Технологическая карта к изучению творчества Ф.М. Достоевского в 10-м классе
Технологическая карта к изучению творчества Ф.М. Достоевского в 10-м классе
Технологическая карта – интересный опыт планирования занятия по литературе. У неё несколько особенностей. Во-первых, технологическая карта в отличие от поурочного планирования позволяет учителю более чётко спланировать работу на уроке, акцентируя внимание учащихся на самых важных историко- и теоретико-литературных понятиях. Во-вторых, определяя, какие умения необходимо сформировать у учащихся, технологическая карта способствует рациональному формулированию заданий для учащихся. В-третьих, технологическая карта позволяет увидеть систему работы по подготовке учащихся к экзамену: от поурочных заданий и формируемых с их помощью умений к темам сочинений. И, наконец, технологическая карта может быть полезна не только учителю, но и учащемуся, так как предоставляет ему возможность осознанно участвовать в образовательном процессе, демонстрируя его основные этапы и конечные цели, позволяет осуществлять самоконтроль и видеть перспективы учебной деятельности, что в конечном итоге формирует навыки самообразования и чувство ответственности. Таким образом, для учащихся использование технологической карты имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.
Виды урока |
Тема урока |
Литературные произведения |
Историко-литературные знания |
Теоретико-литературные знания |
Формируемые умения |
|||
Лекция |
Начало творческого пути Достоевского. Писатель в защиту “униженных и оскорблённых”. Петербург Достоевского как город “бедных людей” в романе «Преступление и наказание» |
Ф.М. Достоевский. «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание» |
Традиции Пушкина и Гоголя в изображении маленького человека. Влияние каторги и ссылки на формирование мировоззрения писателя. История создания романа «Преступление и наказание» |
Жанр эпистолярного романа. Литературный тип маленького человека. Интерьер и городской пейзаж как средство создания образа Петербурга. Мастерство художественной детали |
Понимать связь между событиями жизни писателя и его творчеством. Определять характерные черты типа маленького человека, осмыслять их в контексте литературной традиции. Видеть роль детали интерьера и пейзажа в создании образа города |
|||
Семинар |
Преступление и наказание Раскольникова. Бунт героя как попытка противостоять “безобразию мира”. Социально-философская подоплёка “наполеоновской” теории |
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Эпизоды “пробы”, чтения письма, убийства старухи и Лизаветы и другие |
Социально-политическая картина общества 60-х гг. XIX в. Историческая почва для возникновения индивидуалистических теорий |
Смысл названия романа. Символика имени главного героя. Конфликт героя с обществом, внутренний конфликт |
Трактовать название романа, опираясь на его идейное содержание. Воспринимать имена персонажей как средство художественного изображения. Определять типологию конфликта. Объяснять социально-историческую обусловленность конфликта героя с обществом |
|||
Лекция |
Психологизм как художественное средство опровержения антигуманной теории Раскольникова |
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Эпизоды снов о лошадке и убитой ростовщице, тексты внутренних монологов и диалогов с Порфирием Петровичем и Свидригайловым |
|
Особенности психологизма Достоевского в изображении трагических противоречий характера Раскольникова: непрерывная смена душевных состояний, максимальная обострённость эмоциональных реакций как проявление интенсивности идейно-нравственных исканий. Способы и средства психологического изображения: авторское психологическое повествование, сны и видения героев, внутренний монолог и диалог, портрет. Понятие о “двойниках” Раскольникова, их место в системе персонажей |
Объяснять внутренний конфликт особенностями характера героя. Видеть особенности психологизма Достоевского и понимать их художественное значение для развенчания теории Раскольникова, для изображения человеческой души в её неисчерпаемой глубине и сложности. Находить, называть и характеризовать приёмы психологического изображения. Отмечать взаимопереходы и взаимопроникновение разных форм речи: авторского повествования, несобственно-прямой речи, внутреннего монолога. Осмыслять своеобразие портретных деталей и мимических движений как средств изображения внутреннего мира и душевного состояния. Понимать роль “двойников” в опровержении идеи Раскольникова |
|||
Семинар |
Идея очищения через страдание в романе как реализация христианской концепции Достоевского. Раскольников и Соня: альтернатива индивидуалистическому бунту — христианское смирение |
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Анализ эпизодов: «Чтение Евангелия», «Явка с повинной». Евангелие |
Основное содержание христианской концепции Достоевского. Евангельский сюжет о воскрешении Лазаря |
Христианская символика как художественное средство углубления и обобщения идейно-философского смысла романа. Особенности речи персонажей и авторского комментария |
Понимать основное содержание христианской концепции Достоевского. Находить в тексте произведения евангельские мотивы и образы и объяснять их художественную роль. Отмечать особенности речи персонажей и авторского комментария в создании определённой психологической атмосферы |
|||
Лекция |
Литературный урок-концерт по рассказу Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» или композиция «Об этой муке и Христос говорил...» |
|
|
Обнаруживать понимание связи прослушанного с изучаемым произведением. Давать письменный развёрнутый ответ на вопросы об идейном содержании прослушанных произведений и их восприятии. |
||||
Семинар |
Нравственно-философские итоги повествования. Проблема самоценности отдельной личности и счастья всего человечества. Подготовка к сочинению |
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Эпизоды исповеди Мармеладова, смерти Катерины Ивановны, сна о трихинах |
|
Значение второстепенных и эпизодических персонажей для освещения проблемы самоценности человеческой личности в романе |
Характеризовать второстепенных и эпизодических персонажей в контексте проблематики романа. Выявлять авторское отношение к изображаемому и давать личностную оценку. Осмыслять символику сна о трихинах как нравственно-философский итог повествования. Оценивать произведение как художественное целое |
|||
Домашнее сочинение |
Темы сочинений по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
1. Тема униженных и оскорблённых в романе. II. Система персонажей.
1. Раскольников и ... (Соня, Свидригайлов, Разумихин, Порфирий Петрович, Дуня). III. Роль эпизода.
1. Сон о лошадке. |
Сафонова Елена Валерьевна