Технологическая карта мастер-класса «Использование приемов традиционного народного творчества в современных формах декоративно-прикладного искусства»
М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Елизаровская основная общеобразовательная школа
Технологическая карта
мастер-класса
«Использование приемов традиционного
народного творчества в современных
формах декоративно-прикладного
искусства»
Номинация «Народные ремесла»
Составитель:
Галухина И.Г. учитель технологии
Краткая аннотация:
Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании школьников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.
Жизнь в мироздании и эволюция человечества идут по пути к совершенству через развитие видения и созидания красоты окружающего мира. Стремление к творчеству изначально присуще каждому человеку и задача общества обеспечить развитие этого качества, начиная с детского возраста. Всякое истинное творчество проявляет себя через искусство, рождающее красоту в любой сфере деятельности и устремляющее лицо к совершенству.
В данном мастер-классе представлены работы, выполненные в разных техниках декоративно-прикладного творчества (вытынанка, бисерное ткачество, сутажная вышивка, вышевка бисером, бумагопластика, квиллинг, скрапбукинг). Проект направлен на воспитание нравственных качеств учащихся средствами декоративно-прикладного творчества, повышения уровня информационной культуры детей. В процессе практической деятельности учащиеся расширяют знания об истории появления декоративного прикладного творчества.
Для выполнения данных работ детьми были усвоены навыки владения изобразительным, декоративно-прикладным материалом. В доступной форме представлены наглядные пособия по подбору и сочетанию цвета, что способствует формированию вкуса, развитию воображения, мышления. Каждая работа индивидуальна, каждый ребенок внес в композицию своей рукой изюминку. Разнообразие работ свидетельствуют о восприятии окружающего мира по-своему каждым ребенком.
Каждый человек хоть раз в жизни вырезал снежинки из бумаги, но мало кто знает, что такие изделия являются лишь небольшой частью возможностей популярного декоративного искусства – вытынанки. Освоив тонкости данной техники, выполняют театральные маски, подарочные коробочки, а также объемные и полуобъемные изделия.
Вытынанка
– это популярное декоративное искусство, которое корнями уходит в китайский обычай на праздник весны вырезать традиционные бумажные узоры и наклеивать их на окна. Особую популярность они приобрели в середине XIX столетия, когда данный материал стал дешевле. Тогда бумажные вытынанки можно было увидеть в каждом доме: ими украшали окна, стены, печи. Прошли годы и традиционная вытынанка утратила свою сакральность, превратившись в простое украшение.
В мире существует множество направлений, связанных с бумажными техниками, с помощью которых можно создавать самые невероятные изделия. Каждый из нас знает, как ценен тот подарок, который сделан своими руками. Его можно преподнести своим друзьям, родным и близким людям или просто украсить свою комнату. Одним из таких подарков по праву можно считать оригинальные открытки, выполненные в технике бумажного туннеля (англ. tunnel book – книжный туннель).
Эта удивительная техника пришла к нам из Англии. Ее название tunnel book закрепилось в английском языке после создания поделок в этой технике, которые были изготовлены в честь строительства первого в мире подводного туннеля (459) под рекой Темза в Лондоне в 1840 году. В ней удивительно раскрывается азбука бумажного творчества, а ее сочетание с другими техниками (вырезание, оригами, аппликация, скрапбукинг и др.) позволяет придавать изделиям неповторимый облик.
В России сутажная вышивка получила широкое распространение во времена правления Петра I, но в XIX – XX веках эта техника утратила свое значение и применялась лишь при декорировании театральных костюмов. Возрождение сутажной техники произошло благодаря израильскому дизайнеру Михаль Негрин, которая в начале 90-х годов XX века впервые применила сутаж в производстве ювелирных украшений.
Одно из определений гласит: сутаж – франц. soutache – плоский шнурок для нашивок в виде узора на женском платье.
Вышивка сутажом впервые использовалась в первой половине XIV века во Франции. Эту технику применяли не только при декорировании одежды, но и для создания отдельных украшений. А благодаря новаторству голландцев появилась техника, подобная русскому ленточному плетению.
В наше время сутаж используется при изготовлении колье, брошей, браслетов, сережек, повязок на голову, сумочек и много другого – в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями, бисером и бусинами. Понятие сутажная техника объединяет несколько техник:
- во-первых, это декоративная сутажная выставка – украшение одежды элементами из сутажа;
- во-вторых, это изготовление самостоятельных сутажных украшений, которые можно отнести к эксклюзивной бижутерии и даже к ювелирному искусству: кулонов, серег, колье, брошей.
Почти шесть тысяч лет назад, возникло стеклоделие, которое имело в дальнейшем несколько направлений. Первое – свободное выдувание в стекле. Второе – изготовление смальты для мозаик. Еще одно направление – это эмали, и наконец, изготовление бисера и стекляруса. Сначала бисер был непрозрачным, но шло время, совершенствовалась технология изготовления стекла, люди научились получать полупрозрачное, а затем и прозрачное, бесцветное и цветное стекло. Во второй половине XIX на территории Подмосковья возникло множество стеклодельных мастерских, в которых изготавливали бисер. В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования. Оглядываясь назад, мы видим, каких вершин достигло это древнее искусство в минувшие столетия, этот промысел вновь во всем блеске.
Сегодня каждый знает, что скрапбукинг – это рукоделие, которое состоит в создании открыток, альбомов, фотоальбомов, фоторамок определенной тематики, украшенных декоративными предметами. Декорирование – это основа данного вида рукоделия. Увлечение было известно давно: в Англии еще в конце шестнадцатого века уже существовали подобные тетрадки и книги. В них вклеивали и вписывали свои мысли, цитаты, наблюдения – это своеобразные дневники с зарисовками, ленточками. В такие тетради или блокноты помещались вещицы друзей, подруг, записывались стихи, пожелания. В XVII веке вышла книга Дж. Локка «Новый метод создания тетради для записей», которая способствовала популяризации подобных альбомов, тетрадей. В западных странах это увлечение быстро стало распространяться. Каждый делал записи, интересные для себя: кто–то записывал рецепты, стихи, дневниковые записки, другие – пословицы и поговорки. В Германии блокноты украшали вырезками из журналов, различными гравюрами. Что такое скрапбукинг, в России узнали в восемнадцатом веке – мода на альбомы дошла и до русского общества.
Квиллинг (англ. quilling; от quill «птичье перо»), также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Они являются «строительным» материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т. д. Искусство бумагокручения возникло в конце XIV — начале XV веков в средиземноморской Европе. Считается, что квиллинг придумали монахи. Обрезая позолоченные края книг, они накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill — в переводе с английского «птичье перо»), что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях). В России данное искусство стало популярным только в конце XX века, также квиллинг имеет большую популярность в Германии и Англии. Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и, конечно, выработать навыки скручивания качественных модулей. В XV—XVI веке бумагокручение считалось искусством, в XIX веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия бумагокручение снова стало превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Бумагопластикой называют искусство художественного моделирования из бумаги. Этот современный вид творчества позволяет без чрезмерных усилий и длительного обучения воплощать свои фантазии в необыкновенные поделки, которые будут радовать глаз долгие годы. Существует немало способов «бумажного рукоделия», удивляющих легкостью техники и потрясающим результатом. Бумажная пластика — это искусство оживлять лист бумаги, создавая из него за считанные минуты выразительные образы: цветы, птиц, животных. Не только живые цветы восхищают нас, дарят радость и отличное настроение, но и бумажные цветы обладают таким свойством. Бумага – это очень удобный материал, позволяющий сделать практически любые бутоны, сымитировать их природных шарм и утонченность.
Собственноручно изготовленные цветы из бумаги дают возможность самовыразиться, раскрыть творческий потенциал, не только взрослым, но и детям дошкольного и школьного возраста.
Готовые картины или открытки, выполненные в технике бумажной пластики, могут применяться в качестве подарков, украшения интерьера.
Постановка проблемы:
Обучающимся не только необходимо познакомиться с видами декоративно-прикладного творчества, но и с историей их возрождения, научиться понимать духовные и эстетические начала образных языков этих видов искусства. Этот мастер-класс направлен на развитие у нового поколения понимания важности знаний об искусстве, творчестве, в определенной последовательности осваивать самые разнообразные технологии. Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; приносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
В данном мастер-классе представлена композиция, которая показывает навыки владения декоративными видами искусства в совершенстве. Это способствует созданию декоративных изделий, украшений, бижутерии, вышивка сутажом, оформление в интерьере.
Время реализации: сентябрь 2022г. – январь 2022г.
Возраст учащихся: 10-13 лет
Цель: Создание условий для творческого саморазвития и личностных изменений ребенка через развитие творческих способностей средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
познакомить с различными техниками декоративно-прикладной деятельности;
расширить понимание значения и роли декоративно-прикладной деятельности в развитии расцвета нашей Родины;
повысить активность обучающихся в делах, способствующих преображению интерьера;
развить творческое воображение, тонкий художественный вкус, чувство гармонии, цветовой и линейный ритм;
воспитать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.
обучать приемам и способам создания различных поделок из бумаги;
-создавать условия для развития творческой активности детей;
-воспитывать у детей интерес к бумажной пластике;
-способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Стратегия достижения поставленной цели:
Важно то, что в работе используются разные техники декоративно-прикладной деятельности (вытынанка, вышивка сутажом, бисерное ткачество, бумагопластика, квиллинг, скрапбукинг); средства художественной выразительности, которые изучили учащиеся; рассматривая поделки и картины, посещая музеи, изучая историю декоративно- прикладной деятельности России.
В дальнейшем освоение каждого вида декоративно-прикладной деятельности заключается в следующем: учащихся знакомят с разнообразными материалами и техниками, а затем через систему творческих заданий у детей формируется умение самостоятельно выбирать наиболее подходящий художественный материал или технику для воплощения замысла.
Предполагаемый результат:
Значительное повышение уровня развития декоративно-прикладного творчества.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать с разными видами декоративно- прикладного творчества.
Знание художественных материалов и техники работы с ними поможет наилучшим образом реализовать свои творческие замыслы. Чем раньше дети научатся понимать особенности техники декоративного творчества, тем полней они почувствуют особенности художественной выразительности.
Самостоятельное применение опыта, знаний по различным техникам способствуют созданию игрушек, сувениров, украшений, могут быть использованы для создания работ различных тематик в функциональных изделиях, для оформления интерьера.
Технологическая карта
Наименование учебного заведения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Елизаровская основная общеобразовательная школа
Реквизиты и оборудование:
Ножницы, клей-момент бумажный.
Бумага для вырезания.
Макетный или канцелярский нож
Коврик для резки.
Материалы для декоративной отделки
Гофрированная бумага.
Картон.
Бисер.
Станок для бисероплетения.
Стразы клеевые и пришивные.
Тесьма бисерная, стразовая и жемчужная.
Иглы для бисероплетения.
Леска, мононить, капрон и проволока для бисероплетения.
Дырокол.
Готовые изделия.
Методические приемы:
демонстрация готовых работ;
анализ выполненного задания (обсуждение, обмен мнениями, вопросы).
Методическая цель: выявление и развитие художественно-прикладных способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства, по изготовлению изделий для дальнейшей их реализации в собственной творческой деятельности при работе с бумагой и картоном.
Структура
№ п\п | Наименование этапа | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1 | Организация начала занятия | Способствует созданию эмоционально-положительного фона занятия. | Материалы и инструменты используемые в работе. |
| | Приветствие друг друга, настраивает детей на работу в группе. Проводит вступительную беседу, объявляет тему, задачи занятия. |
|
2 | Основной | История возникновения изделий, показ изделий (фотоальбом с изделиями), слайдов. Техника безопасности при работе с ножницами, резаком. С учащимися идет: обсуждение изготовления; объяснение новых приемов оформления изделия. Физкультурная минутка. | Способы и этапы работы. |
| Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. Усвоение новых знаний и первичная проверка понимания нового учебного материала. |
| |
| | | |
| Закрепление знаний. | |
|
3 | Заключительный | Подводит итоги занятия в форме беседы. Анализируют свою деятельность: выполнение и демонстрация работ. | |
Работа доставила прежде всего, огромное удовольствие, несмотря на некоторые трудности и большой объем. Мы занималась своим любимым делом. И это было наше первое изделие в области дизайна интерьера.
За время работы мы изучили много дополнительной литературы по теории дизайна. Освоили некоторые приемы композиции, можем теперь смелее работать с цветом, подбирать различные оттенки. Научилась сочетать разные материалы и техники, которые применили на практике. Открыли для себя много новых направлений и творческих идей.
Эти знания и умения, конечно, позволили нам более полно и ярко выразить свои мечты и фантазии.
Считаю, что все это в целом и помогло нам создать целостный гармоничный образ, воплотить свою мечту в реальность. Но нам не хочется на этом останавливаться, поскольку, на наш взгляд, тема работы очень многогранна и глубока. И нам еще предстоит сделать много открытий!
Список литературы
Белякова О.В. Большая книга поделок. – О.В. Белякова – М., 2009
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М., 1991
Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. –Ярославль., 1998
Моргунова К. Современная вытынанка. –Донецк., 2015
Шиденко А. Открытки в технике Tunnel Book. - Ростов н/Д., 2015
Дадашова З. Р. Резаные открытки. - Москва., 2013
Аполозова Л.Г. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 2010.
Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 2009.
Белова В. “Игрушки и колье в технике «кирпичный стежок» журнал “Чудесные мгновения”.- Бисер №1., 2007
Бондарева. Рукоделие из бисера. - Ростов н/Д., 2011
Грушинина Л.В. Плетёнки из бисера. - Москва.,1999.