательного развития для детей 5-6 лет:

- мелкие игрушки для счета;

- цифры от 1 до 5, 10;

- таблицы с предметами от 1 до 10, для закрепления порядкового, прямого и обратного счета;

- набор счетного материала в виде соединяющихся между собой цветных фигур;

- набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями;

- коробочка с 2 сообщающимися отделениями и 10 шариками для наглядной демонстрации состава числа;

- развивающее панно;

- набор для демонстрации числовой шкалы, математического действия умножения, понятия «равенство», действия рычажных весов, сравнения масс;

- матрешка из пяти кукол;

- набор полых геометрических тел для сравнения объемов и изучения зависимости объема от формы тела;

- набор бусин для нанизывания и классификации по разным признакам;

- мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм;

- игрушки разной величины от 1 до 5.шт.;

- геометрические фигуры средней группы и призма, конус;

- картинки с изображением разных частей суток (явления природы);

- картинки с изображением времен года (явления природы);

- таблицы с изображением символов частей суток и времен года;

- счетные палочки;

- наборы моделей: деление на части (2-16);

- набор объемных тел для группировки по (цвет, форма, величина);

- набор брусков, цилиндров и пр. для группировки (по1-2 признакам: длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов;

- набор объемных вкладышей по принципу матрешки;

- картинки с ориентировкой на плоскости листа: лабиринты, карты, схемы;

- календарь с днями недели со 2-го полугодия;

- логические игры, лото, шашки, шахматы, домино и др.;

- головоломки-лабиринты прозрачные с шариком - комплект;

- домино логическое, с разной тематикой;

- лото «Последовательные числа»;

- набор материалов Монтессори;

- игра головоломка Танграм;

- дидактические игры, соответствующие возрасту: «Дроби», «Составь круг», «Сравни и подбери», «Числовая лесенка», «Дни недели» и т.д.


Центр познавательного развития по математике

для детей 6-7 лет должен содержать:

- дидактические игры, формирующие умение ориентироваться на ограниченной территории, например страница тетради, умение работать с планом, схемой, маршрутом;

- игры, развивающие умение «читать» простейшую графическую информацию;

- умение анализировать форму предметов в целом и отдельные части;

- умение называть числа в прямом и обратном порядке;

- игры для развития числовых представлений;

- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей;

- умений количественно оценивать разные величины, игры с цифрами, монетами;

- умение определять время по часам;

- игры с алгоритмами;

- иметь трафареты, линейки и другие измерительные эталоны, модели числовых и временных отношений.

Оборудование познавательного центра для детей 6-7 лет:

- мелкие игрушки для счета;

- цифры от 1 до 10, 20;

- игрушки с предметами от 1 до 10 разной величины;

- набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями;

- знаки «плюс», «минус», «равно», «больше - меньше»;

- таблицы с задачами;

- коробочка с 2 сообщающимися отделениями и 10 шариками для наглядной демонстрации состава числа;

- набор счетного материала в виде соединяющихся между собой цветных фигур;

- набор брусков, цилиндров и пр. для группировки (по1-2 признакам: длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов;

- наборы моделей: деление на части (2-16);

- набор объемных тел для группировки (цвет, форма, величина);

- набор для демонстрации числовой шкалы, математического действия умножения, понятия «равенство», действия рычажных весов, сравнения масс;

- геометрические фигуры старшей группы и многоугольники;

- таблицы на состав числа из 2-х меньших чисел;

- календарь: дни недели, месяцы, год (по временам года);

- макеты часов, разные виды часов, изображенные на картинках;

- весы, гирьки;

- матрешка из пяти кукол;

- неваляшки разных размеров - комплект;

- развивающее панно;

- набор полых геометрических тел для сравнения объемов и изучения зависимости объема от формы тела;

- набор бусин для нанизывания и классификации по разным признакам;

- мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм;

- емкости для измерения жидких и сыпучих тел;

- линейки, метры, треугольники, линейки-трафареты;

- листы бумаги в клетку, карандаши, ручки, фломастеры;

- логические игры, ребусы, головоломки, кроссворды;

- лото «Последовательные числа»;

- набор объемных вкладышей по принципу матрешки;

- набор материалов Монтессори;

- настольно печатные игры для подготовительной к школе группы, комплект;

- развивающие игры: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.;

- игра головоломка из 7 частей - Танграм;

- дидактические игры соответственно возрасту: «Дроби», «Составь круг», «Сравни и подбери», «Вычислительные машины», «Числовая лесенка», «Дни недели» и т.д.;

- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами.

Рекомендуемая литература:

1.Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008 г.

2.Богульская З.М., Смирнова Е.О.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1991 г.

3.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006 г.

4.ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации октября  2013 г. №  1155.

5.Чеплашкина И.Н. и др. Математика – это интересно. – СПб.: «Акцидент», 1996 г.

Источник: infodoo.ru



Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Мастина Ольга Валерьевна, 19.05.20 в 22:28 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за подробное описание модели центра познавательного развития.
Юмашева Антонина Михайловна, 19.05.20 в 22:32 1Ответить Пожаловаться
Спасибо вам за первый отклик Ольга Валерьевна.
Пинчук Лилия Валентиновна, 21.05.20 в 07:20 1Ответить Пожаловаться
Очень понравился материал, думаю что многим пригодится в работе, спасибо.
Елена Владимировна, 21.05.20 в 11:07 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Антонина Михайловна, за полезную публикацию!
Горбачёва Марина Юрьевна, 24.05.20 в 13:04 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за помощь коллегам!
Перминова Елена Федоровна, 24.05.20 в 19:24 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за помощь в работе!
Юмашева Антонина Михайловна, 24.05.20 в 19:51 1Ответить Пожаловаться
И вам спасибо за отклик.
, 25.05.20 в 13:29 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Антонина Михайловна, за подробное описание дидактического материала по возрастам.
Галина Владимировна, 26.05.20 в 10:29 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.