Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Путешествие с пчелкой в сад»

1
0
Материал опубликован 18 January в группе

Цивилева Оксана Юрьевна.

Учитель – дефектолог, высшая квалификационная категория.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Лукоморье» муниципального образования город Ноябрьск.

Ямало – Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск.

 

Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 года обучения

Тема: «Путешествие с пчелкой в сад»

Форма организации: НОД

Временной ресурс: 15 - 20 минут (4 год обучения)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (сенсорное развитие, ознакомление с окружающим), речевое развитие, физическое развитие.

Цель: продолжать формировать представления детей о фруктах, учить их дифференцировать по определенным свойствам.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать у детей понимание того, что предметы имеют различные свойства;

- продолжать учить дифференцировать и ассоциировать цвета, геометрические фигуры с предметами и использовать данные представления в игровой деятельности;

- активизировать и уточнять пассивный и активный словарь по теме «Фрукты»;

- формировать умение отвечать на вопрос фразой и простым предложением;

- формировать ориентировку в собственном теле и пространстве через использование сенсорно-интегративных методов и технологии программированного обучения.

Коррекционно – развивающие:

- развивать мелкую моторику, слуховое восприятие, зрительное внимание и память;

- развивать у детей переключаемость и координацию движений, используя нейропсихологические технологии;

- развивать мышление и воображение, применяя игровые технологии.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навык самоконтроля при выполнении заданий;

- воспитывать навык сотрудничества, умения прийти на помощь. [1, стр.72 - 80]

Наглядный материал: лого - колибри «Фрукты», программируемый мини робот «Умная пчела», поле с карточками для заданий; сундучок с фруктами, карточка с кодом - упражнением на чередование, картинки с изображением фруктов и овощей, молоточек с присоской, муляжи фруктов, схема – алгоритм для программирования, ластики с изображением позы рук, чудесный мешочек, сортер, игровое пособие «Яблоня», прозрачный стакан, салфетки, магнитные фишки и жезл, картинка с заплатками, фонарик, пакеты с фруктами, пипетка, вода.

Пространственный ресурс: кабинет учителя - дефектолога

Методы:

- наглядные: иллюстративный материал, муляжи фруктов, показ;

- словесные: объяснение, указания, словесная инструкция, речевое подражание.

- игровые методы и приемы: моделирование игровой ситуации, погружение в ситуацию, кодирование информации, создание ситуации успеха, практические упражнения, моторное планирование;

- информационно – коммуникативные технологии: логокомплекс «Колибри»;

- технология программированного обучения;

- сенсорно-интегративные методы.

Предварительная работа: дидактические игры и упражнения по лексической теме «Фрукты», дидактические игры на формирование сенсорных эталонов «Собери по цвету», «Найди круглые предметы», знакомство с программируемым мини – роботом «Умная пчела», знакомство с алгоритмами. Игры на развитие ориентировки в пространстве.  

Планируемый результат:

Умеют

Знают

Проявляют отношение

Дифференцировать предметы по признакам: цвет, форма.

Названия фруктов: яблоко, груша, банан.

Умеют сотрудничать и проявляют навык самоконтроля.

 

Ход НОД

 

Структура

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Организационный момент

Цель: создать положительный эмоциональный настрой на занятие, ввести в тему.

Посмотри на наш цветок приветствий и выбери, как мы сегодня будем здороваться.

Отлично! А я предлагаю пожелать всем доброго утра!

Физминутка «С ДОБРЫМ УТРОМ»

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, руки!

Вы проснулись?

С добрым утром ноги!

Вы проснулись?

С добрым утром, солнце!

Ярче ты свети, лучиком своим нас ты озари!

Какой ты молодец!

А я приготовила тебе сюрприз и положила его в коробку. Но чтобы открыть ее нужно подобрать код. Но я его забыла. Для того, чтобы собрать код нужно выполнить задания. А поможет нам в этом наша помощница – пчелка. Ты готов?

Ребенок выбирает лепесток и здоровается выбранным способом.

Выполняет движения по тексту:

(поглаживают веки)

ДА!

(поглаживают ручки)

ДА!

(топают ногами)

ДА!

(руки в стороны)

Махи рук над головой.

 

Просмотр презентации

Ответ ребенка.

2. Основная часть

Цель: развитие сенсорных эталонов.

Актуализация знаний по теме.

Выполнение действий по поставленным задачам.

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на занятии, отгадай загадки и вспомни, что растет в саду?

- «Круглое и красное я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки.» (Яблоко)

Посмотри, что это? Назови (повтори) за мной.

-«Зеленая лампочка висит,

Скушать нам ее велит. «(груша)

Что это?

- «В шкурке желтой - кислый он,

А зовут его…» (лимон)

Посмотри на экран и назови еще раз все эти предметы.

Как назовем их одним словом?

Сегодня на занятии мы с тобой продолжим изучать фрукты и вместе с нашей пчелкой будем путешествовать по фруктовому саду.

Пройдем к столу. Присаживайся, ноги стоят на полу, спина прямая.

А вот и наша пчелка. Сейчас мы с тобой вспомним, как управлять ей. Мы знаем, что пчелка умеет двигаться в разных направлениях. Давай вспомним какую команду мы начали учить. Посмотри на карточку – подсказку. Куда смотрит стрелочка? (вперед)

Покажи кнопку на пчелке со стрелкой вперед.

Мы с тобой будем выполнять задания, делая 1 шаг вперед. Запрограммируем пчелку вместе. Посмотри на наш алгоритм. Нажми на стрелку «вперед» один раз. Поставим пчелку на поле. Чтобы пчелка начала движение нажми на кнопку зеленого цвета.

Игра «Найди фрукты».

Вот и первое задание. Что же приготовила нам пчелка – помощница.

На столе лежат картинки. Найди лишнюю картинку.

Почему она лишняя? Где растет морковь? Морковь – это овощ. А все остальное это фрукты.

Я предлагаю тебе с помощью нашего волшебного молоточка собрать все фрукты. Стучи молотком по картинке и называй ее.

- Какой ты молодец, собрал все фрукты! 

А еще у меня есть чудесный мешочек. Давай найдем эти фрукты в нем.

Ты справился с первым заданием и получаешь первый значок кода.

Повтори движение.

А наша пчелка продолжает движение. Сейчас узнаем, какое задание нам нужно выполнить.

Игра «Сортер».

Посмотри наши фрукты разные по цвету, форме.

Возьми яблоко. Потрогай его, рассмотри.

Какого оно цвета? Найди каплю красного цвета и положи рядом с яблоком.

Какой оно формы? Найди круг. Положи напротив яблока.

Давай скажем полным предложением яблоко красное, круглое.

Что это? (в руках у педагога груша)

Какая она по форме и цвету? Груша зеленая и треугольная. Найди зеленую каплю и зеленый треугольник.

Посмотри, какой фрукт остался?

Найди каплю такого же цвета. На что похож лимон?

Повтори какой лимон.

Молодец, ты выполнил это задание.

Посмотри и повтори следующий символ нашего кода.

Предлагаю отдохнуть.

Физминутка.

В сад пойдем мы погулять

Фрукты с дерева срывать.

К дереву мы подойдём,

Фрукты с дерева сорвём.

Фрукты с дерева сорвём

В корзинке домой отнесём.

Упражнение «Найди тень»

А еще оказывается наши фрукты любят прятаться, найди и соедини тень и фрукт.

Игра «Раздели по цвету». Давай вспомним, где растут фрукты. Посмотри, что это? Ты знаешь, как называется это дерево? Это яблоня. Давай повторим вместе. На ней растут яблоки разного цвета. Какого цвета эти яблоки?

Собери в корзину яблоки красного цвета. Какого цвета яблоки ты собрал?

Молодец, посмотри следующий символ нашего кода. Покажи его.

Наша пчелка заскучала, давай приведем ее в движение, нажав кнопку зеленого цвета.

Игра «Заплатки»

Червячки решили полакомиться нашими фруктами, и в них появились дырки. С помощью фишек мы с тобой закроем их. (роняю в стакан)

Ох, как же быть?

Возьми магнитный жезл и вытащи фишки такого же цвета как груша?

Игра «Цветные круги»

А еще у нас есть лимон, который тоже попался червячкам. Предлагаю тебе с помощью пипетки закрасить его.

Какого цвета пипетку возьмем?

Нажимай на пипетку, что бы белое пятно стало желтым.

Здорово, у тебя снова получился целый лимон желтого цвета.

А вот и еще один символ.

 

Ребенок смотрит на экран, отгадывает загадки.

 

Это яблоко.

Ребенок повторяет название фрукта.

 

 

Это груша.

 

 

Это лимон.

Ребенок называет

- яблоко, груша, лимон.

Это фрукты.

 

 

Ребенок садится за стол.

Ребенок работает с минироботом по алгоритму.

Опираясь на карточку, ребенок называет команду «вперед».

 

 

Совместно с дефектологом ребенок программирует пчелку по алгоритму.

 

Ребенок называет изображения на картинках.

Находит лишний предмет – морковь.

 

 

Ребенок молотком присасывает картинку, называет ее.

Ребенок на ощупь ищет яблоко, грушу, лимон.

 

Ребенок поднимает большой палец вверх.

 

 

Ребенок берет яблоко и отвечает на вопросы.

красное

 

круглое.

 

 

 

Это груша.

 

 

 

Лимон.

Он желтый и овальный.

 

Ребенок выполняет кинетическую позу пальцами.

 

 

Ребенок совместно с дефектологом выполняет движения по тексту.

 

 

На логоколибри ребенок соединяет тень и фрукт.

 

 

Это яблоня.

Красные и желтые.

 

Красные яблоки

 

 

Ребенок показывает пальцевую позу.

Запускает пчелку.

 

 

Ребенок с помощью жезла достает фишки зеленого цвета.

 

 

 

 

С помощью пипетки закрашивает ватный диск.

 

 

 

 

Показывает пальцевый праксис.

3. Заключительная часть.

Цель: систематизировать полученные знания, подвести итог.

 

 

Рефлексия. Формировать элементарные навыки самоконтроля, самооценки.

Ты собрал все символы для шифра, но, прежде чем открыть сундук, давай вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии? Помогут тебе наши карточки.

Выложим по порядку наши подсказки и выполним все позы по порядку.

Какой ты молодец. Вот и открылся наш сундучок.

А что же это?

Фонарик и пакеты) наверно пчелка решила еще раз проверить запомнил ли ты о чем мы говорили сегодня.

«Игра с фонариком»

Давай посмотрим, что же лежит в пакете?

Ты выполнил сегодня все задания, и посмотри, что же лежало в сундучке.

Да это фрукты. Понюхай, какие они ароматные.

Тебе понравилось сегодня играть на занятии? Погладь себя по голове и скажи, я молодец!

А сейчас предлагаю тебе пойти к ребятам в группу и угостить всех фруктами.

Спасибо за занятие! До свидания!

Попрощаемся с тобой также как и поздоровались в начале занятия.

Ребенок пробует самостоятельно подвести итог: «Мы говорили о фруктах». Они растут в саду.

Ребенок рассказывает о фруктах и выполняет пальцевую пробу.

 

Отгадывает что спрятано в пакетах с помощью фонарика.

Нюхает фрукты.

 

 

Гладит себя по голове и говорит: «Я – молодец!»

 

 

 

Прощается и уходит в группу.

 

 

 

Список литературы.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2011. – 272 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации