12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Черкасова Екатерина Анатольевна272 Россия, Тамбовская обл., Тамбов |
Рабочая программа по реализации познавательно–исследовательской деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Родничок»
Рабочая программа
по реализации познавательно – исследовательской деятельности
Образовательная область: познавательное развитие
Вид непосредственной образовательной деятельности: математическое и сенсорное развитие
Возрастная группа: 5 – 6 лет
Сведения о разработчиках:
Воспитатель: Черкасова Е.А.
2015 - 2016 учебный год
Тамбов
Пояснительная записка
Занятия по математике направлены на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждения, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по формированию элементарных математических представлений для детей от 5 до 6 лет составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида "Родничок"
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/Под ред. Т.И. Бабаевой, О.В.Акуловой, Т.А.Березиной, 2011 г.
Раз-ступенька, два-ступенька Л.Г.Петерсон,Н.П.Холина.2004г..
Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. В.П. Новикова, 2004
Конспекты занятий в старшей группе детского сада. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова 2004г.
Математика от трёх до семи.З.А.Михайлова,З.Н.Иоффе.1997г.
Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Помораева И.А., Позина В. А, 2010.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю | Длительность непосредственно образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
34 | 1 | 25 минут | групповая |
Программой предусмотрено проведение:
диагностических занятий – 4;
практических занятий (игры, игровые упражнения, экспериментирование, разрешение проблемно-поисковых ситуаций, обсуждение возникающих вопросов) – 30.
Цель программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Задачи обучения:
Формирование представлений о числе и количестве:
Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).
Закреплять умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов; разбивать множества на части и воссоединять их; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.
Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет.
Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Развивать умение считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу(в пределах 10).
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учит различать вопросы «Сколько?», «Который?» и правильно отвечать на них.
Формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп.
Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале.
Формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей.
Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, часть меньше целого.
Развитие представлений о величине:
Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру.
Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Развитие представлений о форме:
Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.
Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.
Развитие пространственной ориентировки:
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева - справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.
Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Развитие ориентировки во времени:
Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.
Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:
1.«Физическая культура» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.
2.«Экологическое воспитание» - изучают последовательность времен года.
3.«Изобразительная деятельность» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
4.«Игра», где знания и умения, полученные на занятиях, дети применяют в игровой деятельности.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год.
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 15.09.2013– 30.09.2013 г.,
Итоговая диагностика: 15.04.2014 – 30.04.2014 г.
Основные требования к уровню подготовки детей 5 – 6 лет по развитию элементарных математических представлений.
К концу года дети должны
Уметь:
- Считать (отсчитывать) в пределах 10.
- Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
- Уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
- Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверять точность определений путем наложения или приложения.
- Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
- Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
Знать:
- Некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).
- Название текущего дня недели.
- Дни недели по порядку.
- Название времени суток: утор, день, вечер, ночь.
Иметь представление:
- О смене частей суток.
- О том, как из одной формы сделать другую.
- О количественном составе числа из единиц в пределах 5.
Тематический план курса
№ п/п | Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объем учебной нагрузки (часы) |
1 | Свойства предметов . | 6 |
2 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. | 3 |
3 | Часть-целое. Представление о действии сложения.. | 2 |
4 | Пространственные отношения: на, над, под.. | 1 |
5 | Пространственные отношения: справа, слева.. | 2 |
6 | Удаление части из целого (вычитание) | 2 |
7 | Пространственные отношения: между, посередине.. | 2 |
8 | Взаимосвязь между целым и частью. | 1 |
9 | Число и цифра(1-10). | 5 |
10 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 |
11 | Представление о точке и линии. | 1 |
12 | Отрезок и луч. | 1 |
13 | Количественный состав чисел (3,4,5) из единиц. | 3 |
14 | Замкнутая и незамкнутая линия. Многоугольник.. | 2 |
15 | Ориентировка в пространстве | 2 |
16 | Мониторинг | 4 |
Итого | 38 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Плановые сроки прохож-дения | Непосредственно-образовательная деятельность | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | |||
Тема Занятий | Программные задачи | Методическое обеспечение | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | 8.09.15 | Занятие 1. « Понятие точка». Счёт от 1 до 5. | Знакомство с понятием «точка», закрепление представления о количественных отношениях между числами, развитие памяти, воображения, мышления. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Стр. 14. | 1. Дид. игра «Назови цифры» 2.Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 3. Дид. игра «Собираем урожай» Рабочая тетрадь «Раз -ступенька...» стр. 34 | |
2 | 15.09.15 | Занятие 2 «Ознакомление с понятием - геометрическая фигура, геометрическое место точек» | Формирование представления о геометрических фигурах, развитие памяти, логического мышления, умения работать с карандашом и бумагой. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 15. | Дид. упр. «Есть у нас огород» 2. Дид. упр. «Хозяйка с базара домой принесла...» 3. Дид. игра «Собери корзинку Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр. 2 | |
3 | 22.09.15 | Занятие 3 (мониторинг) | Заполнение диагностических карт. | Игровые и тестовые задания, разработанные З.А. Михайловой «Математика - это интересно» для детей 5-6 лет. | 1.Дид.игра «Назови числа-соседи» | |
4 | 29.09.15 | Занятие 4 (мониторинг) | Заполнение диагностических карт. | Игровые и тестовые задания, разработанные З.А. Михайловой «Математика - это интересно» для детей 5-6 лет. | 1. Дид. игра «Назови форму». | |
5 | 6.10.15 | Занятие 5 «Ознакомление с понятием - линия (множество точек). Цифра 6. (счет от одного до 6 на слух). | Формирование умении считать предметы, рисовать точки и образующее линию множество точек, развитие памяти. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 17. | 1. Дид. задание «Город веселых человечков» 2. Дид. упр. «Покажи столько же» 3. Дид. упр. «Улица нашего города» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр. 35 | |
6 | 13.10.15 | Занятие 6 Тема «Пряма и кривая линии. Счёт от 1 до 6 (с помощью набора палочек Кюизенера)» | Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений, развитие творческого воображения. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 18. | 1. Дид. игра «Булочная» 2. Дид. упр. «Кто больше назовет?» 3. Дид. игра «Что, где?» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр. 35 | |
7 | 20.10.15 | Занятие 7 «Ознакомление с понятиями - точка принадлежит прямой, прямая проходит через точку, прямая пересекает прямую» | Развитие памяти, логического мышления, умение добиваться цели и доводить начатое дело до конца, закрепление счета до 7. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 20. | 1. Игровая ситуация «Этот дивный, чудный лес, - полон таен и чудес» Дид. упр. «Когда это бывает?» 3. Дид. игра «На лесной опушке» Рабочая тетрадь «Раз-ступенька...» стр. 1 | |
8 | 27.10.14 | Занятие 8 «Ознакомление с понятием - замкнутая кривая» | Закрепление усвоения порядка следование чисел натурального ряда, формирование понятия «замкнутая кривая», развитие памяти, умения ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать ПДД. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 21. | Дид. игра «Грибная полянка» Дид. упр. «Собери корзинку» 3. Дид. упр. «Внимательные глазки» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр. 40 | |
9 | 10.11.14 | Занятие 9 «Ознакомление с понятием - линейка, обучение её практическому применению. Закрепление знаний о прямой и кривой линиях. Упражнение в счёте от 1 до 8 и обратно». Цифра 8. | Развитие памяти, мышления, закрепление навыков прямого и обратного счета до 8. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 23 | 1. Дид. упр. «Птичий двор» Дид. упр. «Птичка села на...» 3. Дид. игра «Умные пальчики» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр 2 | |
10 | 17.11.14 | Занятие 10 «Ознакомление с разными видами штриховки» | Развитие руки школьника, практически применять знания о количественном составе числа из единиц в пределах 10. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 24. | Дид. упр. «Путешествие на геометрические острова» 2. Дид. упр. «Веселый счет» 3. Дид. игра «Кто больше запомнит?» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр 7 | |
11 | 24.11.15 | Занятие 11 «Ознакомление с правилом: через одну точку можно провести бесчисленное множество прямых. Упражнение в счете от 1 до 9 и обратно. Цифра 9» | Развитие воображения, памяти, мышления, умения работать с линейкой и без, закрепление счета до 9 и обратно. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 26. | 1. Дид. игра «К нам гости пришли» 2. Дид. игра «Веселый счет» 3. Дид. игра «Что, где? Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр 4 | |
12 | 01.12.15 | Занятие 12 «Ознакомление с правилом: через 2 точки можно провести прямую линию только одну. Число 10». | Развитее памяти, логического мышления, упражнение в умении решать задачи путем целе-направленных практических проб и обдумывания хода реше-ний, закрепление счета до 10. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 27. | 1. Дид. игра «На что похоже?» 2. Дид. упр. «Кто больше назовёт?» 3. Дид. игра «Веселые соревнования» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр 11 | |
13 | 8.12.15 | Занятие 13 «Ознакомление с понятиями - отрезок линии Развитее памяти, логического мышления, (отрезок прямой), упражнение в порядковом счёте от 1 до 10. Ориентировка в пространстве». | Развитее памяти, логического мышления, закрепление порядкового счета до 10, обучение находить правую и левую стороны. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 29. | 1. Дид. упр. «Мама, папа, я - спортивная семья» 2. Игровое упр. «Назови фигуры, из которых сделан человечек» стр. 55 КРО Дид. игра «Какая команда быстрее соберётся?» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр. З6 | |
14 | 15.12.15 | Занятие 14 «Ознакомление с понятием - луч. направление луча». | Развитие практической смекалки, побуждение к осознанию практической необходимости сравнения рядом стоящих чисел в пределах 10, установление связи и отношений между ними. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр.30. | 1. Игровая ситуация «Где котенок?» Дид. упр. «Мы любим цирк» Дид. упр. «Умные пальчики» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр. 37 | |
15 | 22.12.15 | Занятие 15 «Ознакомление с понятием - горизонтальная линия. Упражнение в счете от 1 до 10 и обратно с хлопком в ладоши при каждом счёте» | Формирование умения ориентироваться в пространстве и во времени, закрепление счета в пределах 10 - прямого, обратного, порядкового. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. ЗЗ. | 1. Игровая ситуация «На лесной опушке» 2. Дид. упр. «Сосчитай - ка!» 3. Дид. задание «Где зайчонок?» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр. 10 | |
16 | 29.12.15 | Занятие 16 «Ознакомление с понятием вертикаль-ная линия.» Упражнение в счёте от 1 до 10 (с подбрасыванием мяча). | Развитие любознательности, интереса к познанию нового, умения логически мыслить, сравнение множеств способом опосредованного сравнения. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 35. | 1. Дид. упр. «Зоопарк» 2. Дид. задание: «Кто быстрее?» стр. 34. 3. Дид. игра «Найди пару» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька.» стр. 12 | |
17 | 12.01.16 | Занятие 17 Сюжетно-дид. игра «Подготовка к открытию дет.сада». | Развитие гуманных чувств (доброты, отзывчивости), уяснение значимости труда работников детского сада, формирование представления о независимости числа | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика Стр. 44. | 1. Дид. игра «В гостях у снеговика» Дид. упр. «Подарки Снежной королевы» Дид. игра «Назови пропущенную цифру» | |
18 | 19.01.16 | Занятие 18 «Ознакомление с понятием - наклонная линия с видами и правилами штриховки» | Отработка умения работать с карандашом в тетради, закрепление количественного и порядкового счета в пределах 10. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 36. | 1 .Дидактическое упражнение «Открываем календарь, начинается январь» 2. Дид. задание «Зимние забавы» 3. Дид. игра «Снежинки - льдинки» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр.26 | |
19 | 26.01.16 | Занятие 19 «Закрепление знаний о горизонтальных, вертикальных, наклонных линиях» (диктант) | Развитие памяти, мышления, отработка навыка работы с карандашом и линейкой, закрепление знаний дней недели и счета в пределах 10. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 38. (закрепление) | 1. Дидактическая игра «Доктор Айболит» 2. Дидактическое упражнение «Приходите к нам лечиться, и корова и волчица» 3. Дидактическая игра «Продолжи счёт» | |
20 | 02.02.16 | Занятие 20 Сюжетно-дид. игра «Цирк». Строительство по чертежу. | Развитие памяти, логического мышления, умения самостоятельно решать математические задачи в новых условиях | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 50 | Дидактическое игра «Магазин» Дид. игра «Чудесный мешочек» Дид. задание «Умные машины» | |
21 | 09.02.16 | Занятие 21 Ознакомление с понятием плоскость. У пр. в счёте по 2 до 10 и обратно(2,4,6..) | Развитие памяти, логического мышления, обучение ориентировки в окружающем, развитие умения вести счет и выполнять правила игры. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 40. | 1. Дид.упр. «Мебельный салон» Дид. игра «Дом, который построил Джек» Дид. задание «Забавные человечки» | |
22 | 16.02.16 | Занятие 22 «Ознакомление с понятием - полуплоскость. Упражнение в счете по 2 до 10 и обратно (2,4,6,8,10..)» | Развитие памяти, логического мышления, обучение ориентировки в пространстве. Упражнение в счете по два (2,4,6,.) | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 41. | 1. Дид. игра «Назови число» Дид. задание «Федорино горе» 3. Дид. упр. «Волшебная ниточка» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр.49 | |
23 | 02.03.16 | Занятие 23 «Ознакомление с понятием - угол» | Развитие умения ориентироваться в пространстве, последовательно располагать в ряд элементы разной величины, используя правило: «выбирай каждый раз самый большой». | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 43. | 1. Дид. упр. «Живая неделя» 2. Дид. задание «Подарок для папы» 3. Дид. игра «Сосчитай - ка!» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр46 | |
24 | 23.02.16 | Занятие 24 «Ознакомление с понятием - прямой угол» | Развитие умения классифицировать множества и называть цвет, форму, размер, толщину, обучение навыку последовательно располагать в ряд в двух направлениях (по возрастанию и убыванию) элементы на глаз. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 46. | 1.Дид. задание «По морям, по морям, нынче здесь - завтра там...» 2. Дид. упр. «Остров геометрических фигур» 3. Дид. игра «Назови скорей» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр.46 | |
25 | 16.03.16 | Занятие 25 «Ознакомление с понятием - острый угол» | Развитие памяти, воображения, умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину, закрепление счета в пределах 10; определять числа больше, меньше на 1 предметов от их величины | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 47. | 1. Дид. упр. «Кондитерская мастерская» 2. Дид. игра «Назови фигуру» 3. Дид. игра «Веселый счет» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр. 46 | |
26 | 23.03.15 | Занятие 26 «Ознакомление с понятием - тупой угол» | Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать, работать с кодовыми карточками. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 49. | 1. Дид. упр. «Путешественники» 2. Дид. упр. «Остров геометрических фигур» 3. Дид. игра «Назови соседа» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр46 | |
27 | 30.03.16 | Занятие 27 «Ознакомление с понятием - развернутые углы. Сравнение чисел 6 и 7» | Закрепление счета в пределах 10, знания чисел больше, меньше на 1; развитие умения проводить опосредованное упорядочивание и счет пар. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 52 | 1. Дид. упр. «К нам весна шагает...» 2. Дид. упр. «Весенняя капель» 3. Дид. игра «Составь фигуру» | |
28 | 06.04.16 | Занятие 28 «Закрепление понятий - острый угол, прямой угол, тупой угол. Сравнение чисел 6 и 7. Решение логических задач» | Развитие творческого воображения, умения анализировать, сравнивать, обобщать, закрепление счета до 10. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 54. | 1. Дид. упр. «Помощники» 2. Дид. задание «Занимательная математика» 3. Дид. игра «Составь фигуру Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр.46 | |
29 | 13.04.16 | Занятие 29 «Ознакомление с понятием - треугольник. Виды треугольников. Сравнение чисел 8 и 9». | Развитие воображения, памяти, конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада Математика. Стр. 55. | 1. Дид. упр. «Дом, который построил Джек» 2. Дид. упр. «Ремонтная мастерская» З.Дид. упр. «Сосчитай - ка!» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр.10 | |
30 | 20.04.16 | Занятие 30 Игровые и творческие задания по программе «Детство» для детей 5-6 лет. Мониторинг. | Заполнение диагностических карт. | Игровые и тестовые задания. | 1 .Дид. упр. «Бегут ручейки, журчат ручейки» 2. Дид. игра «Когда это бывает?» 3. Дид. игра «Узнай и назови» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр.11 | |
31 | 04.05.16 | Занятие 31 «Ознакомление с понятием - квадрат, прямоугольник. Сравнение чисел 9 и 10. Преобразование одной фигуры в другую» | Развитие сообразительности, логического мышления, памяти, закрепление счета до 10. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 59. | 1. Дид. упр. «Космодром» 2. Дид. упр. «Путешествие на орбиту» 3. Дид. игра «Звездочет» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр18 | |
32 | 11.05.16 | Занятие 31 Мониторинг «Ознакомление с понятием - ромб, четырёхугольник, параллелограмм» | Развитие сообразительности, логического мышления, памяти, закрепление счета до 10, знакомство с понятием «четырехугольник» (ромб, параллелограмм), развитие конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 61. | 1. Дид. упр. «Город геометрических фигур» 2. Дид. игра «Веселый счет» 3. Дид. игра «Кто больше назовёт?» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр.47 | |
33 | 18.05.16 | Занятие 32 «Ознакомление с понятием - пятиугольник, многоугольник» | Развитие умений выделят свойства предметов, абстрагировать их, следовать определенным правилам при решении практических задач; самостоятельно составлять алгоритм простейших действий. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 63. | 1. Дид. упр. «Забавные букашки» 2. Дид. игра «Что, где?» 3. Дид. игра «Назови соседей» | |
34 | 25.05.16 | Занятие 33 «Закрепление понятий - круг, овал». | Развитие логического мышления, памяти, воображения, умения пользоваться кодовыми карточками. | В.Н. Волчкова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Стр. 64 | 1. Дид. упр. «Весенняя полянка» 2. Дид. игра «Что, где?» 3. Дид. игра «Назови соседей» Рабочая тетрадь «Раз - ступенька...» стр.39 |
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала
1.Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) | |||
№ | Ребенок показывает: | Методика проведения | Оборудование |
Задание 1: | Умение считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными | Ребенок считает количество предметов. Вопросы: - Посчитай бабочек. Сколько их всего? - Посчитай матрешек. Сколько их? И т.п. 2. Ребенок определяет, каким по счету стоит мишка, какая по счету бабочка? И т.п. 3. Ребенок соединяет цифру и количество предметов. | Предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов, 9 солдатиков, 10 бабочек). |
Задание 2: | Умение определять состав числа | Ребенок определяет состав числа в пределах 5. Д/и «Засели домики», «Домино». Вопросы: - Как по разному «набрать» число 5? - Засели «соседей» в домик? | Набор домино, монеты, «домики» |
Задание 3 | Умение сравнивать совокупности предметов путем пересчета, составления пар; уравнивание. | Ребенок сравнивает совокупность предметов, располагая объекты парами. Вопросы: - Сколько всего котят? - Сколько щенят? - Кого больше (меньше)? - На сколько? - Сделай так, чтобы их стало поровну. - Как еще можно это сделать? | Предметные картинки. |
Задание 4 | Умение измерять и сравнивать размеры предметов с помощью мерок | Ребенок измеряет длину и ширину ткани у Зайчихи и Зайчонка. Вопросы: - У кого из них ткань длиннее? - У кого шире? Ребёнку предлагается разложить предметы в порядке возрастания или убывания. Д/и «Разложи всё по порядку». | Мерки, полоски разной длины и ширины, карандаш, счетные палочки. Материал: группы предметов разных по длине, ширине, высоте |
Задание 5: | Умение выделять и сравнивать часть и целое | Ребенку предлагается рассмотреть книгу, машину, куклу и определить, из каких частей они состоят, сказать, что больше: целое или часть. Ребенку предлагается из отдельных частей собрать целое по образцу. | Окружающие предметы, набор деталей. |
Задание 6-7 | Умение узнавать и называть геометрические фигуры, тела | Ребенку предлагается рассмотреть геометрические фигуры. Вопросы: - Какие геометрические фигуры ты видишь? Назови их. - Чем отличаются овал и круг от других фигур? 2. Предлагается ребенку поиграть в игру «Что лежит в мешочке?» | Геометрические фигуры – круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат; геометрические тела - шар, куб, пирамида |
Задание 8 | Цвет, форма, размер | Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Вопросы: - Что ты видишь на рисунке? - Сколько здесь фигур? - Как девочка может навести порядок на столе? - На какие группы она может разложить эти фигуры? - По какому признаку? | Картинка, набор геометрических фигур. |
Задание 9 | Умение продолжать закономерность | Ребенку предлагается найти и продолжить ряд. Д/и «Продолжи орнамент», «Дорисуй узор (рисунок)». Вопросы: - Рассмотри фигуры. Какая фигура за какой следует? Какую фигуру положишь следующую? - Продолжи орнамент по образцу. | Набор геометрических фигур. |
Задание 10 | Умение ориентироваться на листе бумаги | Ребенку предлагается найти середину листа, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол. Задание: Возьми карандаш и нарисуй: Круг в верхнем правом углу. Квадрат в нижнем левом углу. Прямоугольник в середине листа. Треугольник в верхнем левом углу. | Оборудование: лист бумаги, карандаш. |
Задание 11 | Умение ориентироваться в пространстве | Ребенок передвигается в заданном направлении с помощью карты. Например: два шага вперед, один вправо, два шага влево, один шаг назад. Вопросы: - Что ты видишь справа (слева) от себя? - Что ты видишь впереди (сзади) от себя? И т.п. Д/и «Угадай, где находится?» Задание: ребёнку предлагается назвать, где находится игрушка по отношению к нему. | Карта, набор игрушек. |
Задание 12 | Умение ориентироваться во времени | 1.Ребенку предлагается рассмотреть картинки и разложить их по порядку: «Давай поиграем в игру «Наш день». 2.Задание: Дети стоят в кругу. Воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет часть суток. Ребёнок в ответ называет следующую за ней часть суток. 3. Д/и «Емелина неделя». Задание: воспитатель обращается к ребенку: «Я начну читать стихотворение «Емелина неделя», а ты его закончи: Мы спросили у Емели: «Назови нам дни недели». Стал Емеля вспоминать, стал Емеля называть… Какие дни назвал Емеля? -Сколько дней в недели? 2. Предложить ребенку поиграть в игру «Назови соседей»: «Я говорю тебе дни недели, а ты называешь предшествующие и последующие дни». 5. Ребенку предлагается назвать времена года – игра «Когда это бывает?» | Сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т.д.; мяч. |
Оценка результатов: 5 баллов – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно; 4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого; 3 балла – ребенок выполняет задание при небольшой помощи взрослого, допущенные ошибки может исправлять самостоятельно или совместно со взрослым; 2 балла – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; 1 балл – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.
|
Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Познание»
Группа общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет_______________ Воспитатели______________________________
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Формирование элементарных математических представлений | Общее количество баллов | Средний балл | Уровень развития | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Счет количественный и порядковый | Состав числа 5 | Сравнение совокупностей предметов | Сравнение и измерение по длине | Часть и целое | Геометрические фигуры | Геометрические тела | Цвет, форма, размер | Поиск закономерностей | Ориентировка на листе бумаги | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество баллов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средний балл | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
% усвоения программы |