12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Апостолиди Софья Ивановна20 |
Техника чтения с листа на фортепиано. Методические рекомендации для концертмейстеров
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»
Техника чтения нот с листа на фортепиано
(Методические рекомендации для концертмейстеров)
Составитель
Апостолиди С. И.
Владикавказ, 2021г
Известный отечественный психолог Б.М.Теплов различал три основных вида музыкальной деятельности: слушание, исполнение, и сочинение музыки. Дополняя эту классификацию, польский психолог музыки Я. Вершиловский вводит еще одну относительную самостоятельную деятельность музыканта любого профиля - чтение нот или игру по нотам. Эта деятельность имеет свои четко выраженные психологические особенности и является основной для таких музыкальных специальностей, как концертмейстер, ансамблист, дирижер. В эту группу следует отнести и школьного учителя музыки. Однако игра по нотам может и не быть чтением с листа.
Существует столько разновидностей игры по нотам, сколько дано условий и целей исполнения. Можно различать несколько видов игры по нотам. Это разбор-изучение, то есть анализ и осмысление наиболее существенных фрагментов произведения. Это разбор-исполнение, то есть медленное проигрывание пьесы во всех подробностях нотной записи. Наконец, это эскизное проигрывание произведения в необходимом темпе и характере уже после предварительной работы с ним.
Чтение музыки с листа является наиболее сложной разновидностью игры по нотам и, как показывают экспериментальные исследования, обладает статусом художественной деятельности. Здесь мысль музыканта движется от общего к частному, от целого к детали, от свернутого художественного образа к развернутому во времени музыкальному движению.
Где же пролегает та граница, которая отделяет чтение с листа от других видов игры по нотам? Существует два различных мнения на этот счет. Первое сводится к довольно распространенному представлению: чтение с листа есть одноразовое проигрывание неизвестного музыкального материала "с листа", "с первого взгляда". В " Музыкальной энциклопедии" так и сказано: " исполнение по нотам какой-либо пьесы без предварительного ее разучивания". Из этого следует, что все последующие обращения к произведению - второе, третье, четвертое- уже не являются в строгом смысле чтением с листа.
Согласно второй точке зрения, чтением с листа можно называть не только одноразовое, но также двухразовое или двух-трехкратное проигрывание нового музыкального материала целиком.
Выясняя вопрос о количестве проигрываний, за пределом которого чтение с листа перестает быть таковым, мы приходим еще к одному важному выводу.
Чтение с листа становится основным методом работы на первоначальной стадии, при первой встрече с новым произведением. Этому способствует психологическая природа беглого чтения - особый способ мысли, установка на целостное восприятие и исполнение, специальные исполнительские стратегии, статус художественной деятельности и даже условие необязательности выполнения всех указаний нотного текста. Играя с листа, исполнитель может делать то, что не позволяется, например, в игре наизусть. Многие мастера, отмечая своеобразие чтения с листа, говорят о том, что в процессе беглого проигрывания не все прочитывается " как следует", допускаются и "ноты фальшивые" и "темп приблизительный". Нельзя ставить обязательной задачей точное выигрывание всех нот и тонких нюансов.
Предварительное чтение - ознакомление необходимо для того, чтобы "постигнуть идею в целом", "молниеносно овладеть музыкой", соприкоснуться с "духовным образом" сочинения. Оно направлено на то, чтобы схватить его" как бы с птичьего полета", почувствовать его "психологическую тональность".
При всей " приблизительности" игры с листа - оно прежде всего свободное и увлеченное исполнение музыки. Свободное не столько в техническом, сколько в художественно-содержательном отношении. Оно требует активного восприятия и переживания музыки. Именно благодаря переживанию эмоционально-образного содержания произведения создается первое яркое представление о нем.
Таким образом, сыграть произведение с листа означает не просто бегло проиграть его без предварительного разучивания. Первоначальное прочтение предполагает прежде всего проникновение в его художественную сущность. Первое яркое впечатление возникает только в результате интерпретации музыкального содержания, как бы оно ни было приблизительным и несовершенным. Обобщая вказанное выше, можно так определить понятие "чтение с листа".
Прочесть произведение с листа -значит быстро схватить и эскизно передать эмоционально-образный смысл музыки, при некоторой приблизительности воспроизведения нотной записи.
Теоретическая модель чтения
Психологическая структура. Механизмы и коды чтения нотного текста
Чтение музыки с листа - сложный психофизический процесс. Его можно рассматривать также с позиций психофизиологии ( например, психофизиологии движений пианиста).
Для совершенствования обучения чтению с листа необходимо знать факторы, определяющие специфику и эффективность отдельных ее составляющих.
Теоретическая модель позволяет понять некоторые особенности ее структуры и функционирования.
При исследовании сложных процессов наука использует метод моделирования.
Для понимания механизмов чтения с листа можно представить ее теоретическую модель.
Структура музыкально-исполнительской деятельности чтения.
Эмоционально - смысловой образ
|
Рассмотрим беглое чтение нот как целостную деятельность человека.
Это деятельность музыканта, учащегося, направленная на акт общения (композитор, эпоха, стили и т.д.) В музыкально-исполнительской деятельности существуют технологическая и художественно-содержательная стороны. К первой относятся приемы, действия, навыки. Ко второй - художественное восприятие как социально обусловленное и личностно значимое отношение к произведению.
У опытного музыканта, играющего с листа, обе эти стороны слиты воедино. Однако различение технологического и художественно-содержательного в игре с листа очень важно- важно для обучения и самообучения чтению.
На схеме изображена система вложенных друг в друга квадратов, где каждый следующий охватывает предыдущие.
Как сгруппируются ноты, в каких образах они предстанут перед взором исполнителя-все это относится к графическому уровню прочтения нотного текста. Далее - второй квадрат. Здесь пианист, например, имеет дело с клавишами своего инструмента, которые не связаны напрямую с графическими образами нот.
На клавиатурном уровне чтения приходится ориентироваться в их топографии, находить нужные игровые движения, аппликатуру и взаимодействовать с графическими образами нотной записи. Появляется как бы новый код чтения. И задача, которую предстоит решить, состоит в том, чтобы связать эти два кода - графический и клавиатурный.
Третий квадрат представляет выход в звук, в звуковой образ. Теперь уже мы видим нотную графику, ощущаем клавиатуру и движения на ней и слышим звучание. На этом уровне включаются слуховой опыт и музыкально-слуховые представления.
Однако звучание, полученное в результате игры по нотам, кроме того, что связано с музыкально-слуховыми представлениями, мало что дает читающему с листа если он не владеет последним, четвертым уровнем беглой "дешифровки" нотной записи.
Этот последний, самый высокий уровень чтения с листа - уровень художественного образа. Если исполнитель не ощущает эмоционально-смысловую сторону музыкального содержания, прочитывание произведения не состоится.
Все четыре компонента образуют иерархию. В то же время каждый из названных компонентов относительно самостоятелен.
Так, графические образы формируются в процессе зрительно-интеллектуального восприятия нот. Логика их осмысления находится в тесной связи с музыкально - теоретическими знаниями и опытом игры на инструменте. Это зрительные образы отдельных нотных групп: интервала, аккорда, ритмической фигуры и т. д. Это зрительные образы разномасштабных целостных структур нотного текста: мотива, фразы, предложения, периода и т.д.
Клавиатурные образы фиксируют переход с образов графики на образы клавиатурного пространства, исполнительских движений. Эти образования ускоряют процесс считывания и исполнения. К ним относятся осязательные и мышечно-двигательные ощущения различных нотных групп, а также типовые формулы фортепианной фактуры: гаммы, арпеджио, различные движения рук.
Более высокие и содержательные в музыкальном отношении обобщения совершаются в сфере звучания, звукового образа. Определяющую роль здесь играют музыкально - слуховые представления. Благодаря внутреннему слышанию происходит " озвучивание" нотного текста и его осмысленное восприятие. Роль внутреннего слуха в беглом и выразительном чтении с листа огромна. Только благодаря этой способности зрительное восприятие нотного текста качественно изменяется.
Еще одно важное психическое образование на уровне звукообразного чтения - догадка. Это свойство беглого чтения позволяет предвосхищать развертывание музыкального текста, предугадывать в общих чертах его ближайшие моменты. Причем когда мы говорим о предугадывании, то имеем в виду не только зрительно - слуховое предвосхищение того, что предстоит сыграть в ближайших тактах, но и заблаговременное представление игровых движений. то есть слухомоторную " изготовку".
Наконец, самым высоким уровнем чтения является сфера художественного образа. Ее ядром является эмоционально-смысловой образ или художественная эмоция. Здесь существенным является обобщение через жанр, стиль композитора, направления музыкального искусства эпохи.
К области технологии и техники чтения относятся первые три уровня. Это то, что дано учащемуся - исполнителю, то есть - нотный текст и музыкальный инструмент.
Эти уровни имеют отношение к педагогике чтения. Сюда относится все, что связано с формированием или усвоением зрительных образов нотной графики, образов клавиатурного пространства и игровых движений, с анализом звуковых образов.
Художественно-содержательная сторона чтения с листа связана с построением эмоционально-смысловых образов. Учащийся должен совершить на этом уровне прочитывания нотной записи " эстетическое усилие". Эстетическое отношение к произведению, переживание его музыкального содержания связано с личностным смыслом исполнителя.
Обычно механизм процесса чтения описывается как простой перевод нотной записи во внутренне-слуховую картину и воплощение ее на клавиатуре ("вижу-слышу-играю-поправляю"). Правильный путь чтения с листа представляет собой не только "озвучение" нотного текста. Нота "видимая" становится не только "слышимой", но и "ощущаемой".
Следует отметить еще один механизм, который регулирует исполнительский процесс беглого чтения. Это эмоционально-образный компонент чтения. Он может быть выражен так: " вижу-слышу-переживаю-ищу нужные движения-играю".
В индивидуальном исполнительском сознании отдельные звенья этой цепи свернуты по-разному. Но обязательно для чтения с листа наличие сложных сплавов особого качества: "вижу-играю" (то есть нахожу нужные движения), "вижу-слышу"( то есть понимаю, различаю), "вижу-переживаю".
Процесс овладения навыками чтения с листа можно разделить на два этапа: чтение без инструмента и чтение за инструментом.
Первый этап рассматривается как подготовительный ко второму. Каждый этап характеризуется присущими ему приемами работы. На более совершенной ступени развития навыков чтения методы работы одного этапа могут переплетаться с характерными приемами другого.
Можно выявить следующие специфические условия процесса чтения с листа. Своеобразие условий, в которых протекает деятельность чтения, вызывает необходимость использовать особую технику ускоренного восприятия и исполнения нот.
1. Распознавание "носителей" смысла.
Быстрое распознавание главных носителей музыкального содержания- темы, мелодических и ритмических форм и интонаций, гармонических оборотов и т.д.
2. Динамическое мышление.
Способность к быстрому переключению, выражающаяся в готовности к неожиданным музыкально-речевым ситуациям - резким сменам лада, тональности, ведущего ритма, размера и т.д.
3. Безостановочное проигрывание.
Целостное и связное исполнение неизвестного произведения в темпе, соответствующем характеру музыкального содержания.
4. Художественно-образное содержание.
Эмоциональное восприятие произведения, переживание смыслового содержания музыки, обеспечивающее целостное и связное исполнение.
Если не выполняются четыре основных условия беглого чтения, то такая игра по нотам не может квалифицироваться как чтение с листа. Распознавание носителей содержания обеспечивается целым рядом приемов беглого чтения: предварительным прочтением текста глазами относительным и обобщенным чтением, смысловой группировкой нот. Прием упрощения фактуры не только ускоряет игру с листа, здесь он- важный показатель осмысленности чтения. Условия безостановочного проигрывания и образного восприятия обеспечиваются приемами мысленного опережения, "забегания глазами вперед", "фотографирования" следующего за исполняемым отрезка текста. Этому же способствует игра "вслепую", не глядя на руки. С позиции педагога, обучающего беглому чтению ученика, все это сложные навыки, требующие длительного формирования на специально подобранном репертуаре для чтения с листа.
Литература;
1 Гофман И. Фортепианная игра - М. , 1961
2 Коган Г. М. Работа пианиста - М. , 1961
3 Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры - М. , 1961
4 Петрушин В. И. Музыкальная психология – М. , 1994
5 Цатурян К. А. Чтение с листа как метод работы с учащимися –
Пианистами – М. , 1971
6 Цатурян К. А. О типологии чтения нового музыкального материала
М. , 1981
7 Цыпин Г. М. Развитие учащегося – музыканта – М., 1975