Цветоведение - Мастер класс для педагогов дополнительного образования
Мастер – класс для педагогов «Цветоведение»
Цель: создание условий для проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по теме «Цветоведение».
Задачи:
Обобщение опыта работы по теме «Цветоведение».
Передача своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
Совместная отработка методических подходов и приёмов решения поставленных в мастер – классе проблем.
Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.
Оказание помощи участникам мастер – класса в определении задач саморазвития, самообразования, самосовершенствования.
Методы: метод ассоциаций, беседа – дискуссия, демонстрация, ПОПС - формула, упражнения, практическая работа.
Материал для мастер - класса: листы бумаги формата А4, простые карандаши, ножницы, акварельные краски, кисти, набор наглядных пособий по теме «Цветоведение», работы учащихся студии по тематике.
Ход занятия:
I. Организационная часть.
Приветствие.
Сообщение темы и цели занятия.
II. Основная часть.
Задание на развитие глазомера.
Дидактическое задание «Цвета и оттенки».
Дидактическое задание «Основные цвета и дополнительные цвета».
Дидактическое задание «Контраст вокруг нас»
Творческое задание «Пастельные тона»
Физ. минутка «Цвета в природе».
Упражнение на релаксацию «Чувства в цвете».
Творческое задание «Цветовые ассоциации».
Практическая работа – «Мой мир»
Демонстрация и обсуждение полученных композиций.
III. Заключительная часть.
1. Рефлексия занятия.
2. Прощание.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня мы будем говорить о цвете, об оттенках цветов, о своих ассоциациях. Работать сегодня вы будете в группах, поэтому важно уметь прислушиваться ко всем мнениям. Вначале, маленькая разминка – пусть каждый назовёт цвет или оттенок цвета.
Задание на развитие глазомера.
На листе формата А4 нужно разместить 24 квадрата. 4 ряда по 6 штук.
Работаем простым карандашом. Время на выполнение – 3 минуты.
Дидактическое задание «Цвета и оттенки».
Задание для 1 группы – «назвать тёплые цвета», задание для 2 группы –
«назвать холодные цвета». Проверяем правильность 1 группа у 2, 2 у 1.
Верхний ряд квадратиков заполняем тёплыми и холодными цветами.
Дидактическое задание «Основные цвета и дополнительные цвета».
Из предложенных наглядных дидактических пособий выбрать 1 группе - основные цвета, группе - дополнительные цвета. Проверяем правильность друг у друга.
Защита отобранных будет проходить по ПОПС – формуле, она поможет вам аргументировать вашу точку зрения.
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»
2 ряд квадратиков заполняем основными и дополнительными цветами.
Дидактическое задание «Контраст вокруг нас».
Ответьте на вопрос - что такое «контраст»? Найти контрасты в следующих направлениях – времена года, чувства и отношения людей, температурные режимы, время суток.
Отвечает 1 группа – проверяет 2, Отвечает 2 группа – проверяет 1.
А теперь вы получаете конверты с заданиями - разложить предложенные цвета по признакам контрастности. После того, как всё выполните, проверите друг у друга правильность.
Творческое задание «Пастельные тона»
Если мы пытаемся работать открытыми цветами, то неизбежно будут возникать сложности, потому что гармонировать чистые, открытые цвета – очень сложно, это задача профессионалов, которые умеют распределять массы и объёмы цвета, хорошо видят их взаимодействие. Проще и удобней использовать сложные, пастельные тона, которые гармонируются как – бы сами собой.
Следующий шаг – 3 ряд квадратиков заполнить произвольными цветами смешивая с белой краской. 4 ряд квадратов – смешивая цвета с чёрной краской. Охарактеризуйте получившиеся оттенки, как изменились цвета, что с ними произошло?
Физминутка - «Цвета в природе»
Давайте немножечко отдохнём и разомнёмся. Нас окружают множество цветов, давайте попробуем выразить основные цвета жестами их так, как чувствуем. (Жёлтый – солнце, красный – огонь, синий – небо, зелёный – трава).
Упражнение на релаксацию «Чувства в цвете».
Теперь переходим к следующему заданию. Оно будет посвящено цветовым ассоциациям. Давайте вспомним, что такое ассоциации? Да, есть ассоциации, связанны с каким - либо объектом. А есть те, которые возникают при наших чувствах. Давайте на минуточку прикроем глазки, чтобы не отвлекаться. Я буду называть различные чувства и понятия, а вы называть те цветовые ассоциации, которые у вас возникают. (Радость, грусть, удача, комплимент, ссора, победа, зарплата). Да, некоторые ассоциации могут совпадать по цвету, а могут и не совпадать.
Творческое задание «Цветовые ассоциации».
Ваше задание будет заключаться в следующем. Каждая группа получает наборы цветных бумаг и оттенков. Попробуйте, сгруппировав предложенные бумаги по 2, 3, 4, 5 цветов выразить ваши произвольные ассоциации.
Практическая работа «Мой мир».
Теперь я предлагаю каждому участнику вырезать произвольный модуль и при его помощи составить свою композицию, применив тот опыт, который вы получили сегодня. Разукрасить композицию и охарактеризовать её.
Заключительная часть.
Понравились ли вам задания, которые вы выполняли сегодня на занятии?
А что понравилось больше всего? Какие у вас возникли вопросы по данной теме? Каких тем хотелось бы ещё коснуться?
Молодцы, все активно, хорошо работали. Наше занятие подошло к концу. Всего доброго и удачи во всех творческих начинаниях!