Программа дополнительного образования "Цветоведение".

2
0
Материал опубликован 17 November 2020 в группе

1


Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №60 г. Орска»





Принято на Утверждаю:

педагогическом совете № Заведующий МДОАУ №60

От « » 2020 г

С учетом мнения совета родителей Падалко И.Г._________

Протокол заседания от







Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по освоению курса «Цветоведение»

срок реализации 1 год с 15.09. 2020 по 31. 08. 2021г

МДОАУ «Детский сад № 60 г. Орска»












Разработчик рабочей программы

Воспитатель высшей КК:

Адушева Наталья Ильинична





г. Орск, 2020 г.




Содержание

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………...3

1.1.1.Цель и задачи реализации программы ………………………………...4

1.1.2.Принципы и подходы в организации образовательного процесса…...5

1.1.3.Возрастные и индивидуальные особенности учащихся …………… ..6

1.2. Планируемые результаты освоения программы (промежуточная аттестация)…………………………………………………………………...7

1.3.Система оценки достижения воспитанников………………………… 8


2. Содержательный раздел

2.1.Содержание психолого-педагогической работы………………………...10

2.2.Учебно-тематический план……………………………………………….13

2.3.Формы, способы, методы и средства реализации программы………… 13


3. Организационный раздел

3.1Организационные условия реализации программы……………………...19

3.2.Материально-техническое обеспечение программы…………………….19

3.3.Обеспеченность методическими материалами ………………………… 19

































1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка


Дополнительная образовательная программа по рисованию «Цветоведение» по развитию изобразительных способностей детей дошкольного возраста через обучение нетрадиционными техниками с детьми 5-7 лет разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» от 29 августа 2013 г. № 1008;

СанПиН 2.4.1.3049-13;

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Работа с детьми направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".


Педагогическая целесообразность .

Стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Новизной и отличительной особенностью программы «Цветоведение» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.


1.1.1.Цель и задачи реализации программы


Цель: развитие художественно – творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности нетрадиционными техниками и способами изображения

Задачи:

Развивающие:

формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

Образовательные:

закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

Создавать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами

Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.


1.1.2.Принципы и подходы в организации образовательного процесса


Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

принцип гумманизации: обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и обучения детей.

принцип системности и последовательности. Предусматривает построение образовательного процесса таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено; позволяет ребенку овладеть навыками рисования от простого к сложному, от репродуктивного к творческому.

принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и способствовать их дальнейшему развитию. Каждый воспитанник должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

принцип творчества и успеха. Достижение успеха в продуктивных видах деятельности способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по саморазвитию и самосовершенствованию своего «я».

принцип гибкой системы комплексного обучения :при определенных условиях в течении всего времени обучения ребенок осваивает несколько областей искусства: изобразительного, музыкального, художественное слово.

принцип сознательности предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений

принцип дифференциации. Согласно этому принципу педагог учитывает типологические особенности воспитанников (их интересы, творческие способности, обучаемость, работоспособность и т.д.), в соответствии, с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.


1.1.3.Возрастные и индивидуальные особенности учащихся  


В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов.

К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве.

Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей.

Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность.

К четырем годам круг изображаемых детьми предметов, довольно широк. В рисунках появляются детали. Графическое изображение человека характеризуется наличием частей тела, частей головы, одежды и ее деталей. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.

В процессе восприятия произведений изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки.

Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Это возраст наиболее активного рисования.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию; совершенствуется речь, в том числе ее звуковая сторона.


Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

В этом возрасте у детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

Этот возраст - ключевой в развитии воображения. Нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа. При использовании различных способов рисования осуществляется развитие чувственно-двигательной координации. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам.

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.


Индивидуальные особенности учащихся


Дети, обучающиеся по дополнительной общеразвивающей программе «Цветоведение» обладают:

1. Уровень овладения техническими навыками: высокий уровень - 25%, средний уровень – 55%, низкий уровень - 20%;

2. Уровень овладения детьми создания художественного образа. высокий уровень - 20%, средний уровень – 46%, низкий уровень – 34%;

3. Уровень овладения детьми композиционными навыками. . высокий уровень - 20%, средний уровень – 35%, низкий уровень – 45%;

4. Уровень овладения детьми живописным решением пространства листа. . высокий уровень - 15%, средний уровень – 48%, низкий уровень – 37%;

5.У 17% детей стереотипность выполнения рисунков.



 

1.2. Планируемые результаты освоения программы (промежуточная аттестация)

К концу 1 года обучения (возраст 4-5 лет) обучающиеся

имеют возможность

знать: нетрадиционные техники рисования

уметь: Различать способы нетрадиционного рисования; самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.) самостоятельно передавать сюжетную композицию;


К концу 2 года обучения (возраст 5-6 лет) обучающиеся должны знать: Нетрадиционные способы и материалы: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка; цвета и оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый). свойства акварели и её отличия от гуашевых красок;

- характерные и отличительные признаки предметов быта и животных.

Уметь: изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования; владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому; ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов; использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка; комбинировать разные способы изображения и изоматериалы; изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты; создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы; творить в сотворчестве с воспитателем и детьми.


К концу 3 года обучения (возраст 6-7 лет) воспитанники должны знать: Виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика); теплые и холодные оттенки спектра; особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий, различать виды изоискусства;

Уметь: владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, “мозаичное” рисование, пластилиновая графика); смешивать краски для получения новых оттенков; передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий; сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы; рисовать самостоятельно; создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.


Способы проверки результативности программы:

диагностика (входная и итоговая)

изучение работ


1.3.Система оценки достижения воспитанников


Диагностический инструментарий для определения уровня освоения материала по образовательной программе дополнительного образования «Цветоведение».

Цель проведения диагностики:

выявить уровень овладения техникой изображения нетрадиционным способом (материалом), умением их сочетать;

выявить умение создавать сюжет, наполненный выразительными образами с использованием нетрадиционных техник и средств изображения.

1. Уровень овладения детьми техническими навыками.

Низкий – ребенок не соблюдает технологию и последовательность выполнения выбранного нетрадиционного способа изображения.

Средний – ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, но выбирает технику случайно, техника не в полной мере раскрывает замысел, или ребенок прибегает к помощи педагога.

Высокий – ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, сочетает их, использует их для полного раскрытия своего замысла.

2. Уровень овладения детьми создания художественного образа.

Низкий – образного решения нет или используется бедное изолированное образное решение.

Средний – образное решение строится на отдельных не характерных деталях, выразительность приглушена стереотипами.

Высокий - образ создается через характерные особенности, и дополнительные штрихи и акценты, передано эмоциональное состояние.

3. Уровень овладения детьми композиционными навыками.

Низкий – изображение не соразмерно картинной плоскости, перспектива не прослеживается, композиция отсутствует.

Средний - изображение соразмерно картинной плоскости, есть простая перспектива.

Высокий - композиция интересная, найдены выразительные решения, пространство листа используется полностью и гармонично.

4. Уровень овладения детьми живописным решением пространства листа.

Низкий – живописное решение отсутствует (встречается редко);

Средний– цветная среда монотонна и не выразительна, не включена как средство раскрытия образов.

Высокий – живописная композиция включена в образный и смысловой строй работы, дополняет и обогащает эмоциональную выразительность решения темы.

5. Оригинальность рисунка.

Низкий – типичное содержание и стереотипное исполнение.

Средний - отражение событий с личной интерпретацией и индивидуальным способом исполнения.

Высокий - есть элементы фантазийного, необычного; необычность содержания и исполнения, неповторимость, исключительность рисунка по различным параметрам, в том числе и особое художественное видение.

  На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся:


Формы

порядок

Периодичность

Открытые занятия

По приглашению руководителя кружка

1 раз в квартал

Выставки работ учащихся

«Осень бывает разная».

«Зимушка-зима». «Цветущая весна».


«Наши меньшие друзья».

«Маму очень я люблю».

«Мой папа самый лучший».

«Подарок для мамы, бабушки».


1 раз в квартал




В течение года.


Участие в городских и общероссийских конкурсах.

С согласия родителей.

В течение года.




2. Содержательный раздел


2.1.Содержание психолого-педагогической работы


О чём думает ребёнок, когда рисует?

Творческое развитие личности непосредственно связано с индивидуальными особенностями развития мышления, воображения, речи, моторных и ассоциативных систем.

Переход от среднего дошкольного возраста к старшему характеризуется целым рядом особенностей: ребёнок наиболее синтезивен к творчеству как возможности самоутверждения, самовыражения своего «я»; опыт продуктивной деятельности позволяет ему действовать всё более активно, самостоятельно, инициативно; имея собственную личностную позицию, ребёнок способен реализовать свои замыслы, находя для этого адекватные средства; создаваемый им художественный образ, выполненный в разных материалах, отличается индивидуальностью, выразительностью, эмоциональностью.

Базой для этого явилась непосредственная связь с восприятием и отображением действительности как важнейшим условием развития образного видения мира, художественным мышлением, которое невозможно без развития воображения и фантазии.

По сравнению с младшим или средним возрастом, у старших дошкольников происходят качественные изменения интересов.

Предметная направленность интереса проявляется в увлечённости ребёнка определённым видом изобразительной деятельности, тематикой, художественным материалом.

Действенность выражается в степени активности в процессе деятельности, когда на фоне эмоционально-положительного отношения к различным видам, проявляется инициатива, активность, самостоятельность.

Под широтой интереса понимается разнообразие интересующих ребёнка видов изобразительной деятельности, содержания, материалов.

Развитие творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте связано прежде всего с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы,  увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Таким образом, занятия нетрадиционным рисованием:

- способствует снятию детских страхов; 
- развивает уверенность в своих силах; 
- развивает пространственное мышление; 
- учит детей свободно выражать свой замысел; 
- побуждает детей к творческим поискам и решениям; 
- учит детей работать с разнообразным материалом; 
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
- чувство фактурности и объемности; 
- развивает мелкую моторику рук; 
- развивает творческие способности, воображение и  полет фантазии;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.



Форма обучения: групповая .


Режим занятий:

1-год обучения (4-5 лет) – 2 раз в неделю;

2-год обучения (5-7 лет) – 2 раз в неделю;

Режим и структура занятий планируется с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей детей.

Продолжительность  занятий   для   детей  дошкольного   возраста: 
-  4-го года жизни – не более 15 минут

-  5-го года жизни – не более 20 минут,
-  6-го года жизни – не более 25 минут,
-  7-го года жизни – не более 30 минут,
 

Структура занятия рисования состоит из следующих частей:

Подготовительная часть. Воспитатель готовит игровой момент, который заинтересует детей и настроит их эмоционально. Проводится игра в соответствии с темой деятельности, используются атрибуты, музыкальное сопровождение. Вводная беседа – обыгрывающий сюрпризный момент. Необходимо дать ребёнку возможность самостоятельно проявить своё творчество. Педагог сообщает детям тему деятельности, рассказывает о предстоящей работе. Педагог предлагает работы детей подарить, украсить помещение, сделать выставочный альбом, оформить панно.

Основная часть. Рассматривание предмета. Выделение составных частей предмета, их формы, цвета, расположения. Объяснение педагогом поэтапного хода работы. Выполнение ритмического, дидактического упражнения, динамической паузы, пальчиковой гимнастики. Поэтапный показ и объяснение выполнения работы. Проведение техники безопасности. Самостоятельная деятельность детей (индивидуальная помощь педагога детям на своём листе бумаги). Напоминает правила рисования. Детям, которые первыми выполнили работу, педагог предлагает проявить фантазию, воображение, творчество (дополнить рисунок чем-либо).

Заключительная часть. Обыгрывание детских работ. Выставка детских работ. Дети совместно с педагогом отмечают свои успехи и ошибки, которые допустили. Этот этап работы учит детей осознано подходить к выполнению творческих заданий, а также защищать свою позицию, быть открытым, эмоционально раскрепощённым, учит не обижаться на замечания.

Данная структура занятий формирует у детей эстетический вкус, развивает интеллектуальную деятельность, всесторонне развивает, учит детей способам изображения предметов, закрепляет технические навыки нетрадиционного рисования, учит совместной коллективной работе, умению преодолевать трудности, видеть прекрасное.

На каждом занятии представлены все элементы структуры.


Для успешного освоения программы необходимы следующие условия:


наличие квалифицированного педагога, ознакомленных с программой и принявших ее основные положения,

изостудия,

обширный методический фонд (таблицы, схемы, методические разработки и рекомендации по дисциплине),

видеоаппаратура и аудиоаппаратура (магнитофон, СD-проигрыватели и т.д.),

инструменты и материалы:

бумага для черчения формата А4 и А3;гуашевые, акварельные, акриловые краски;пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь;цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые;салфетки бумажные и тканевые, папиросная бумага, ватные палочки;соль, мука, клей ПВА;штампы фабричного производства, трафареты  из картона, зубные щётки, трубочки коктейльные, целлофановые пакеты;поролоновые губки, пенопластовые трафареты ,акварельные краски, гуашь;восковые и масляные мелки, свеча;ватные палочки;поролоновые печатки;коктельные трубочки;палочки или старые стержни для процарапывания;матерчатые салфетки;стаканы для воды;подставки под кисти; кисти.














2.2.Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

 

Количество часов

Количество часов

Средняя группа

Старшая группа

1.

 Игра-беседа «Условия безопасной работы».

2

1

2.

Игра: «Знакомство с чудо-помощниками»

4

4

3.

«Способы тонирования бумаги»

3

7

4.

«пальчиковая живопись»


22

10

5.

«Оттиск» оттиски штампов различных видов


20

16

6.

« монотипия»

6

8

7.

рисование по мокрой бумаге;


9

18

8.

рисование жесткой кистью (тычок).

8

6

9.

«Натюрморт»

8

14

10.

«Знакомство с пейзажем»

6

25

11.

« Животные и человек»

8

15


Всего:

96

2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы

В основе образовательного процесса лежат педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, а также методы развития познавательной активности дошкольников.

Формы, используемые в работе:

образовательная деятельность;

индивидуальная деятельность;

выставки работ


При обучении ритмике используются традиционные методы: наглядный, практический, словесный.

наглядный метод выражается в постоянном сочетании наглядно-слухового и наглядно - зрительного приемов. Объяснение приемов рисования каждый раз должно сопровождаться показом. Насколько ярким, художественным будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение.

словесный метод широко принимается в процессе обучения рисованию как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.

При использовании практического метода особенно важно отрабатывать различные техники, элементы узоров, а затем уже исполнять в целом, осознавая все выполняемые действия. Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить свое внимание на образах, и передачи их в своих работах.

Использование только игровых методов в работе не может привести к ожидаемым результатам. Игровые методы должны быть составной частью целой системы методов: объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, игровых, творческих.

-репродуктивный  (воспроизводящий);

-иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

-эвристический(проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).


Объяснительно-иллюстративные методы используются на начальном этапе: показ способов работы, рассказ о произведении, объяснение правил пользования материалом, и так далее. Тут очень важно правильно подобрать слова, сочетания слов, чтобы образно, эмоционально передать ребёнку содержание произведения, добиться быстрого запоминания материала.

Репродуктивные методы включаются в работу на следующем этапе: практическом. Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется в фантазии при выполнении различных заданий. Педагогу необходимо руководить творческими поисками детей, стимулировать и направлять их фантазию. Практические навыки, приобретённые в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно приведут детей к осознанному творчеству. Необходимо поощрять и одобрять проявление творческой инициативы детей.


Принципы подбора тем и заданий

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:

Нетрадиционные техники рисования

Средства выразительности:

Материалы:

Способ получения изображения:

Тычок жесткой полусухой кистью

фактурность окраски, цвет.

жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

пятно, точка, короткая линия, цвет.

мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

пятно, цвет, фантастический силуэт

широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки

ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Рисование по мокрой бумаге

пятно, цвет

плотная бумага, акварель, кисти, поролон, блюдца с водой

Ребенок смачивает поверхность листа поролоновой губкой, и по мокрой бумаге кистью наносит рисунок акварелью.

Скатывание бумаги

фактура, объем

салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы

ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу

Оттиск поролоном

пятно, фактура, цвет

мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона

ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

пятно, фактура, цвет

мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта

: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт

Оттиск смятой бумагой

пятно, фактура, цвет

блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

цвет, линия, пятно, фактура

восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти

ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

цвет, линия, пятно, фактура

свеча, плотная бумага, акварель, кисти

ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

пятно, цвет, симметрия

плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель

ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист)

линия, штрих, контраст

полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами

ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

: Кляксография с трубочкой

пятно.

бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

точка, фактура

бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

фактура, цвет

бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти

ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

фактура, цвет

тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш

ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами.

Цветной граттаж

линия, штрих, цвет

цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами

ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью

Монотипия пейзажная

пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции

бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка

ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым

Штампики из пластилина


Очень просто и доступно сделать штампики из пластилина. Нанесите ровным слоем пластилин на деревянный или пластмассовый брусочек, кубик, детальку от детского конструктора. При помощи любого острого предмета изобразите на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов!

На губку для мытья посуды равномерно нанесите небольшое количество краски. Приложите штампик к губке с краской, теперь сделайте им отпечаток на бумаге.

Пластилинография

выпуклые, полуобъёмные объекты на горизонтальной поверхности.

Пластилин, плотный картон

создании пластилином лепной картинки







3. Организационный раздел

3.1Организационные условия реализации программы


Занятия проводятся в групповой комнате. Где созданы условия для нормального развития учащихся :

-Имеется необходимое оборудование

-спокойная и доброжелательная обстановка,

- внимание к эмоциональным потребностям детей,

- представление самостоятельности и независимости каждому ребенку.


3.2.Материально-техническое обеспечение программы

Для занятия нетрадиционным рисование используется групповая комната ДОУ. Все оборудование в группе соответствует требованиям Сан Пин.

Организация  работы нетрадиционными техниками и приемами  не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий имеются – оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений), видеотека, мольберты.


3.3. Обеспеченность методическими материалами

Программа разработана на основе ряда методических пособий:

Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.

К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»
Лыкова И.А. «Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки».
И.А Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992

А.В.Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

Т.А.Цквитария "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные занятия в ДОУ.







1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.