Статья «Цифровая трансформация в дошкольном образовании»
Вохмякова Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующий, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад №32 общеразвивающего вида», Россия, г. Полевской, Свердловская область; iren.voh@mail.ru
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Согласно исследованиям российских и зарубежных ученых, цифровые технологии способны оптимизировать образовательную деятельность. Детям очень нравится быть участниками живого обучения. Рассматривая крупные и яркие изображения, передвигая буквы и цифры, составляя слова, выстраивая геометрические фигуры, они воспринимают информацию не только визуально, но и кинестетически. Технические средства помогают представить детям новую информацию образно и динамично, сделать занятие более интересным. Например: продемонстрировать работу сложных механизмов, показать быстротечные процессы в замедленном темпе.
Наши дети - это «поколение Z», «цифровые аборигены», некоторые их называют «поколение альфа», но как бы мы их не называли, они будут жить в эпоху искусственного интеллекта. Поэтому цифровизация в детских садах сформулирована как стратегическая задача в законодательных и нормативных документах:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Проект «Уральская инженерная школа»;
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в рамках национального проекта «Образование».
Цель Федерального проекта «Цифровая образовательная среда»: создание к 2024 году во всех образовательных организациях современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [4].
Чтобы выполнить поручение Правительства и организовать цифровую среду в ДОУ, заведующему и сотрудникам необходимо пройти три этапа: подготовительный, организационный, аналитический [1].
1 этап (2018-2019), подготовительный. Изучили нормативные документы и методические материалы по организации цифровой образовательной среды, на основе которых разработали следующие локальные акты: Приказ о внедрении цифровой образовательной среды в ДОУ, Положение о цифровой образовательной среде в ДОУ, Правила поведения в родительских чатах. Скорректировали Основную образовательную программу ДОУ.
Для внедрения дистанционных технологий выбрали программное обеспечение. Провели анализ ресурсного обеспечения детского сада: финансовых, материально-технических, кадровых, методических и информационных. Разработали Программу по организации цифровой образовательной среды в ДОУ с интеграцией дистанционных технологий. Организовали индивидуальное обучение педагогов по компьютерной грамотности и использованию образовательного контента.
2 этап (2020-2022), организационный. Включает в себя ресурсное обеспечение цифровой образовательной среды в ДОУ. Провели модернизацию сети Интернет, с гарантированным интернет - трафиком не менее 50Мб/с, подключили Wi-Fi, заключили договор с провайдером ООО ТТЦ «Радиотехника». На официальном сайте ДОУ систематически обновляется актуальная информация, согласно действующему законодательству (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта ОО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).
Создали систему «обратной связи» от родителей обучающихся для прогнозирования развития образовательного процесса в ДОУ, включая критерии оценки качества образования в соответствии с основными задачами государственной политики РФ, в том числе определёнными Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204.
Пополнили материально-технические ресурсы для организации цифровой образовательной среды: закупили компьютерное оборудование, ноутбуки, интерактивную доску, переносную интерактивную панель, экран, проекторы, цифровое пианино, магнитофоны, микрофоны, колонки. В 2018 году наш Детский стал победителем регионального конкурса «Уральская инженерная школа», на полученный грант оборудовали Цифровой класс, приобрели интерактивную панель и программное обеспечение: Сова, ПАК Колибри, Волшебная поляна, Инженерная школа «Умка».
Для организации цифровой образовательной среды разработали методическое сопровождение педагогов по вопросу внедрения современных цифровых образовательных технологий в образовательный процесс. Для профессионального роста педагогов и открытого педагогического общения и мы использовали онлайн-платформы: Мерсибо, Педсовет.орг, МЭО, МЦФР «Актион», Педагоги России, Международная педагогическая академия дошкольного образования, АНО СПб ЦДПО «Развитум», АНОО ДПО Академия образования взрослых «Альтернатива», Сетевое издание «Солнечный свет», Издательство «Бином», международный центр проведения и разработки интерактивных мероприятий «Талант педагога» и др.
Педагоги прошли корпоративное повышение квалификации с целью повышения их компетенции в области современных технологий в 2020 и 2021 году в Центре непрерывного образования УрГПУ.
В детском саду созданы условия для внедрения дистанционных технологий с целью формирования целевых ориентиров у дошкольников и повышения их мотивации к обучению [3]. В работе с педагогами использовали интерактивные формы методической работы. Провели семинар-практикум «Повышение метопредметных компетенций педагогов в области цифровизации образования», цикл мастер-классов: «Использование платформы LearningApps.org в условиях дистанционного обучения», «Сторителлинг как средство развития связной речи у дошкольников», проведен мозговой штурм «Эдьютеймент как средство повышения мотивации к обучению у дошкольников», вебинар «Геймификация образовательной деятельности дошкольников». С целью выявления профессиональной компетентности по информационной безопасности среды и кибергигиены детей провели анкетирование педагогов с использованием google Диска «Информационная безопасность детей дошкольного возраста в ДОУ». Затем организовали онлайн консультацию для педагогов и создали памятку «Кибербезопасность и кибергигиена дошкольников в цифровой образовательной среде».
Педагоги научились использовать в своей работе программы: PowerPoint, Pablisher, научились проводить опросы и анкетирование, создавать ссылки, видео и фото файлы на google Диске, использовать облачное хранение данных. Творческая группа педагогов разработала структуру электронного Портфолио и все педагоги оформляют свое Портфолио в электронном виде. В Детском саду создана медиатека.
С созданием цифровой образовательной среды образование вышло на новый формат взаимодействия всех участников образовательного процесса. Родители стали активными участниками образовательного процесса: педагогов, родителей и обучающихся [2]. Сначала мы провели анкетирование родителей «Как вы относитесь к использованию гаджетов в детском саду?». В результате анализа выявили, что 65% родителей выступают против использования в детском саду гаджетов. Они считают, что «гаджетов и дома хватает, а в детском саду дети должны лепить из пластилина зайчиков и вырезать лебедей из бумаги, пусть лучше развивают моторику». С целью повышения компетенции родителей в области дистанционных технологий были проведены родительские собрания, консультации и мастер-классы по вопросам организации цифровой образовательной среды в ДОУ на платформах Zoom, Vebinar.
Педагоги транслируют свой накопленный опыт в области цифровизации образования на разных уровнях. Педагоги ДОУ провели в онлайне городскую педагогическую мастерскую «Использование дистанционных технологий в цифровой образовательной среде ДОУ», презентацию «Использование платформы Мерсибо в условиях дистанционного обучения», мастер-класс для воспитателей города «Уроки психологического здоровья», педагогический ринг «Новые идеи для нескучного дистанта» с использование платформы Zoom.
В сборнике, который содержит материалы межрегиональной научно-практической конференции «Пространство дошкольного детства. Современность и будущее» педагогами опубликованы статьи: «Формирование у дошкольников начальных навыков программирования» (Пьянкова О.С.), «Формирование инженерного мышления у дошкольников с использованием дистанционных технологий» (Шилкова О.Н.). В сборнике ГАО ДПО СО «Институт развития образования» «Региональные инновационные площадки Свердловской области: из опыта работы» опубликованы статьи: «Развитие детской одаренности-первая ступень в формировании инженерного мышления (Вохмякова И.Н.), «Развитие технического творчества у дошкольников» (Шилкова О.Н.). В научном сборнике «Филологическое образование в период детства» опубликованы статьи: «Развитие речи дошкольников посредством информационно-коммуникативных технологий» (Зыкова Н.В.), «Использование моделирования как средства обучения детей старшего дошкольного возраста монологической речи» (Шурманова С.В.), «Психолого-педагогическая поддержка социализации одаренных детей в ДОО» (Вохмякова И.Н.). В сетевом издании «Ученые записки ИУО РАО» опубликована статья «Эффективное управление инновационной деятельностью в ДОУ» (Вохмякова И.Н.).
В 2019 Детский сад стал лауреатом Всероссийского конкурса «Всероссийская выставка- смотр «Детский сад: мир любви, заботы и внимания», в 2020 году стали лауреатами Всероссийского конкурса «Детский сад года 2020», цель которых популяризация инновационных подходов в образовательной и воспитательной деятельности в системе дошкольного образования. Мы награждены медалями «Лучший детский сад Российской Федерации» и «Образцовый детский сад-2020». Все материалы педагогов нашего Детского сада опубликованы на электронных выставочных стендах этих конкурсов.
3 этап (2023-2024), аналитический. Далее мы планируем продолжить модернизацию сети Интернет в Детском саду, оборудовать рабочее место каждого педагога компьютерным оборудованием, включая видеокамеру, микрофон, наушники, принтеры, лицензионное программное обеспечение. Внедрить систему фиксации «цифрового следа»: провести мониторинг компетентностного профиля педагога с целью выстраивания индивидуальной траектории развития педагога; провести мониторинг развития личностных качеств дошкольника с целью выявления ранней одаренности и выстраивания индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося. Разработать адаптированные электронные ресурсы по всем образовательным областям детской деятельности, что позволит вовлечь часто болеющих детей и обучающихся с ОВЗ в образовательный процесс. Интегрировать в образовательный процесс современные технологии: виртуальной и дополнительной реальности, технологии «цифровых двойников», технологии с применением системы искусственного интеллекта и системы получения репрезентативных данных. Провести мониторинг качества образовательных услуг с использованием электронного образования и дистанционных технологий, таких как самообследование, независимая оценка качества образования, оценка эффективности системы управления качеством образования, внутренняя система оценки качества образования. Ежегодно на итоговом педагогическом совете заслушивать доклад руководителя «Анализ эффективности внедрения цифрового образования в ДОУ». Провести анализ выполнения Программы по организации цифровой образовательной среды в ДОУ с интеграцией дистанционных технологий. Провести коррекцию Основной образовательной программы ДОУ и Программы Развития. Все выше перечисленное создает условия для внедрения к 2024 году современной и безопасной образовательной среды. [4].
Преимущество использования цифрового оборудования в детском саду в том, что оно: универсально (заменяет традиционные и маркерные доски), функционально (позволяет визуализировать текстовую и графическую информацию), удобно в использовании, экономично.
Смартфоны и планшеты стали привычными игрушками современных детей, воспитатели это понимают. С целью мотивации детей к познавательной деятельности, они стараются чаще использовать электронные образовательные ресурсы. Но как сохранить баланс между интерактивностью и гигиеническими требованиями? Как развивать познавательную активность ребенка без ущерба для его здоровья? С этой целью педагогам необходимо учитывать физиологические особенности детей и создавать условия для кибербезопасности и соблюдения кибергигиены при использовании цифровой образовательной среды, что закреплено в нормативных документах.
Интерактивная доска или интерактивная панель размещаются так, чтобы ребенок легко дотягивался до верхнего края рабочей поверхности. Высота нижнего края доски над полом-0,8 м. Проектор должен обеспечивать высокую яркость изображения. Лучи не должны попадать в глаза работающему у доски, а его тень не должна падать на экран. Полное затемнение помещения не допускается. На окнах должны быть жалюзи или светонепроницаемое полотно, что позволит исключить засветку доски солнечным светом и ее бликование. Экран интерактивной доски, телевизор, монитор компьютера являются источником электромагнитного излучения, поэтому рекомендуется задействовать их только на занятиях с детьми старше 5-ти лет. Максимальная продолжительность использования интерактивной доски на занятии 15 минут. Максимально допустимый угол просмотра детьми экрана 45 градусов. Офтальмологи доказали, что нагрузка на глаза при использовании электронного оборудования на много выше, чем при восприятии аналогичной информации с бумажного носителя, т.к. зрение у дошкольников формируется только к 6-ти годам. Минимизировать влияние интерактивной доски на формирующееся глазное яблоко детей позволяют комплексы зрительных гимнастик продолжительностью 2-3 мин [5].
Подготовить помещение и оборудование к работе - это лишь половина дела. Важно, чтобы педагог знал и умел оформлять экранную информацию: выбор размера и стиля шрифта, цветовое решение, сочетание цвета шрифта и фона. Не стоит перегружать видео ряд.
Внедрение цифровой образовательной среды в ДОУ создает организационные и технические возможности для совершенствования управленческой деятельности руководителя, в том числе создает возможность оптимизировать и снизить издержки процессов управления в ДОУ:
повысить транспарентность результатов деятельности ДОУ;
повысить безопасность хранения персональных данных;
снизить нагрузку, в части ведения административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности;
создать условия для активного применения цифровых сервисов и образовательного контента всеми участниками образовательного процесса;
сократить рабочее время педагогических работников на заполнение педагогической отчетности.
Успех в этой новой все более цифровой системе образования определяется не только тем, насколько обучение адаптирует человека к текущему социально-экономическому укладу. Успех все больше зависит от способности самого человека адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, эффективно осваивать новую деятельность и приобретать новые профессиональные качества в течении всей жизни.
Литература
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004.-С.64
2. Гильманова О.Л. Эффективное управление дошкольной образовательной организацией. НТФ ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования».- 2018.–С.36.
3. Нищева Н.В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс».-2013.-С.58
4. Паспорт Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование», утверждён на заседании президиума Совета при Президента Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.-2018.-С.21
5. Тимофеева Л. Как оценить безопасность информационной среды детского сада // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2021.-№2.