Воспитание патриотизма средствами народного декоративно – прикладного искусства
Воспитание патриотизма средствами народного
декоративно – прикладного искусства
Автор: Грушева Наталья Николаевна
Организация: СП «Детский сад №25 «Лесная сказка» ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный
Должность: воспитатель
e-mail: natalya_grusheva80@mail.ru
Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, усваивающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Патриотическое воспитание – это проблема и боль всего российского народа. Для подростков на первом месте стоят материальные ценности, поэтому у детей не полные представления о доброте, милосердии, любви к Отечеству.
В современных условиях активного внедрения в жизнь, быт, мировоззрение детей образов массовой культуры других стран, следует говорить о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, находят все более широкое применение в воспитательно-образовательном процессе ДОО, рассматривается как средство патриотического воспитания. Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него. С содержательной точки зрения,. Успешность этой деятельности обуславливается определенным интересом детей дошкольного возраста к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям.
В данный период возможно непосредственное участие детей в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду. Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствуют система знаний по освоению культурных национальных традиций. Каждое изделие народного искусства это своеобразный памятник духовной жизни народа, национальная гордость это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру .Очень важно с дошкольного возраста начинать знакомить детей с народной декоративной росписью. Декоративная роспись - пленяя душу своей красотой, гармонией, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Декоративно-прикладное искусство не только плод умения и мастерства мастера, который создал это творение, но и неотъемлемая часть их жизни. Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством русского народа, мы, прежде всего, знакомим их с культурой, бытом, традициями наших предков. Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, помогает раскрыть красоту окружающего мира. Посредством общение с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю, народу, к Родине. Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству – мы развиваем не только духовно-нравственную, но и творческую личность.
Перспективный план работы отражает поэтапное знакомство с народным промыслом способствует воспитанию у детей патриотических чувств. и чувств гордости за свой край, свой народ. Сначала дети учатся рисовать элементы росписи, затем украшают и разрисовывают силуэты, учатся составлять узоры , что позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, вызывает интерес к народному творчеству. При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора.