Познавательная деятельность в ДОУ
Познавательная деятельность в ДОУ
Моим приоритетных направлением является Экспериментальная деятельность. Экспериментальная деятельность не справедливо отодвинута на задний план. Хотя именно через познавательную деятельность дети познают не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду и многое другое.
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям. Пусть даже они и не совсем правильные.
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
Наша задача, чтобы ребенок и услышал, и увидел, а самое главное принимал активное участие в экспериментальной деятельности.
Сегодня я хочу продемонстрировать вам лишь малую часть опытов, которые могут быть проведены с детьми.
Я предлагаю вам рассмотреть тему «Времена года» со стороны экспериментальной деятельности.
Название: «Времена года».
Слайд
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле … (весна)
Весной расцветают цветы, чтобы это произошло им необходима вода. Опыт «из бумаги вырезаются цветы, лепестки сворачиваются в трубочку. Затем они опускаются в воду. Бумага впитывает в себя воду и «цветы распускаются». Детям предлагается сделать вывод.» (сопровождаются слайдами)
Слайд Загадка:
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ... (лето)
Лето, это разнообразие красок. Зеленая трава, голубое небо, яркое желтое солнце. Опыт: «Радуга в стакане. В три стакана наливается: 3 столовые ложки воды, в каждой растворили сахар, в первом 1ст. ложка, во втором 2 ст. ложки, в третьем 3 ст. ложки. Добавим краситель. Затем наливаем в стакан шприцом. Опускаем шприц на самое дно. 1р-р, 2 р-р., 3 р-р. С помощью этого эксперимента ребенок устанавливает причинно-следственную связь между получившимися слоями и кол-м сахара, растворенного в воде», а также этот опыт позволяет закрепить цвета, порядковый и количественный счет.
Слайд Загадка:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осень)
Осень дождливая пора. Опыт: «в банку наливается вода, из пены делается облако. Из пипетки, шприца капается на пену вода, закрашенная синим цветом. В банке мы наблюдаем дождь. Сквозь пену вода медленно проходит и красивыми каплями опускается на дно.» Здесь возможно просмотреть не только природное явление, но и рассмотреть, что пена легче воды она медленно растворяется в воде, а также пропускает воду (в нашем случае с краской)
(Слайд) Загадка:
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (зима)
Опыт: «в банку наливается вода, закрашенная синим цветом. Меньше половины. Сверху на воду, льём масло. И опускаем шипящую таблетку, разломанную на 4 части (аспирин, АЦЦ и т.д.). Наблюдаем пузырьки в стакане. Данным опытом можно показать, что масло не растворяется в воде; что масло легче воды поэтому всегда будет находиться сверху; выделяющийся в воде газ идет вверх, образуя пузырьки».
Всего четыре опыта, которыми можно продемонстрировать те или иные свойства веществ. Каждый опыт может быть взят, как самостоятельно, так и совмещенным с другим каким-либо опытом. Все зависит от вас и от темы, которую вы выбрали.
В презентации слайд с изображением времени года сопровождается музыкой Вивальди «Времена года»!