Статья «Онлайн-платформа Mindskills как инструмент цифровой трансформации образования»

5
0
Материал опубликован 23 April 2021

Онлайн-платформа Mindskills как инструмент цифровой трансформации образования

 

Online-platform “Mindskills” as a tool of the digital transformation of an education.

 

Сведения об авторах:

  1. Беткер Эрнетта Павловна, аналитик, педагог дополнительного образования, место работы: ГБОУ СОШ №139. E-mail: betker.ernetta@yandex.ru

 

Аннотация

В данной статье раскрывается сущность программы внеурочной деятельности «Ментальная Арифметика», для работы с которой используется онлайн-платформа Mindskills. Описываются способы адаптации внеурочной деятельности «Ментальная Арифметика» к дистанционному режиму через возможности платформы. Обосновывается выполнение новых задач, поставленных в системе дополнительного профессионального педагогического образования, с помощью онлайн-платформы Mindskills.

 

Annotation

The article reveals the essence of the extracurricular activity program «Mental arithmetic», which is using online platform «Mindskills» to work with. The article describes the approaches to adapt the extracurricular activity «Mental arithmetic» to the distance mode though the platform abilities. It substantiates accomplishment of new tasks which are set in the system of additional professional pedagogical education with online platform «Mindskills».

 

Ключевые слова: новые задачи, онлайн-платформа, платформа Mindskills, дистанционное обучение, ментальная арифметика.

Key words: new tasks, online-platform, platform Mindskills, distance education, mental arithmetic.

 

Введение

Актуальность темы вызвана рядом факторов.  В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

Однако в связи с непрерывным и интенсивным развитием информационной эпохи перед педагогами встают новые вопросы, требующие современных ответов, а перед системой дополнительного профессионального педагогического образования встают новые задачи, напрямую связанные с цифровой трансформацией образования.

В связи с эпидемиологической обстановкой в стране и мире, а также внедрением дистанционного обучения практика показала, что преподавателям и учителям не хватает навыков работы в цифровой среде, методик онлайн-обучения, а также цифрового учебного контента (учебников, курсов), инфраструктуры (компьютеров, доступа к интернету), мотивации к изменениям.

Поэтому следует искать новые пути к цифровой трансформации образования, особенно в контексте усовершенствования и расширения возможностей и умений педагогов в данной области.

Новизна темы обусловлена постановкой новых задач в системе дополнительного профессионального образования, таких как:

1. Освоение конкретных инструментов и сервисов в режиме «онлайн».

2. Организация учебного процесса в дистанционном режиме.

3. Организация применения онлайн-контента в учебном процессе.

А также новизна темы обусловлена идеей использования интерактивной онлайн-платформы Mindskills, направленной на выполнение и решение поставленных задач.

Исследование будет проводиться на примере внеурочной деятельности по программе «Ментальная Арифметика».

Объект исследования – Интерактивная онлайн-платформа Mindskills

Предмет исследования – Идея использования онлайн-платформы Mindskills для решения поставленных задач системы дополнительного профессионального педагогического образования.

Цель исследования – Выявить способы использования интерактивной онлайн-платформы Mindskills для решения поставленных задач системы дополнительного профессионального педагогического образования.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность программы внеурочной деятельности «Ментальная Арифметика», для работы с которой используется онлайн-платформа Mindskills.

   2. Найти и описать способы адаптации внеурочной деятельности «Ментальная Арифметика» к дистанционному формату с помощью онлайн-платформы Mindskills.

   3. Обосновать выполнение новых задач, поставленных в системе дополнительного профессионального педагогического образования, с помощью онлайн-платформы Mindskills.

 

Внеурочная деятельность «Ментальная Арифметика, ее сущность, цель и задачи

 

В рамках ФГОС в ГБОУ СОШ №139 была введена внеурочная деятельность, а именно программа «Ментальная Арифметика».

Занятия по ментальной арифметике в этом учебном заведении проходят с учащимися начальной школы (2-4 классы) и строятся с помощью использования интерактивной онлайн-платформы Mindskills, которая активно применяется педагогами как на школьных занятиях, так и при дистанционном обучении.

Ментальная арифметика - это методика гармоничного развития интеллекта, при которой используется азиатская технология вычислений при помощи разновидности счетов – абакус[1].

Программу занятий ментальной арифметикой составляют механические упражнения пальцами на счетах, счет в уме и упражнения на концентрацию, внимание и логику. Она помогает значительно увеличить скорость мышления и способность к творческим дисциплинам[2]

Ментальная арифметика представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи[3].

Отличительными особенностями программы является то, что ментальная арифметика способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия[4].

Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся[5].

В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций[6].

Счет на арифметических счетах Абакус - мощный тренажер вычислительных навыков детей.

Оптимальный возраст для обучения нетрадиционным методам вычислений на Абакусе 8-12 лет.

Ментальная арифметика позволяет:

  • Повысить эффективность обработки получаемой головным мозгом разносторонней информации, используя возможности рабочей памяти;
  • Усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления;
  • Повысить точность и скорость выполнения разнообразных поставленных задач;
  • Использовать полученные знания в личностном развитии.

Основная цель программы – развитие математических и творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на занятии, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Задачи:

  • Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • Развитие краткости речи;
  • Умелое использование абакуса и ментальной карты;
  • Правильное применение математической терминологии;
  • Выполнять арифметические операции на высокой скорости.

Адаптация внеурочной деятельности «ментальная арифметика» к дистанционному формату с помощью онлайн-платформы Mindskills

 

Занятия внеурочной деятельности «метальная арифметика» на базе школы №139 проходят с помощью интерактивной онлайн-платформы Mindskills, которая предназначена для освоения и улучшения навыков устного счета. Платформа подходит как для очных занятий (когда платформа выводится с проектора на доску), так и для дистанционных (платформа включается с помощью демонстрации экрана учителя).

 Она состоит из нескольких типов заданий.

1.  Задания на концентрацию внимания и развитие памяти (Флэш, Форсаж)

2.      Тренировочные задания (Столбцы, Умножайка)

3.      Материалы для печати (Генератор заданий)

Для удобства работы перед каждым заданием открывается окно настроек, где учитель формирует индивидуальное задание для каждого ученика или же одно здание для всей группы.

Ниже описываются сами упражнения платформы и способы их использования.

Упражнение «Флэш» предполагает демонстрацию картинки абакуса, на котором за ограниченное количество времени ученики должны успеть разглядеть число (от однозначного до десятизначного). Демонстрация абакуса ограничена временными рамками. Интервал показа числа: от 10 секунд до 0.5 секунды.

Затем, когда число исчезает, необходимо ввести ответ в поле. Если ответ верный, поле загорится зеленым цветом, если неверный, то красным.

Данное задание нацелено на улучшение концентрации внимания и развитие памяти, а также для закрепления знаний набора чисел на абаке.

Упражнение «Столбцы» - это тренировочное упражнение. Каждый ребенок считает индивидуальный пример в столбце своего цвета. Диапазон сложности данного задания – самый широкий. Каждое число примера может содержать от одного до двенадцати знаков, цепочка примера может содержать от двух до пятидесяти действий.

В задании также можно установить таймер, который будет показывать отсчет времени, данного на задание. Верные ответы загораются зеленым цветом, неверные – красным. Процесс проверки сопровождается звуковым сигналом. Внизу после ответа появляется окно с затраченным на задание временем, а вверху напротив имени игрока появляются баллы. По 10 баллов за каждый правильный ответ. Баллы суммируются на протяжении всего сеанса «Столбцов»

Упражнение «Форсаж» предполагает развитие концентрации внимания, способности к своевременной реакции, улучшение навыков быстрого счета. 

Примеры демонстрируются в формате мелькающих чисел, которые появляются на экране с заданным временным интервалом.

Каждое число появляется на экране на доли секунды. Цепочка чисел предполагает примеры от трех до пятидесяти действий. Каждое число содержит от одного до пяти знаков.

Для поддержания интереса участников, после ввода ответа об успешности его решения сообщает мультипликационный герой. Веселый или расстроенный он появляется на фоне цвета ответа (верный – зелёный, неверный – красный) и произносит комментарий и оценку ребенка.

После проверки ответа у учителя есть возможность включить пример повторно в формате форсажа, чтобы еще раз обратить внимание на сложные моменты, или же открыть задание в текстовом режиме и разобрать пример наглядно, если в этом будет необходимость.

За каждый верный ответ дети получают баллы таким же образом, как и в предыдущих упражнениях.

Настройки предполагают возможность групповой и индивидуальной работы.

Упражнение «Умножайка» предполагает работу с умножением, делением, возведением числа в степень, извлечением квадратного и кубического корня. Это усложненный уровень в ментальной арифметике.

Пример демонстрируется на экране на неограниченное количество времени. После ввода ответа поле загорается зеленым или красным цветом, в зависимости от успешности решения. Если ответ решен неверно, ученик увидит свой ответ и результат, который должен был получиться. Но возможности посчитать снова данный пример у него не будет. Каждое задание дает ему в копилку 5 баллов.

Генератор Заданий необходим для создания печатных материалов.

Печатные задания формируются автоматически в генераторе заданий исходя из настроек, заданных учителем. Вверху листа формируются примеры, а внизу таблица ответов, которую можно загнуть или отрезать.

Данные задания подходят для проведения проверочных работ по ментальной арифметике.

Личные кабинеты.

Личный кабинет на платформе может быть двух видов: учительским, возможности которого были описаны выше, и ученическим, речь о котором пойдет дальше.

В личном кабинете учителя есть возможность задавать домашнее задание детям, имеющим свою учетную запись на платформе. Учитель выбирает тип задания, его сложность, объем, а также дни недели и месяца, когда эти задания станут доступны ученику.

В свою очередь ребёнок переходит на домашние задания по ссылке «мои задания». Если ребенок выполнил все задания, но хочет потренироваться еще, он может нажать кнопку «получить задания» и платформа сгенерирует дополнительные задания на основе настроек учителя. 

Сами задания идут ниже по списку. Нажимая на название задания, ребенок переходит сразу же в окно выполнения.

После того, как домашнее задание будет выполнено и сохранено, ребенок может нажать на кнопку «выполненные задания» и посмотреть качество выполнения и допущенные в примерах ошибки.

Рейтинг учащихся.

Как было сказано выше, за каждое верно выполненное задание в своем личном кабинете, ученику начисляются баллы. Эти баллы суммируются. В конце каждого месяца на платформе автоматически подсчитывается итог и распределяются места в общем рейтинге класса / школы.

Статистика обучения.

Если у ученика есть свой собственный личный кабинет на платформе, он и его учитель могут видеть статистику обучения.

В статистику обучения входят:

1.      Прогресс баллов;

2.      Время выполнения;

3.      Качество выполнения;

4.      Количество выполненных заданий;

Платформа Mindskills предполагает тренировку следующих тем.

В базовый курс входят темы: сложение, вычитание. В дополнительный курс входят темы: умножение и деление. Также платформа предполагает работу с темами по метальной математике: Доли и дроби, Возведение в степень, Извлечение квадратного и кубического корней, Отрицательные числа.

Таким образом, онлайн-платформа Mindskills включает в себя такие виды тренажеров и функций, которые позволяют осуществлять качественный процесс обучения ментальной арифметике (в индивидуальной и групповой формах) без использования дополнительных учебных материалов.

 

Заключение

Для того, чтобы осуществлять одинаково продуктивный процесс обучения как в очном, так и в дистанционном режиме во внеурочной деятельности по программе «Ментальная Арифметика», педагогу необходимо умение пользоваться компьютером, интернетом и, соответственно, самой платформой Mindskills.

Также педагог должен быть знаком хотя бы с одним, а лучше несколькими сервисами видеоконференций с обязательным функционированием, подразумевающим возможность демонстрации экрана компьютера педагога.

Благодаря возможностям платформы, педагог может развивать свои способности к компьютерным компетенциям и в высшей степени цифровизировать учебный процесс.

Платформа Mindskills позволяет решить следующие задачи:

  • Освоение конкретных инструментов и сервисов в режиме «онлайн».

Данная задача решается с помощью погружения в интерфейс платформы, изучение которого способствуют грамотному управлению ее инструментами и процессом учебного занятия в очном и дистанционном режимах.

  • Организация учебного процесса в дистанционном режиме.

Платформа Mindskills позволяет проводить занятия очно и дистанционно, с помощью основных тренажеров платформы, а также личных онлайн-кабинетов учителя и ученика.

  • Организация применения онлайн-контента в учебном процессе.

Неограниченные ресурсы арифметических примеров и заданий позволяют использовать платформу Mindskills без сопровождения учебных материалов.

Таким образом, исследование данной темы показало, что платформа Mindskills действительно может выступать результатом решения новых задач в системе профессионального педагогического образования и является инструментом цифровой трансформации образования.

 

Список литературы

 

  1. Шайуллин А.Я., Якушев Р.Р., Садыков М.И. Ментальная Арифметика. Сложение и вычитание. Простой счёт. - Казань, 2018. - 116 с
  2. Шайуллин А.Я., Якушев Р.Р., Садыков М.И. Ментальная Арифметика. Сложение и вычитание. Формулы Братьев. - Казань, 2019. – 145 с.
  3. Шайуллин А.Я., Якушев Р.Р., Садыков М.И. Ментальная Арифметика. Сложение и вычитание. Формулы Друзей. - Казань, 2019. – 210 с.
  4. Шайуллин А.Я., Якушев Р.Р., Садыков М.И. Ментальная Арифметика. Сложение и вычитание. Комбо Формулы. - Казань, 2019. – 236 с.
  5. Фаддейчева Т. И. Обучение устным вычислениям // Начальная школа. — 2003. — № 10. С. 8.
  6. Демидова Т. Е., Тонких А. П. Приёмы рациональных вычислений в начальном курсе математики // Начальная школа. — 2002. — № 2. — С. 94 - 103.
  7. Творогов В. Б. Наглядная арифметика и технология быстрого счёта. М.: Кн.1: Основы. «Либроком», 2011. – 315 с.
 

[1]Шайуллин А.Я., Якушев Р.Р., Садыков М.И. Ментальная Арифметика. Сложение и вычитание. Простой счёт. - Казань, 2018. С. 2-5.

[2]Шайуллин А.Я., Якушев Р.Р., Садыков М.И. Ментальная Арифметика. Сложение и вычитание. Простой счёт. - Казань, 2018. С. 2-5.

[3]Творогов В. Б. Наглядная арифметика и технология быстрого счёта. М.: Кн.1: Основы. «Либроком», 2011. С. 14-28.

[4]Фаддейчева Т. И. Обучение устным вычислениям // Начальная школа. — 2003. — № 10. С.8.

[5]Шайуллин А.Я., Якушев Р.Р., Садыков М.И. Ментальная Арифметика. Сложение и вычитание. Простой счёт. - Казань, 2018. С. 2-5.

[6]Демидова Т. Е., Тонких А. П. Приёмы рациональных вычислений в начальном курсе математики // Начальная школа. — 2002. — № 2. — С. 94—103.

Комментарии
Комментариев пока нет.