Театральная гостиная «Наш Успенский» по литературному чтению (3 класс)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им.М.М.Рудченко с.Перелюб
Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Общешкольное мероприятие
по тему:
«Театральная гостиная «Наш Успенский» по литературному чтению
(в рамках предметной недели в начальной школе)
для учащихся 3-х классов
2019 г.
Сценарий литературного праздника, посвящённого детскому писателю Э.Успенскому «Театральная гостиная «Наш Успенский».
Цель:
Активизировать имеющиеся у детей знания о произведениях Э. Успенского.
Задачи:
Познакомить с творчеством Э. Успенского; привлечь внимание детей к автору книг.
Воспитывать у детей интерес к произведениям.
Продолжать обогащать словарь детей новыми понятиями.
Развивать любознательность, внимание, кратковременную и долговременную память, словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умение классифицировать и обобщать, творческие способности.
Развивать у детей быстроту реакции, умение работать в коллективе.
Словарь: Эдуард Успенский, произведение, Чебурашка, крокодил, старуха Шапокляк, кот Матроскин, почтальон Печкин.
Предварительная работа.
Перед проведением игры – викторины проводится просмотр мультфильмов:
«Крокодил Гена и его друзья».
«Дядя Фёдор, кот и пёс».
«Про Веру и Анфису» и т. д.
Выставка в книжном уголке.
Х о д з а н я т и я
Ведущий:
Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычный праздник, а литературный! Посмотрите, пожалуйста отрывок из мультфильма и скажите, как он называется. (Отрывок из мультфильма «Дядя Фёдор, кот и пёс»)
- Как называется этот мультфильм? «Дядя Фёдор, кот и пёс»
-Кто автор?
В: Кто же не знает Крокодила Гену, Чебурашку, Дядю Фёдора и других героев книг известного детского писателя Э.Успенского!? Сегодня мы отправимся в путешествие по творчеству Э.Успенского, чьи книги с удовольствием читают и дети, и взрослые. Сегодня мы много нового и интересного узнаем о нём и о его творчестве. А говорим мы об Эдуарде Николаевиче Успенском не случайно.
М: Дело в том, что 22 декабря у Эдуарда Николаевича Успенского было День рождения, ему исполнился бы 81 год. Но к сожалению Эдуард Успенский умер 14 августа 2018 г. , когда ему было 80 лет.
В: А пока расскажите, что вы знаете о нашем любимом писателе?
Матроскин: Итак, слушайте внимательно! Родился Эдуард Успенский в 1937 году. Но не всегда он был писателем. Как и все дети, он был обыкновенным учеником и ходил в школу. Детство его прошло в нелёгкое военное время, а после окончания школы он решил стать инженером.
Шарик: Но на этом его учёба не закончилась. В 40 лет научился работать на компьютере. В 50 – стал учить английский язык. В 55 – начал учиться петь. А ещё Эдуард Николаевич изучал историю, потому что писал историческую книгу.
Матроскин: А ещё он очень любил детей и принимал участие в разных детских передачах, на радио и на телевидении. Чтобы мы многое узнали и поняли, он писал для нас стихи, сказки, комиксы, сценарии для мультфильмов, страшилки, переводил стихи писателей других стран, писал тексты песен для своих сказочных персонажей. И как он всё успевал? Наверное, фамилия виновата: Успенский – значит везде «успевать».
В: Спасибо, Шарик, Матроскин! Приглашаем вас сегодня поучаствовать в нашем празднике!
(М. и Ш. присаживаются в сторонке)
Ведущий: Однажды летом работал он в пионерском лагере, читал детям интересные книжки, а скучные никто и слушать не хотел. Тогда Успенский начал рассказывать свою сказку.
В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом.
Так в 1966 году появилась книга «Крокодил Гена и его друзья», прославившая писателя.
Когда писатель был маленький, у него была любимая игрушка. Уши большие, хвост пуговкой, не поймешь не то заяц, не то собака. Словом неизвестный науке зверь, названный позже Чебурашкой.
ПЕСНЯ «Голубой вагон»
Вслед за Чебурашкой и Геной появились дядя Фёдор и его друзья: кот Матроскин и пёс Шарик.
Музыка из мульф. про Чебурашку. Входит Ш.с крысой
Шапокляк: Здравствуйте, детки-конфетки. Вы меня узнали? А меня, Шапокляк, тоже придумал Эдуард Николаевич Успенский. (Показывает книгу.) Я очень, очень добрая, у меня много друзей. Я прекрасно провожу время, помогая людям, у меня есть очень добрая мышка...
В: Ну, Шапокляк, ты ещё и врать умеешь!
Шапокляк: Не врать, а фантазировать. И не обязательно выдавать все мои тайны этим малявочкам. Всё равно они книг не читают и всё про меня не знают.
В: А ты возьми и проверь.
Шапокляк:А что? Запросто!
- У меня есть воспитанная крыса. Окрас серый. Хвост 10 см. Зовут её … (Лариска)
- А как звали крокодила из книги Э. Успенского? (Гена) Как он нашел себе друзей? (По объявлению)
- Он – дружок зверям и детям.
Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного!
Потому что он не птица,
Не тигренок, не птенец,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется... (Чебурашка)
- А как крокодил Гена и его друзья избавились от меня? (Они подарили воздушный шарик, и Шапокляк улетела.)
- Так в чём же путешествовал Чебурашка? (В ящике с апельсинами.)
Шапокляк: Молодцы! Всё знаете!
А знаете, в последнее время я стихи учу! У меня прекрасная память!
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
В: Сейчас мы это проверим. Я прочитаю тебе стихотворение, а ты повтори.
Стихотворение «Память»
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Шапокляк:
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
Ну а кактус в это время
Мыл старушку на окне.
В: Нет, не так!
Шапокляк:
Ехал кактус на окне,
Вёл старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
В: Ну не можешь ты правильно! А ребята 3 класса отлично запоминают стихи. Посмотри, как наши дети здорово умеют читать стихи Э.Успенского
Сценки. «Охотник» 3 «в», «Рыжий» 3»а», «Простоквашено» 3»б».
Шап.: Здорово ваши дети умеют читать стихи! Я так не умею! Зато я умею песенки петь, их написал Э.Н. Успенский.
Ведущий: Рыжий»
Знакома ситуация? Каждый из вас хоть раз в жизни кого-нибудь дразнил. И каждого из вас тоже дразнили.
Что же нужно сделать, чтобы таких ситуаций не было? (Никого не дразнить, а если дразнят тебя, не обращать на это внимания.)
Поёт на мотив песен на слова Э. Успенского.
Голубой вагон бежит, качается.
Скорый поезд набирает ход.
Ах, зачем же этот торт кончается,
Пусть бы он тянулся целый год.
(Дети ищут ошибку.)
Кабы не было весны в городах и сёлах,
Никогда б не знали мы этих дней весёлых.
(Дети ищут ошибку.)
Пусть бегут неуклюже пароходы по лужам,
А вода по асфальту бегом.
И не ясно прохожим в этот день непогожий,
Почему я весёлый такой.
(Дети ищут ошибки.)
Когда-то был я странной
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине никто не подходил.
Теперь я черепашка,
Мне каждая дворняжка
При встрече сразу лапу подаёт.
(Дети ищут ошибку.)
В: Ну и ну! Всё ты перепутала, Шапокляк!
Шапокляк : (Плачет.)И стихи-то вы читать умеете! Да и у вас у всех друзья, а я одна, никто меня не любит, одна Лариска, и все только Шапокляк обзывают, поэтому и злая, потому я и вредничать начинаю.
В: (к Шапокляк): Ну, что ты! Мы тебя очень любим, и дети тоже. И даже имя тебе ласковое придумаем.
Дети, назовите Шапокляк ласково.
-Ответы детей.
Старуха Шапокляк: Спасибо, дети, вы очень добрые, и я теперь стану доброй.
- А хотите, я научу вас играть в интересную игру «Мартышки»
Ш. говорит слова и показывает движения, а остальные повторяют за ней.
Вставайте и повторяйте за мной!
Мы – веселые мартышки!
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках,
Друг другу языки покажем,
Рукой в небо мы укажем,
Дружно прыгнем потолку,
Оттопырим ушки,
Возьмемся за макушку,
Шире рот откроем,
Как скажу я цифру «три»! -
Все с веселой рожицей замри,
Раз, два, три!
В: Молодец, Шапокляк! Развеселила всех детей! А наше мероприятие продолжается.
Итак, объявляется викторина по творчеству Э.Успенского.
ВИКТОРИНА
Сколько лет Дяде Федору? (шесть)
Почему Дядя Федор ушел из дома? (кота не разрешили оставить)
Какой породы был Шарик? (дворняжка)
Откуда у Дяди Федора появились деньги? (клад нашли)
Что купил Матроскин? (корову Мурку)
Что купил Шарик? (фоторужье)
А Дядя Федор? (трактор)
Кто вытащил Шарика из реки? (Бобрёнок)
Почему галчонка назвали Хватайкой? (хватал разные вещи и прятал на шкаф)
Кто мог окучивать картошку задними лапами? (Шарик)
Какую награду получил почтальон Печкин от родителей дяди Фёдора? (Велосипед)
На чём приехала мама дяди Федора в Простоквашино? (На лыжах)
Как звали родителей дяди Фёдора? (Римма и Дима)
Как звали почтальона Печкина? (Игорь Иванович)
Как звали телёнка Мурки? (Гаврюша)
Как советовал Матроскин дяде Федору есть бутерброд, чтобы было вкуснее? (Колбасой вниз)
На каком музыкальном инструменте играл кот Матроскин? (На гитаре)
Чьи это слова: «хорошими делами не прославишься»? (Старуха Шапокляк)
Назовите имя собаки, которой крокодил Гена и Чебурашка помогали найти друга. (Тобик)
Сколько лет крокодилу Гене? (50 лет)
Откуда взялся Чебурашка? (Его привезли из южной страны в коробке с апельсинами)
Как называла свою крысу старуха Шапокляк? (Лариска)
Найдите в тексте лишнее предложение:
«У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. Он очень любил своих домашних животных: хомячка и морскую свинку…»
Найдите в тексте лишнее предложение:
«Теперь Гена, Галя и Чебурашка почти каждый вечер проводили вместе. После работы они собирались у крокодила дома, мирно беседовали, пили кофе и играли в крестики-нолики. Иногда даже болтали по мобильному телефону с друзьями из Мадагаскара. И всё-таки Чебурашке не верилось, что у него наконец появились настоящие друзья…»
Кто из героев мог подать следующие объявления?
«Атдам в харошые руки васпитаную крысу. Кличка Лариса. Акрас серый. Хвост - десят сантеметраф» (Старуха Шапокляк)
«Реализую молокопродукты высокого качества. Ферма «Мурка LTD» (Матроскин)
«Продаю ружьё для фотоохоты. Недорого» (Шарик)
«Предлагаю почтовые услуги: вынос газет и журналов, разнос посылок, вручение телеграмм и писем. Оплата: чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами» (Почтальон Печкин)
«Организую курсы разговорного русского языка. Обучаю фразам: «Кто там?», «Это я - почтальон Печкин» (Галчонок)
Назовите лишнего персонажа.
Дядя Федор
Гаврюша
Печкин
Булочкин
Девочка Вера
Крокодил Гена
Старуха Шапокляк
Чебурашка
Баба Яга
Галчонок Хватайка
Кикимора Болотная
Соловей-Разбойник
Дядя Федор
Крокодил Гена
Железный Дровосек
Кот Матроскин
Угадайте, чей фотопортрет сделал Шарик?
А навстречу им какой - то дядя бежит. Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с хвостиком… (Печкин)
И в комнате появился какой - то неизвестный зверь. Он был коричневый с большими вытаращенными глазами и коротким пушистым хвостом… (Чебурашка)
Он был очень серьезный и самостоятельный. В четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил... У него спереди волосы торчком, как будто корова его лизнула. (Дядя Федор)
И Барсиком меня звали, и Пушком, Оболтусом. Только всё мне это не нравится. Я хочу фамилию иметь… (Матроскин)
Каждое утро он просыпался в своей маленькой квартире, умывался, завтракал и отправлялся на работу в зоопарк. Дома он читал газеты, курил трубку и весь вечер играл сам с собой в крестики-нолики. (Крокодил Гена)
ЧАСТУШКИ
1.Пропоём сейчас частушки
Про героев книжек
Для присутствующих здесь
Девчонок и мальчишек.
2.В Простоквашино живут
Дружные ребята:
Дядя Фёдор, пёс и кот-
Ясно, полосатый.
3.Хоть и ссорятся порой-
Знаем мы из книжки,
Но надёжнее друзей
Нету у мальчишки.
4.Он ворчит и почту носит,
Всем он хорошо знаком
Иногда приходит в гости
Дядя Печкин-почтальон.
5.У малюсенькой девчушки
Кто отнял ириску?
Это вредные проделки
Шапокляк с Лариской.
6.Из тропического леса
Чебурашка к нам приплыл.
И в витрине магазина
Он работу получил.
7.На гармошке он играет,
В зоопарке проживает.
Очень сильно удивил
Всех нас Гена-крокодил.
8.У Ау забот немало,
Всех хлопот не перебрать:
По ночам бродить по лесу,
Ну а днём людей пугать.
9.Есть у девочки подружка:
Не котёнок, не игрушка,
Интуристка, иностранка-
Озорная обезьянка.
10.Кто придумал всех друзей,
Подскажите поскорей!
Не писатель - просто клад
Наш Успенский Эдуард.
Сценка 3
(По стихотворению «Рыжий»)
Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что родился рыжим, конопатым?
Но, однако, с малых лет
Пареньку прохода нет,
И кричат ехидные ребята:
— Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой —
А он дедушку не бил,
А он дедушку любил.
Вот он к деду. Ну, а дед
Говорит ему в ответ:
— У меня ведь тоже конопушки!
Если выйду я во двор,
Самому мне до сих пор
Все кричат ехидные старушки:
«Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой».
А я дедушку не бил,
А я дедушку любил.
В небе солнышко горит
И мальчишке говорит:
— Я ведь тоже рыжим уродилось.
Я ведь, если захочу,
Всех подряд раззолочу.
Ну-ка посмотри, что получилось!
Рыжий папа! Рыжий дед!
Рыжим стал весь белый свет!
Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой!
А если каждый конопат,
Где на всех набрать лопат?!
Ведущий:
Знакома ситуация? Каждый из вас хоть раз в жизни кого-нибудь дразнил. И каждого из вас тоже дразнили.
Что же нужно сделать, чтобы таких ситуаций не было? (Никого не дразнить, а если дразнят тебя, не обращать на это внимания.)
Ведущий:
Ребята, как зовут пса дяди Фёдора?
А какие ещё клички собак вы знаете?
А сейчас послушайте историю про одного охотника, который выбрал для своих собак необычные имена. Что из этого получилось, мы сейчас узнаем.
Сценка 12
(По стихотворению «Охотник»)
Охотник
Я до шуток не охотник,
Что скажу — скажу всерьез.
Шел по улице охотник,
На базар добычу нес.
Рядом весело бежали
Псы его, которых звали:
Караул, Пожар, Дружок,
Чемодан и Пирожок,
Рыже-огненный Кидай
И огромный Угадай.
Вдруг из рыночных ворот
К ним навстречу вышел кот.
Угадай взмахнул хвостом
И помчался за котом.
И за ним Пожар, Дружок
Чемодан и Пирожок.
Наш охотник осерчал,
Во все горло закричал:
— Караул! Дружок! Пожар! —
Всполошился весь базар.
А охотник не молчит,
Он себе одно кричит:
— Ой, Пожар! Ко мне, сюда! —
Люди поняли — беда!
Поднялась такая давка,
Что сломали два прилавка.
Где уж тут собак найти,
Дай бог ноги унести!
Опечалился охотник:
— Я теперь плохой работник.
Мне ни белки не подбить,
Ни лисицы не добыть.
Час прошел,
Другой прошел,
Он в милицию пришел:
— У меня, друзья, пропажа.
То ли случай, то ли кража.
У меня пропал Дружок,
Чемодан и Пирожок.
Старший выслушал его,
Но не понял ничего.
— Не мелите что попало.
Повторите: что пропало?
— Чемодан, Дружок, Кидай.
— А еще что?
— Угадай!
Капитан, нахмурив брови,
Рассердился, закричал:
— Я училище в Тамбове
Не для этого кончал,
Чтоб загадочки гадать,
Чемоданчики кидать!
Не умею и не стану,
Не за тем поставлен здесь.
Но вернемся к чемодану...
У него приметы есть?
— Шерсть густая,
Хвост крючком.
Ходит он чуть-чуть бочком.
Любит макароны с мясом,
Обожает колбасу,
Лает дискантом и басом
И натаскан на лису.
— Чемодан?
— Да, Чемодан. —
Поразился капитан.
— Что касается Дружка,
Он чуть больше Пирожка.
Подает знакомым лапу,
На соседей не рычит.
Тут дежурный рухнул на пол,
А потом как закричит:
— Я запутался в дружках,
чемоданах, пирожках!
Вы зачем сюда пришли?
Или вы с ума сошли?!
— А еще пропал Пожар
Тот, который убежал!
— Отвяжитесь, гражданин.
Позвоните ноль-один!
Ох, боюсь я, как бы, часом,
Сам я не залаял басом!
Наш охотник загрустил,
Очи долу опустил.
Грустный после разговора
Он выходит на крыльцо.
Перед ним собачья свора:
Все любимцы налицо.
Чемодан залаял басом,
Лапу протянул Дружок,
Заскакали с переплясом
Угадай и Пирожок.
Я до шуток не охотник
И рассказ закончу так:
— Если ты, дружок, охотник.
Думай, как назвать собак!
Ведущий:
Понравились стихи Успенского? Некоторые стихи положены на музыку и превратились в песенки. Некоторые из них вы уже сегодня пели. А теперь споём ещё:
«Песенка Пластилиновая ворона»
В: Молодцы, ребята! Наши дети не только умеют отлично читать стихи, но даже снимаются в кино. Предлагаю вам посмотреть мультфильм по произведению Э.Успенского «Ивашка из Дворца пионероо».
(Смотрят мультфильм)
Шап.:Отличный мультфильм! У вас и правда, подрастают настоящие артисты! Нам, книжным героям, пора в книгу уходить.
Мат: А вам, ребята, мы желаем побыстрее научится читать и прочитать много интересных книг. Кто много читает, тот всё на свете знает.
Все вместе: До свидания! До новых встреч!
Ученик:
Наш праздник подошёл к концу,
И аккорд прощальной песни
Пусть ворвётся в тишину,
Пусть споют все дети вместе.
А исполним мы песню на стихи Эдуарда Николаевича Успенского «Голубой вагон».
- Вы хорошо знаете героев произведений Эдуарда Успенского.
Литература
Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
Э.Успенский «Дядя Фёдор, кот и пёс»
Э.Успенский «Про Веру и Анфису»
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Песня «Голубой вагон»
Песня «Чебурашка»
Песня «Песенка Крокодила гены