12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Геращенко Сергей Александрович30
Россия, Ростовская обл., пос. Орловский

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Эти виды подготовки футболистов можно назвать основной спортивной тренировки, в процессе которой игроки осваивают технико-тактические тонкости, отрабатывают и совершенствуют комбинации, углубляют знания и способности. В техническую и тактическую подготовку входят: освоение специальных знаний, отработка и совершенствование комбинаций и систем игры, развитие творческих способностей игроков.

Освоение специальных знаний

Опыт показывает, что постоянного контроля требует процесс накопления игроками специальных знаний: ведь именно специальные знания формируют базу последующих действий футболиста. Игрок должен знать биомеханическую структуру движения, а также физиологические и биологические процессы, происходящие в организме походу тренировки или матча, иметь представления о достоинствах и недостатков игровой системы, понимать саму организацию игры и задачи отдельных футболистов во всех ее фразах и ситуациях.

Все эти знания, получаемые в процессе постоянного повторения, повышают результативность действий, убыстряют процесс подготовки игрока.

Отработка и совершенствование игровых действий отдельного футболиста, а также игровых комбинаций и систем

Отработка и совершенствование игровых действий, комбинаций и систем-процесс сложный и длительный. Он требует от игрока больших усилий.

Техническая и тактическая стороны игровых действий-неотделимые части всей деятельности футболиста на поле в каждой конкретной ситуации. И хотя в процессе подготовки игрока мы отдельно уделяем внимание и технике, и тактике, необходимо рассматривать эти элементы игры комплексно, не переоценивая значения тактики в ущерб технике, и наоборот.

Основа игровых действий футболиста на поле-ТЕХНИКА. В спортивных играх техника должна быть стабильной и одновременно гибкой, разнообразной и неотделимой от тактики. Чтобы техника помогала решать ту или иную игровую ситуацию, футболисту необходимо постоянно расширять арсенал технических приемов. Развитие игры меняет и требования, предъявляемые к технической подготовки игрока. Современный подход к освоению и совершенствованию техники требует таких упражнений и таких условий тренировки, при которых игрок должен решать реальные задачи, возникающие в матче ( в ограниченных в пространстве и времени, под давлением со стороны соперника и т.д.)

ТАКТИКА определяет выбор технических средств в конкретной игровой ситуации. Поэтому тактику необходимо рассматривать не изолированно, а только в связи с техникой. Только тогда игроки смогут научиться творчески и быстро выбирать и использовать именно те технические средства, которые больше всего подходят в данной ситуации. Отработка и совершенствование комбинаций как совместных действий футболистов проводятся практически так же, как отработка и совершенствование действий отдельного игрока. На первом этапе главное внимание следует уделять сыгранности членов команды, налаживанию взаимопонимания, не забывая, однако, совершенствовать технику движения у каждого. Позднее-переходить к тактической стороне и разбирать наиболее оптимальные коллективные решения игровых ситуаций.

Систематически повышая сыгранность футболистов в процессе розыгрыша комбинаций, мы тем самым развиваем их творческое мышление. Комбинации определяют стиль игры команды, помогают наладить взаимодействие игроков в разных фазах матча.

Футболисты добиваются этого, осваивая и совершенствуя основные тактические знания и навыки (например, движение без мяча). И только освоив основные комбинации, они смогут продемонстрировать грамотную игру, полностью раскрывать свои способности к импровизации на поле.

Вершина технической и тактической подготовки-освоение игровой системы, которая представляет собой новую ступень в действиях игрока, способного подчинять индивидуальные усилия игровым возможностям команды.

Развитие творческих способностей игрока

Это процесс развития у игрока таких качеств, которые позволяют ему творчески действовать ему в сложных ситуациях соперничества. Мы имеем в виду прежде всего способность правильно оценивать все взаимосвязи с партнером, соперником и мячом в постоянно меняющейся ситуации на поле. В первую очередь эта способность зависит от опыта игрока, от умения его оценить игровую обстановку. Опытный футболист предвидит дальнейшее развитие событий, предугадывает возможные действия противника и благодаря этому получает преимущество и запас времени в решении игровой ситуации. На практике такая способность проявляется в быстроте принятия правильного решения и его реализации.

Качества, формирующие основу творческих способностей игрока, необходимо целенаправленно развивать, особенно у молодежи. В зрелом возрасте эти качества совершенствуют благодаря накопленному опыту.

Методика технической и тактической подготовки

Основой методического подхода к технической и тактической подготовке служат освоение и совершенствование игровых действий футболиста, комбинаций и систем с одновременным закреплением социальных знаний и развитием творческих способностей игрока. Сам же методический подход неразрывно связан с игрой, и схематично его можно определить так: игра (синтез) – части игры (анализ) – игра (синтез).

Определяющеев этой схеме – игра. Анализируя ее, разбираем отдельные части, которые отрабатываем, совершенствуем и синтезируем в игре уже на более высоком уровне.

Долговременный процесс освоения и совершенствования игровых действий, комбинаций и систем – процесс быстро меняющийся. В нем есть следующие этапы.

Обучение футболиста основным игровым действиям

Главная задача этого этапа – освоение технической стороны игровых действий во вне игровой обстановке. Разбор действий футболиста в типичной, проходящей на тренировке игровой ситуации помогает игрокам правильно решить аналогичные ситуации в матче. Повышению эффективности подготовки на этом этапе способствует использование вспомогательных тренировочных средств (футбольной «стенки», мишени, стойки, препятствия и т.п.).

2. Освоение действий отдельного футболиста и комбинаций

На этапе освоения действий и комбинаций отрабатывают возможные варианты игры футболиста и отбирают из них наиболее подходящие для данной игровой ситуации. Совершенствование игровых действий направлено на координацию тактики и техники. Следующая главная задача данного этапа – объединение игровых действий в рамках комбинации с постепенным разучиванием их уже в цепочке комбинаций. После того как футболист освоил разные варианты игровых действий, следует переходить к освоению комбинаций и к коллективному решению игровых ситуаций: от простых комбинаций (игра в паре и т.п.) к более сложным, с участием уже нескольких игроков. Во время тренировки особенно важно наладить взаимосвязи, контакты между игроками в пространстве и во времени, а уже потом совершенствовать комбинации в типичных ситуациях, опять же локализуя их на определенных участках поля.

Вначале футболист отрабатывает и совершенствует игровые действия в стабилизированных условиях, затем – в постоянно меняющейся обстановке. Это позволяет ему быстро адаптироваться при смене ситуаций на поле. Процесс освоения и совершенствования действий и комбинаций – комплексный, позволяющий игрокам лучше развить творческие способности.

Совершенствование действий и комбинаций

Совершенствование действий и комбинаций происходит в изменяющихся условиях тренировочных игр, во время которых укрепляется взаимосвязь технической и тактической сторон деятельности футболиста, наигрываются комбинации.

В условиях футболисты учатся следить за меняющейся обстановкой, давать оценку ситуации на поле, находить правильные решения. Ускоряется реакция на сложные и неожиданные повороты матча, повышается динамика игрового мышления, лучше раскрываются творческие способности.


4. Освоение и совершенствование организации игры

Характерной особенностью данного этапа можно назвать дальнейшее совершенствование организации игры во всех ее фазах в рамках данной системы. Действия отдельного футболиста подчинены концепции действий команды. Совершенствование организации игры предполагает освоение специальных знаний в области тактики и строгое выполнение тактических задач, поставленных тренером. Непосредственно в игре совершенствуется творческое мышление футболистов, а их индивидуальные действия способствуют наилучшему решению задач коллектива (команды).

Методы технической и тактической подготовки

Процесс получения и совершенствования навыков, необходимых отдельному футболисту для решения ситуаций на поле, для освоения комбинаций в определенной игровой системе, очень сложен. В нем используются МЕТОД УСТНОГО ОБЩЕНИЯ (объяснение, лекция, разговор, устные инструкции) и НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД (представление о технике в футболе, о комбинации, о решении конкретной ситуации). В тренировочном процессе футболистов основным считается МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. Он определяет нагрузку при изменениях объема, интенсивности и сложности практических упражнений.

К методам практической подготовки футболистов в тренировочном процессе относятся комплексный и аналитико-синтетический.

КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД, при помощи которого разучивают игровые действия на больших отрезках матча, требует больших затрат времени и относительно малоэффективен. Ему отдают предпочтение, когда позволяют характер действий на поле и уровень подготовленности футболистов.

АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД с точки зрения времени и внутренней организации является эффективнее комплексного. К нему мы прибегаем, когда нужно разучить комплексы сложных движений или устранить выявленные в них ошибки и недостатки. Этот метод больше всего отвечает специфическим требованиям футбольной методики, выраженной цепочкой «синтез-анализ-синтез». В качестве примера методического подхода при освоении и совершенствовании игровых действий и комбинации приведем типичную ситуацию, которой соответствуют типичные действия футболиста.

Из аналитико-синтетического метода вытекают и другие методы технико-тактической подготовки, направленные на освоение и совершенствование отдельных действий, комбинаций и игры в целом:

МЕТОД ОСВОЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ помогает совершенствовать технику и умение двигаться на поле. Вначале следует объяснение и демонстрация, затем практическая тренировка в простых ситуациях. Вместе с развитием волевых качеств футболиста повышается его умение эффективно двигаться на поле.

Подготовленные упражнения, которые проводятся, как правило, в неменяющихся условиях, должны соответствовать степени сложности занятий. Цели этих упражнений – освоить техническую сторону игровых действий в их развитии. Кроме того, подготовительные упражнения дают возможность повторять игровые действия в условиях, изолированных от самой игры.

МЕТОД ОСВОЕНИЯ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ – помогает развивать разные стороны действий (технических и тактических), а также тактическое мышление и другие качества футболиста. Вместе с партнером в пассивном, активном или малоактивном единоборстве игроку порой по нескольку раз приходится решать одну и ту же игровую ситуацию.

Упражнения определяются степенью сложности задания и должны дать возможность повторять решение поставленной задачи, как в стабильных, так и в меняющихся условиях.

МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ВЫБОРА ДЕЙСТВИЙ В МЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ МАТЧА – рассчитан на совершенствование всех составных частей игровых действий. Главная цель его – закрепление и получение игроком навыков, позволяющих рассматривать действия в комплексе, когда футболист сам выбирает (на основе анализа обстановки) правильный путь решения в конкретной ситуации. Комплексные упражнения и игры развивают стремление бороться за победу, умение выигрывать 9и достойно проигрывать), придерживаясь правил, которые определяются в соответствии с поставленными целями и задачами на разных этапах подготовки.

МЕТОД ПОСТЕПЕННОГО ОСВОЕНИЯ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В УСЛОВИЯХ МАТЧА – дает возможность: научиться решать тактические задачи, вытекающие из функций футболиста в команде, продемонстрировать умение выполнять главное требование современного футбола – быть универсальным в реализации данной системы. Тренер направляет игру, добивается сыгранности членов команды, объясняет задачи, которые вытекают из организации игры во всех ее фазах, отрезках и ситуациях. Игра друг против друга, свободная (безвмешательство тренера), направляемая (когда футболисты выполняют специальные задания или когда видоизменяются правила), помогает творчески решать ситуации разной сложности, расширяет тактический кругозор игроков.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.