12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Валеева Дания Рашитовна1101 Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек. Россия, Челябинская обл., Миасс Материал размещён в группе «Русский язык и литература в средних классах» |
Технологическая карта к изучению творчества Ф.М. Достоевского в 10-м классе
Технологическая карта к изучению творчества Ф.М. Достоевского в 10-м классе
Технологическая карта – интересный опыт планирования занятия по литературе. У неё несколько особенностей. Во-первых, технологическая карта в отличие от поурочного планирования позволяет учителю более чётко спланировать работу на уроке, акцентируя внимание учащихся на самых важных историко- и теоретико-литературных понятиях. Во-вторых, определяя, какие умения необходимо сформировать у учащихся, технологическая карта способствует рациональному формулированию заданий для учащихся. В-третьих, технологическая карта позволяет увидеть систему работы по подготовке учащихся к экзамену: от поурочных заданий и формируемых с их помощью умений к темам сочинений. И, наконец, технологическая карта может быть полезна не только учителю, но и учащемуся, так как предоставляет ему возможность осознанно участвовать в образовательном процессе, демонстрируя его основные этапы и конечные цели, позволяет осуществлять самоконтроль и видеть перспективы учебной деятельности, что в конечном итоге формирует навыки самообразования и чувство ответственности. Таким образом, для учащихся использование технологической карты имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.
Виды урока | Тема урока | Литературные произведения | Историко-литературные знания | Теоретико-литературные знания | Формируемые умения | |||
Лекция | Начало творческого пути Достоевского. Писатель в защиту “униженных и оскорблённых”. Петербург Достоевского как город “бедных людей” в романе «Преступление и наказание» | Ф.М. Достоевский. «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание» | Традиции Пушкина и Гоголя в изображении маленького человека. Влияние каторги и ссылки на формирование мировоззрения писателя. История создания романа «Преступление и наказание» | Жанр эпистолярного романа. Литературный тип маленького человека. Интерьер и городской пейзаж как средство создания образа Петербурга. Мастерство художественной детали | Понимать связь между событиями жизни писателя и его творчеством. Определять характерные черты типа маленького человека, осмыслять их в контексте литературной традиции. Видеть роль детали интерьера и пейзажа в создании образа города | |||
Семинар | Преступление и наказание Раскольникова. Бунт героя как попытка противостоять “безобразию мира”. Социально-философская подоплёка “наполеоновской” теории | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Эпизоды “пробы”, чтения письма, убийства старухи и Лизаветы и другие | Социально-политическая картина общества 60-х гг. XIX в. Историческая почва для возникновения индивидуалистических теорий | Смысл названия романа. Символика имени главного героя. Конфликт героя с обществом, внутренний конфликт | Трактовать название романа, опираясь на его идейное содержание. Воспринимать имена персонажей как средство художественного изображения. Определять типологию конфликта. Объяснять социально-историческую обусловленность конфликта героя с обществом | |||
Лекция | Психологизм как художественное средство опровержения антигуманной теории Раскольникова | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Эпизоды снов о лошадке и убитой ростовщице, тексты внутренних монологов и диалогов с Порфирием Петровичем и Свидригайловым |
| Особенности психологизма Достоевского в изображении трагических противоречий характера Раскольникова: непрерывная смена душевных состояний, максимальная обострённость эмоциональных реакций как проявление интенсивности идейно-нравственных исканий. Способы и средства психологического изображения: авторское психологическое повествование, сны и видения героев, внутренний монолог и диалог, портрет. Понятие о “двойниках” Раскольникова, их место в системе персонажей | Объяснять внутренний конфликт особенностями характера героя. Видеть особенности психологизма Достоевского и понимать их художественное значение для развенчания теории Раскольникова, для изображения человеческой души в её неисчерпаемой глубине и сложности. Находить, называть и характеризовать приёмы психологического изображения. Отмечать взаимопереходы и взаимопроникновение разных форм речи: авторского повествования, несобственно-прямой речи, внутреннего монолога. Осмыслять своеобразие портретных деталей и мимических движений как средств изображения внутреннего мира и душевного состояния. Понимать роль “двойников” в опровержении идеи Раскольникова | |||
Семинар | Идея очищения через страдание в романе как реализация христианской концепции Достоевского. Раскольников и Соня: альтернатива индивидуалистическому бунту — христианское смирение | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Анализ эпизодов: «Чтение Евангелия», «Явка с повинной». Евангелие | Основное содержание христианской концепции Достоевского. Евангельский сюжет о воскрешении Лазаря | Христианская символика как художественное средство углубления и обобщения идейно-философского смысла романа. Особенности речи персонажей и авторского комментария | Понимать основное содержание христианской концепции Достоевского. Находить в тексте произведения евангельские мотивы и образы и объяснять их художественную роль. Отмечать особенности речи персонажей и авторского комментария в создании определённой психологической атмосферы | |||
Лекция | Литературный урок-концерт по рассказу Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» или композиция «Об этой муке и Христос говорил...» |
|
| Обнаруживать понимание связи прослушанного с изучаемым произведением. Давать письменный развёрнутый ответ на вопросы об идейном содержании прослушанных произведений и их восприятии. | ||||
Семинар | Нравственно-философские итоги повествования. Проблема самоценности отдельной личности и счастья всего человечества. Подготовка к сочинению | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Эпизоды исповеди Мармеладова, смерти Катерины Ивановны, сна о трихинах |
| Значение второстепенных и эпизодических персонажей для освещения проблемы самоценности человеческой личности в романе | Характеризовать второстепенных и эпизодических персонажей в контексте проблематики романа. Выявлять авторское отношение к изображаемому и давать личностную оценку. Осмыслять символику сна о трихинах как нравственно-философский итог повествования. Оценивать произведение как художественное целое | |||
Домашнее сочинение | Темы сочинений по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. 1. Тема униженных и оскорблённых в романе. II. Система персонажей. 1. Раскольников и ... (Соня, Свидригайлов, Разумихин, Порфирий Петрович, Дуня). III. Роль эпизода. 1. Сон о лошадке. |