Театрализованная игра «Русская матрешка» для детского сада

5
1
Материал опубликован 15 October 2018 в группе

Театрализованная игра

«Русская матрешка»

Воспитатель: Мухамбуталиева Жвек Зайдулловна.

МБДОУ «Детский сад №19» «Центр развития творчества детей».

г. Мариенбург.

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

-формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;

- познакомить детей с историей матрёшки;

-развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Интеграция: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».

Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам.

Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение.

Коммуникация: расширять словарный запас.

Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

Словарная работа: расписная, сарафан, фартук, кофта, мастер, художник

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.

Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, гуашь, ватные палочки, кисточки.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир искусства. А отправимся мы туда на старом трамвайчике. Занимайте места, чтобы в пути нам не было скучно, мы с вами будем отгадывать загадки и рассматривать рисунки.

(Звенит колокольчик.)

Итак, трамвайчик отправился в путь. Мы подъезжаем к первой остановке. И чтобы узнать, как остановка называется, нужно отгадать загадку:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

(Матрешка.)

Воспитатель: молодцы. Следующая остановка: «откуда ты, матрешка?».

Матрешку знают и любят во всем мире! Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей)

Оказывается, ей в этом году исполняется 120 лет. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (показывает фото, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!» так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Есть разные Матрешки.

Первая русская матрешка была выточена токарем В. Звездочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина. Матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку Матрену в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д., а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца.

Дети рассматривают иллюстрации и репродукции.

Звенит колокольчик.

Воспитатель: Следующая остановка «Из чего ты сделана матрешка?

Ответы детей: Из дерева.

Воспитатель: Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)

Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки

Раз Матрена, два — Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять,

Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

Дети: Пять матрешек.

Воспитатель: Молодцы. Мальчики и девочки, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.

Физкультминутка «Мы веселые Матрешки»:

Веселые матрешки, (хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют

ногу на пятку вперед)

Сарафаны пестрые, (руки к плечам, повороты туловища направо

налево)

Яркие платочки, (наклоны головой влево-вправо)

Любим танцевать, (топают ногами)

Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)

Мы веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (хлопают в ладоши)

.

Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Посмотрите, пожалуйста, во что одета матрёшка.

Что у неё на голове? (Косынка)

На туловище? (Сарафан)

Чем украшен сарафан? (Цветами)

Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами (Воспитатель показывает образцы).

Звенит колокольчик.

Садимся в трамвайчик и едем дальше.

Загорская матрешка плотная, приземистая, верх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурки. Она округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или с цветами.

Семеновская матрешка стройная, вытянутая. С этой матрешкой мы уже с вами знакомы. Давайте выйдем из трамвайчика и пройдем в музей семеновской матрешки. Вот она — русская красавица! Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева.) В какую одежду она одета? (Желто-красный полушалок, передник с букетом ярчайших цветов) .

Какое лицо у этой матрешки? (Удлиненное, рот - «бантиком», малиновый румянец.) Как можно играть с матрешкой? (Собирать, разбирать.)

Полхово-майдемовскую матрешку точили удлиненной, маломестной или даже неразъемной с маленькой длинной головой. Лицо немножко грустное. В окраске одежды преобладают малиновый и фиолетовый цвета. На голове у этой матрешки полушалок с яркими цветами.

 

Воспитатель: Следующая остановка. «Мастерская»

А, теперь, пройдёмте в мастерскую, она находится на том берегу, нам надо пройти по мостику и не упасть.

(Дети проходят по доске и, садятся за столы, звучат русские народные мелодии).

Воспитатель: У каждого из вас есть ватные палочки, тычки, кисти, которыми вы можете расписать матрёшку по своему желанию. Сначала украшаем платочек, затем сарафан, фартук и т. д.

Воспитатель: Ой, какие матрёшки получились замечательные, яркие, весёлые

Кто работал от души,

Веселей играй, пляши. Наше путешествие закончилось. Мы вернулись домой. Что вам запомнилось в этом путешествии? Что вам больше всего понравилось? О своих впечатлениях вы обязательно расскажите родителям и подарите им своих красивых матрешек, которые будут напоминать вам о путешествии в мир искусства

 

Главными задачами данной работы я считаю следующие:

1. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, (к народной игрушке, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

2. Формирование обобщенных знаний и умений:

- умение различать и понимать детьми характерных особенностей игрушки, изделий мастеров из разных уголков нашей необъятной родины (Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская матрёшки).

- освоение детьми характерных элементов росписи, колорита, композиции.

3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Преимущество данной методической разработки состоит в том, что она является универсальным материалом для развития речи (можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки). В узорах декоративных росписей, закрепляются основные цвета, ориентировка на плоскости, освоение счета. Это дает материал для развития элементарных математических представлений, формируется логическое и ассоциативное мышление, развивается мелкая моторика рук, стимулируется развитие важнейших психических процессов, необходимых для успешного обучения в школе.

Дети раскрепощены, свободны, не боятся мыслить, высказывают свои предположения, описывают свои игрушки, придумывают сказки; помогают друг другу и сопереживают.

Детям предлагаются конверты, в которых разрезные силуэты матрёшек (пазлы).

Дети собирают каждый свою матрёшку, любуются ими.

Подводится итог НОД:

Что больше всего понравилось детям, какое задание было самым сложным?

Какое задание было самым интересным?

Какое задание было самым лёгким?

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты).

(Дети усаживаются за столы, на которых лежат ватные палочки, кисточки и емкости с гуашью).

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. (Дети рассказывают о своих матрёшках).

В конце занятия воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрешкой.

Воспитатель: А, из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А, какие у нас матрешки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту?

Дети: разные, маленькие и большие.

Воспитатель: А, как можно с ними играть?

Дети: Собирать, разбирать.

Воспитатель: А, вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети: Да

Воспитатель: А, как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Дети: Бережно, аккуратно.

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Конспект занятия. Хоровод русской матрешки

Программные задачи:

Образовательные:

Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;

Познакомить с семеновской матрешкой;

Закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную технику рисования.

Развивающие:

Развивать эстетическое восприятие и воображение;

Формировать творческие и креативные способности детей.

Оздоровительные:

Следить за осанкой детей во время работы.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: рассматривание подлинной игрушки – матрешки, алгоритма, беседа, художественное слово, загадка, частушки, физминутка, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных техник для рисования, вхождение в образ.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: Игрушка Матрешка, алгоритм «Последовательность изготовления матрешки», мольберт.

Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.

Оборудование: ширма с аппликацией матрешек.

Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.

Словарная работа: использовать в речи слов определений Семеновской Матрешки (веселая, радостная, расписная, сувенирная, чернобровая) с Максимом У., Рамилем Х. Обогащать словарь детей словами: сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

Индивидуальная работа: помочь при росписи затрудняющимся детям.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о промыслах России.

 

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…

Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша… .

(Ответы детей - русская матрешка)

Конечно, это Матрешка! Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Оказывается, ей в этом году исполняется 120 лет. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (показывает фото, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!» так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Есть разные Матрешки.

Из чего делают матрешку?

Ответы детей: Из дерева.

Матрешек делают из дерева

Воспитатель: Из какого дерева?

Ответы детей: Из березы.

Матрешек делают из елки.

Изготовляют матрешек из липы.

Воспитатель: Сделать матрешку не просто. Посмотрите на алгоритм, как ее изготовляют.

(работают по алгоритму «Последовательность изготовления матрешки»)

Воспитатель: Что сначала делает мастер?

Ответы детей: Мастер вначале работы подбирает брусок дерева.

Подбирает дерева брусок для начала работы.

Мастер подбирает брусок дерева, из которого будет делать матрешку.

Цель: познакомить детей с историей появления матрешки на Руси; рассказать о характерных особенностях разных видов матрешек.

Образовательная задача: закрепить знания о цветах, о теплых и холодных тонах.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей уважение к труду, к человеку-мастеру; развивать интерес детей к русскому народному творчеству.

Развивающая задача: развивать у детей чувство цвета и ритма Оборудование: набор матрешек; альбомы с прорисовкой элементов узоров; акварель; кисти; баночки с водой; набор «Веселых карандашей».

План проведения

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, постановка задач.

3. Изложение содержания заданий.

4. Практическая работа.

5. Итог и уборка рабочего места.

 

Ход занятия:

Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир искусства. А отправимся мы туда на старом трамвайчике. Занимайте места,, чтобы в пути нам не было скучно, мы с вами будем отгадывать загадки и рассматривать рисунки.

(Звенит колокольчик.)

Итак, трамвайчик отправился в путь. Мы подъезжаем к первой остановке. И чтобы узнать, как остановка называется, нужно отгадать загадку:

Ростом разные подружки, Все румяны, все толстушки, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.

(Матрешка.)

Остановка «откуда появилась матрешка».

Ведущий: В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонтова привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они и послужили прообразом матрешки.

Первая русская матрешка была выточена токарем В. Звездочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина. Матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку Матрену в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д., а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца.

Дети рассматривают иллюстрации и репродукции.

Звенит колокольчик.

Ведущий: Трамвайчик снова отправился в путь. Нас ждет следующая загадка.

Словно репка, она крутобока, И под алым платочком на нас Смотрит весело, бойко, широко Парой черных смородинок — глаз.

(Матрешка.)

Остановка «Какие они бывают? »

(Рассказ сопровождается иллюстративным материалом.)

Ведущий: Загорская матрешка плотная, приземистая, верх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурки. Она округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или с цветами.

Семеновская матрешка стройная, вытянутая. С этой матрешкой мы уже с вами знакомы. Давайте выйдем из трамвайчика и пройдем в музей семеновской матрешки. Вот она — русская красавица! Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева.) В какую одежду она одета? (Желто-красный полушалок, передник с букетом ярчайших цветов) .

Какое лицо у этой матрешки? (Удлиненное, рот - «бантиком», малиновый румянец.) Как можно играть с матрешкой? (Собирать, разбирать.)

Полхово-майдемовскую матрешку точили удлиненной, маломестной или даже неразъемной с маленькой длинной головой. Лицо немножко грустное. В окраске одежды преобладают малиновый и фиолетовый цвета. На голове у этой матрешки полушалок с яркими цветами.

А теперь наш путь лежит дальше. Садимся в вагончики трамвайчика. Поехали!

Звенит колокольчик

Остановка «Мастерская художника».

Физкультминутка «Мы веселые Матрешки»:

Веселые матрешки, (хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют

ногу на пятку вперед)

Сарафаны пестрые, (руки к плечам, повороты туловища направо

налево)

Яркие платочки, (наклоны головой влево-вправо)

Любим танцевать, (топают ногами)

Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)

Мы веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (хлопают в ладоши)


 

Ведущий: Художникам нужно хорошо знать цвета. Какие цвета мы с вами знаем? (Дети называют цвета.) Цвета могут быть теплыми и холодными. Какие цвета называются теплыми? (В которых есть капелька желтого цвета, они греют.) Какие теплые цвета вам знакомы? (Желтый, оранжевый, красный.) Какие цвета называются холодными? (В которых есть капелька синего цвета, от них можно замерзнуть.) Перечислите названия холодных цветов (Синий, голубой, фиолетовый.)

Ведущий: В мастерской нас ждут не расписанные фигурки матрешек.

(Ребята проходят к столам и занимают свои рабочие места. Каждый ребенок получает заготовку матрешки, вырезанную из бумаги.)

Матрешек можно расписать по предложенным образцам (семеновская матрешка, загорская, полхово-майдемовская, а можно придумать свои необычные узоры и элементы. Какие - покажите вы, маленькие художники.

По окончании работы можно предложить детям:

выбрать лучшего мастера-художника;

выбрать похожих матрешек;

составить семейку матрешек;

дать матрешкам имена.

Ведущий: Наше путешествие закончилось. Мы вернулись домой. Что вам запомнилось в этом путешествии? Что вам больше всего понравилось? О своих впечатлениях вы обязательно расскажите родителям и по-дарите им своих красивых матрешек, которые будут напоминать вам о путешествии в мир искусства

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

К сожалению, ваш материал основан на неверной информации, и вводит людей в заблуждение. Ознакомьтесь с подлинной историей матрешки https://sergievgrad.ru/uvlekatelno/podlinnaya-istoriya-matreshki-chast-pervaya/

13 March 2019