Театральная гостиная "Плечом к плечу"
Пояснительная записка к презентации
РЕЗЮМЕ ПРАКТИКИ
1.Наименование практики: театральная гостиная «Плечом к плечу».
«Духовные истоки Великой Победы – ценностно – смысловой вектор воспитания»
2 слайд
Здравствуйте!
Средняя общеобразовательная школа №48, Калининградская область
г. Калининград .
В номинации Лучшие практики партнёрства в достижении воспитательных результатов в начальной школе , представляю практику : театральная гостиная «Плечом к плечу»
Краткая характеристика практики
Ввиду того, что на протяжении последних десятилетий, воспитательный блок в работе школы не был так пристально нацелен на осмысление детьми того, что именно они являются важнейшим звеном в тонкой цепочке связи поколений, сохранении памяти о подвигах своих дедов и прадедов, а также понимании того, что каждому гражданину необходимо разделять судьбу своей страны, как свою личную, данный воспитательный аспект, сегодня выходит на первый план. У обучающихся начальных классов недостаточно развит интерес к прадедам , участвовавшим ВОВ 1941 – 1945 гг., они не знают свою родословную, героев ВОВ, не знакомы с военной лирикой: поэзией и песнями о войне, которые, так или иначе, участвуют в формировании общечеловеческих принципов, идеалов формировании традиционных российских ценностей. В современном мире любовь к Родине, преданность Отечеству и стремление служить его интересам имеют как никогда важное значение и необходимы для становления личности.!!!!
2025 год – Год защитника Отечества,80- летие Победы в Великой Отечественной войне.( Помним подвиги - уверены в будущем!
Эта фраза – призыв ценить прошлое как источник для настоящего и вдохновение для будущего.)
( 4 слайд) В новом учебном 2025 г СОШ №48 в рамках дополнительного образования театральной студии «48 попугаев» реализовалась практика патриотического воспитания театральная гостиная «Плечом к плечу»( фразеологизм рядом, вплотную, вместе,) с участием учащихся 4 классов начальной школы. Театрализованный спектакль подготовленный под руководством педагога доп. образования Драпалюк М.В, учителя начальных классов – Комаровой С.А. помог погрузиться актерам в самые тяжелые страницы истории страны 1941- 1945 гг. Узнать, как плечом к плечу истинные патриоты, защитники родины не щадили своих жизней ради будущих поколений.
Чувство любви к Родине начинается с восхищения великими делами и подвигами своих соотечественников, уважения к предкам, гордости за свой народ и свою страну. Пропущенные через детское восприятие, эти чувства формируют в молодом поколении основы патриотизма и гражданственности. Именно поэтому развитие патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи является важнейшей социальной потребностью общества
спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью;
низкий уровень патриотического воспитания .
5 слайд
Цель и задачи практики
Создание школьными театралами условий для проживания детьми чувства сопричастности к ключевым событиям истории нашей страны для сохранения исторической памяти на примере подвигов героев
погрузить ребят в текстовый и песенный материал постановки;
обсудить с ребятами эмоции и чувства героев постановки;
отрепетировать постановку и отработать отдельные моменты;
представить постановку учащимся своей школы;
провести театральную гостиную – обсуждение постановки;
подвести итоги
Описание практики
Война поднимает дух народа и его сознание собственного достоинства. Война равняет всех на поле боя и мирит господина и раба в самом высшем проявлении человеческого достоинства - в жертве жизнью за общее дело, за всех, за Отечество. (Ф.М. Достоевский «Дневник писателя»)
6 слайд Этапы реализации практики:
№ | Этапы реализации | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Деятельность родителей |
1. | Подготовительный | Работа детско – взрослой общности педагогов и обучающихся начальных классов задейственных в спектакле направлена: - на определение темы, выбор спектакля,( сценарий в интернете Е Малышева «Плечом к плечу» подбор участников; -распределение ролей; -погружение театралов в тематику спектакля и соответствующий эмоциональный настрой; -знакомство и изучение военной поэзии и песен. - просмотр фильмов ВОВ :«Осталась одна Таня» ,«Блокадные сказки Серафимы», «Крик тишины» и др; - посещение Историко – краеведческого музея «Кёнигсберг – 45. Последний штурм» Трёхмерная историка – художественная панорама; - театральная читка произведения с участием родителей.(актеры , держа в руках тексты, читают роли, это жанр, где зрительское воображение играет ключевую роль, позволяя увидеть пьесу по своему) - Акция «Блокадный светлячок» - Конкурс чтецов «Строки опалённые войной; -Посещение школьного музея .Экскурсия «Армейский мешок» | Родители готовили оформление и костюмы Участвовали в театральной читки, семейные просмотры фильмов ВОВ | |
2. | 7 слайд Основной | Работа детско – взрослой общности педагогов, обучающихся и родителей направленна на реализацию практики – представление спектакля еженедельно по четвергам в театральной гостиной с 22.02.25 г по 25.05.25г в МАОУ СОШ №48 для учащихся 3- 4 классов, жителей района, родителей, учителей; -участие в областном театральном конкурсе им. Достоевского; -участие в международном творческом конкурсе «Наследники Победы – 2025» | ||
3. | 8 слайд Заключительный (рефлексия) | Рефлексия с педагогами, обучающимися и родителями после просмотра. Самоанализ проделанной работы. Планирование представления спектакля для жителей микрорайона. Посещение родителями школьного музея. Продолжительность практики с 15 января по 18 марта Практику планировали и готовили с 15 января по 14 февраля Проводили 20, 25, 27 февраля и 13 марта Рефлексия – на следующий день после просмотра спектакля. | ||
9 слайд После каждого просмотра предлагалось обсудить вопросы
Вопросы для обсуждения театральной гостиной
-Какие чувства у вас вызвал этот спектакль?
-Какие нравственные качества и черты характера героев Вы бы отметили?
-О чем бы Вы спросили ТЕХ ребят, ваших ровесников, сейчас?
-В чем для Вас смысл спектакля ?
-Стоп – кадр спектакля: какой фрагмент взволновал Вас? Почему ?
Девушка1:
Солдат метался: бред его терзал.
Горела грудь. До самого рассвета
Он к женщинам семьи своей взывал,
Он звал тоскуя: «Мама, где ты, где ты?»-
Искал ее, обшаривая тьму.
И медсестричка, юная склонилась
И, крикнула - сквозь бред и смерть - ему:
Девушка2:
-Я здесь, сынок! Я здесь, я рядом, милый!-
Девушка1:
И он склоненной мать свою узнал,
Он зашептал, одолевая муку:
- Ты здесь? Я рад, а где ж моя жена?
Пускай придет, на грудь положит руку-
И снова наклоняется она,
Исполненная правдой и любовью,-
Девушка2:
Я здесь, родной, я здесь - твоя жена
У твоего я, милый, изголовья.
Я здесь, жена твоя, сестра и мать.
Мы все с тобой, защитником Отчизны.
Мы все пришли, чтобы тебя поднять,
Вернуть себе, Отечеству и жизни.-
Ты веришь, воин. Отступая, бред
Сменяется отрадою покоя.
Ты будешь жить. Чужих и дальних нет,
Покуда, сердце женское с тобою. (Ольга Берггольц)
-Ощущают ли герои спектакля НАДЕЖДУ на лучшее?
-Теплится ли НАДЕЖДА на ПОБЕДУ в их душах?
-Эти события произошли более 80 лет назад. Как Вы думаете надо ли нам о них вспоминать? Если надо, то зачем?
-Вы пробовали примерить на себя поступки ребят в годы ВОВ? А как бы я? Смог ли, я ? Смогла ли, я ?
Ресурсное обеспечение практики
Материально-технические средства: фотография бабушки, маскировочная сеть, кукла, макет «Вечный огонь», цветы – 2 гвоздики, гимнастерки, пилотки, мед.сумка, повязка на голову раненому бойцу, покрывало на пол, белые листы для оригами, музыкальная колонка, ноутбук, 2 стула;
Социальные партнеры:
библиотека №8 п.г.т Прибрежный;
клуб «Джем»;
филиал «Санкт-Петербургского университета МВД РФ;
Региональное отделение ВОД «Волонтеры Победы» г. Калининград
10 слайд Планируемые результаты
Количественные : представить театральную постановку учащимся 3- 4 классам, педагогам и родителям.
Качественные:
повышение интереса у учащихся начальных классов к истории ВОВ;
повышение активности родителей к посещению экскурсий школьного музея тема Великой Отечественной войне;
высказывания обучающихся своих определенных позиций по отношению к нравственному выбору человека на войне;
повышение интереса у обучающихся к песням и стихотворениям о Великой Отечественной войне;
Воспитание гражданской позиции и патриотизма
Продукт
Продуктом нашей воспитательной практики является театральная постановка «Плечом к Плечу», в которой участвовало 10 артистов.
Перспективы развития практики
- показ спектакля для социальных партнеров;
- поиск новых тематических блоков для Театральной гостиной.
11 слайд Результаты и эффекты
количественные : всего посмотрели спектакль - 210 человек из них:
4 – е классы - 72 человека
3 – е классы - 50 человек
библиотека №8 - 25 человек
18 педагогов
45 родителей
12 слайд качественные:
проявился интерес актеров;
увидели включенность ребят в обсуждение;
получили обратную связь от родителей, они проявили интерес к нашему школьному музею, стали чаще его посещать;
отправили видеозапись спектакля на областной театральный IV фестиваль им Ф. М. Достоевского;
провели Фестиваль военной песни по предложению ребят 4-х классов. У нас родилась новая практика по инициативе детей;
участвовали в литературно – патриотической музыкальной программе «Героям штурма посвящается…» Взаимодействие с районной библиотекой №8
слайд практика имеет результаты, доказывающие ее эффективность в современных условиях развития начального образования;
15 слайд Перспективы развития практики
- показ спектакля для социальных партнеров;
- поиск новых тематических блоков для Театральной гостиной.
Выбранная тема практики является актуальной в настоящее время, так как имеет огромное воспитательное значение. Заключительном этапе практики в театральной гостиной (май)провели опрос учащихся «Твои родственники в Великой Отечественной войне»
2. Итоги опроса «Твои родственники в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» В России не отыскать такую семью, которую могли бы обойти стороной те безжалостные и суровые военные годы. Проводя опрос и задавая вопросы учащимся, актерам спектакля и учителям, мы убедилась этому факту.
Предлагаю Вам ответить на вопросы «Мои родственники в ВОВ» .
Если на мой вопрос Ваш ответ «Да» .Вы встаёте со своих мест:
1.Ушел добровольцем на фронт летом 1945 года
2.Воевал в партизанских отрядах
3. Принимал(и )ли участие в битве на Курской дуге, Сталинградская и др.?
4. Был тяжело ранен
5. Погиб ли кто-нибудь именно на войне? (от голода?, обстрелов? и т.п)?
6. Были ли без вести пропавшие?.
7.Узники концлагерей?
8.Пережили Блокаду Ленинграда
9.Помогали фронту в тылу на оборонных предприятиях?
10.Встретил(и) Победу и вернулись к мирной жизни.
звучит реквием Моцарта) Война…как давно это было…и мы , поколение 21 века ,знаем лишь ее историю, не познав едкий вкус …Война…Сколько слез было пролито…сколько убито было сыновей ,дочерей ,сестер, братьев ,мужей…Война…Это жестокое слово пронзит сердце каждого человека. Это невыносимая боль, страдания, переживания ,страх и жажда …Жажда Победы….Мы помним тех, кто отдал за нас жизни…Тех, кто взял в руки оружие, сражаясь за нас с вами.. Тех, кто выживал под фашистскими пулями ,тех, кто ощущал холод и голод. Мы посвятили им все наши слова, мысли, чувства. Вечная память героям!














