12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татяна26

Цикл бесед о дыхании для дошкольников

Ермалаева Татьяна Витальевна

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Мальвина» (МАДОУ «Мальвина»)

ЯНАО, г. Ноябрьск

воспитатель

Беседа «Как воздух попадает в легкие»

Цель: познакомить детей со строением дыхательной системы.

-Ребята, отгадайте мою загадку.

Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!

Дети .Воздух

- Сегодня поговорим о том, как дышит человек.

Сделайте глубокий вдох через нос и прочувствуйте, как и куда движется воздух. Выдох. Еще вдох. Куда сначала попадает воздух?

Дети: в нос.

-Может ли воздух попасть в рот? Сделайте вдох через нос, а выдохните через рот. Может?

Дети : Да.

-Воздух попал в нос и рот, а дальше у него длинный путь. Куда же он идет? В дыхательную трубку. Её еще называют – трахея.. Пощупайте на себе, как она устроена. Погладьте её. На что она похожа?

Куда воздух бежит дальше? Воздух бежит в бронхи. Посмотрите на рисунок. Бронхи похожи на веточки дерева. Через них воздух попадает в легкие. Особые органы, которые находятся внутри грудной клетки и защищены ребрами. Легкие мы увидеть не можем. Их два. Вот какие они большие. Положите ладошки себе на грудь, вдохните глубоко. Наши ладошки приподнялись. Это воздух наполнил наши легкие. Выдохнув легкие сжимаются воздух выходит. Человек дышит всегда и когда спит, и когда играет, и когда гуляет.

-Вот и познакомились с дыхательной системой. Давайте повторим, какие органы в не входят.

Беседа «Хочешь быть здоров – дыши правильно»

Цель: научить детей методике правильного дыхания.

 -Микробы и вирусы то и дело одолевают нас и вредят нашему здоровью. Что же делать? Бежать к врачу и пить таблетки? Ни то, ни другое не понадобится, если заниматься дыхательной гимнастикой. Ведь всем известно, что дыхание - это жизнь.

Когда человек дышит ртом, во рту становится сухо. Да и микробам легче забраться в дыхательные пути - гортань, трахею и бронхи.

Правильное дыхание через нос, воздух в носу согревается, задерживается пыль микробы и чистый теплый воздух проникает в бронхи и легкие. Поэтому чтобы не болеть надо научиться правильно дышать. Для этого мы с вами сделаем интересные и полезные упражнения.

1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.
2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.
4. Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.
8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
9. Лягушонок
]Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.
10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
11. Веселая пчелка
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.
12. Великан и карлик
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.
С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

«Зачем нам нос» беседа - рассуждение

Цель: познакомить со строением носа.

Мой замечательный нос
Я ничего не знаю,
И вдруг мой нос говорит,
Что где-то у кого-то,
Что-то сейчас подгорит!
Я ничего не знаю.
Это нос доложил: Кто-то купил апельсины
И во-о-он туда положил!

Я ничего не знаю.

Я в духоте сижу.

Нос говорит: «Погуляем! 

Очень тебя прошу».

Ходишь с ним и гуляешь.

Он говорит со мной.

Он говорит: «А знаешь, 
Пахнет уже весной!» 
И зачем они только нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадёшь да нос разобьёшь. То нос начинает чихать, и дышать приходится ртом. А знаете ли вы, что дышать то нужно носом. Почему? А вот послушайте.
Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки.
Далее воздух проходит через лабиринт. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью - слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Кроме того, проходя по лабиринтам, воздух согревается. Так что в лёгкие он попадает тёплым и очищенным от микробов. 
Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем: А-ап-чхи! И нос очищается.
А ещё нос первым сообщит мозгу о непригодном для дыхания воздухе (газ, химические запахи).
А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос.

Беседа «Как расселяются микробы»

Цель: профилактика простудных заболеваний.

Чаще всего простуда начинается с насморка. Нос первым вступает в бой с микробами. Прежде всего он начинает вырабатывать как можно больше слизи. С её помощью нос пытается задержать нашествие микробов, не дать им проникнуть в горло и к лёгким. Когда слизи становится очень много, нос пытается освободиться от неё. Как? А вот так: А-ап-чхи! Но при чихании необходимо прикрывать нос платком, иначе своими микробами мы можем заразить всех, кто находиться рядом.
Старайтесь, чтобы ноги всегда были тёплые и сухие. Промочили ноги – немедленно домой, переобуваться.
Можно нос закалить. Для этого нужно два раза в день промывать его подсоленной водой (на стакан воды комнатной температуры полчайной ложки соли). 
Можно закапывать в нос настойку из чеснока (мелко нарезанный зубчик чеснока заливается стаканом воды и настаивается 1-2 ч.)

Вспомните: что делает ваша мама, когда у вас начинается насморк? 
Во-первых, нужно потеплее одеться. И главное, чтобы ноги оказались в тепле. При чём здесь ноги? А вот причём. Ещё древние греки заметили связь между состоянием ног и насморком. Промочил ноги – схватил насморк. Поэтому возьмите тазик с горячей водой, можно добавить сухой горчицы, опустите в него ноги и посидите, погрейтесь. Затем вытрите сухо – насухо ноги и поскорее надевайте тёплые шерстяные носки. Не забудьте про горячее питье (чай с мёдом, малиной), можно попить тёплое молоко. Главное, побольше тепла! 

Правила гигиены и безопасности.
Нельзя ковырять в носу пальцем и тем более острым предметом.
Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха. 
Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого члена семьи.

Беседа «Может ли человек прожить без дыхания»

Цель: познакомить с механизмом вдоха и выдоха.

Ребята, как вы думаете, может ли человек жить без дыхания?

- Нет.

Зажмите нос пальцами и задержите дыхание. Что происходит?

- Без дыхания человек может жить всего несколько минут. Чтобы жить, человек должен дышать кислородом. А откуда берется кислород?

- Его нам дают деревья.

- Правильно, его вырабатывают для нас наши зеленые друзья: деревья, травы, кустарники. Поэтому, чтобы не произошло на земле катастрофы и не кончился кислород, нужно беречь, сажать и растить зеленые насаждения. Воздух мы не видим, но без него нельзя жить. Он плотным слоем окружает Землю — это невидимая “одежда” Земли. (Дети рассматривают плакат.)

Есть одна планета-сад

В космосе холодном.

Только в ней леса растут,

Птицы в тех лесах поют.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Литература

Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Катушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок». – М., «Школа-пресс», 1999.

Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. – М.: Знание, 1987.

Опубликовано


Комментарии (2)

Елена Гаврииловна Гончарова, 26.02.19 в 22:42 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал! Добавила в избранное!!!
Татяна, 27.02.19 в 12:26 0Ответить Пожаловаться
спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.