12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Филиппова Людмила Анатольевна20

Технологическая карта урока.

Автор: Филиппова Людмила Анатольевна

Предмет: технология Класс: 5 Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко

Тема урока: вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее использование в национальном костюме эвенов.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедиа, образцы ручных стежков

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные УУД:

-имеют понятие «ручные стежки», создание изделия с применением ручных стежков;

-умеют выполнять базовый стежок «шов шнурок»

«петельный стежок»

«крестообразный стежок»

«стебельчатый стежок»

познавательные УУД:

-умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.

Цель урока: создать условия и  способствовать формированию у учащихся качеств, творчески думающей, с эстетическим вкусом  личности.

Задачи урока:

Ознакомить учащихся с историей появления вышивки, её применении в современной моде  

обобщить  знания о стежках и строчках, применяемых  в вышивке.

Способствовать всестороннему развитию личности учащихся,

Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Понимания понятия:

«шов шнурок»

«петельный стежок»

«крестообразный стежок»

«стебельчатый стежок»

Технология выполнения ручных стежков.

Влияние ручных швов на декоративную отделку изделий.

1 уровень —узнавание

Регулятивные

Планирование собственной деятельности.

1 уровень —выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

2 уровень —совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

1 уровень —выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные

Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.

2 уровень —самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм


 


 

Наглядные материалы

Этапы урока время этапа

Задачи этапа

Методы приемы и формы обучения

Действие учителя

Действие ученика

Универсальные учебные действия

Организационный момент (2мин)

 

Орг. момент

2мин

Организовать

Самоопределение детей к деятельности на уроке

Фронтальная

Посещаемость. Готовность к уроку

Орг. момент

Личностные:

самоорганизация.

Регулятивные:

способность регу-лировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Слайд №1

Слайд 2,3

Мотивация (встреча с проблемой)

5мин.

Вызвать эмо-циональный настрой и познавательный интерес к теме

Беседа. Фронтальная

(на электронной доске заранее были подготовлены вопросы, на которые учащиеся дали свои ответы)

1. Скажите, что вы знаете о вышивке?

2. Где в повседневной жизни вы встречали вышивку?

3. Имеются ли у вас изделия с вышивкой?

4. Умеете ли вы вышивать?

5. Для какой цели вышиваются изделия?

6. Какую роль играет вышивка сегодня?

Какие ключевые слова мы получили. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Что еще мы можем сегодня на уроке узнать о вышивке?

И так темой нашего урока:

Предполагаемые ответы:

1) Вышивка это древнее искусство и сейчас оно в моде и т.п.

Вышивать можно крестиком, гладью, простейшими швами;

2)В интерьере дома, на одежде, обуви, сумках, картинах, панно, салфетках и т.п.

3) да имеются (платье, юбка, скатерть и т.п.)

4) умею хорошо, не умею, хочу научиться, имею первоначальные навыки

5) для декора, украшения

6) декоративную, прикладную

 

Составляют предложение на экране и озвучивают тему урока

Регулятивные:

Определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя, искать средства ее осуществления.

Познавательные:

Анализировать и обобщать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.

Коммуникативные: владение речью, умение выражать мнение.

Слайд №4

Слайд№5

Слайд№6

 

Слайд№7

Поисково-исследовательский этап

10 мин

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Рассказ. Фронтальная

работа с презентацией

Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. На Руси крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое (скатерти, полотенца, головные уборы, подарки). Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос. В далекие времена каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке.

Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки.

Рассматривают презентацию

 

Регулятивные УУД: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

Коммуникативные УУД владение речью, умение выражать мнение.

Слайд №8

8мин

Первичное закрепление знаний

Беседа

фронтальная

Слайд №8 Для чего служит вышивка?

Какие виды вышивки вы знаете?

Скажите все ли вышивки одинаковые (регионы, области)

Девочки, есть ли в вашем доме изделия с вышивкой?

Ручная, машинная.

Для украшения одежды, для украшения интерьера.

В каждом регионе области национальности свои вышивки. Давайте дадим определение орнамент, раппорт

записывают основные понятия

Познавательные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата;

структурировать знания;

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы;

называние понятий раппорт, орнамент

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3мин

 

Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний –в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в

Слайд 9-14

Слайд16

Поисково-исследовательский этап

9 мин

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Рассказ.

Фронтальная

Более подробно мы остановимся на ручной вышивке. Виды вышивки (работа с презентацией)

Вышивки делятся на счётные (вышиваются по счету нитей) и свободные (вышиваются по контуру)

Счетные – мережки, строчка-перевить, штопка, «вологодское стекло», роспись, набор, крест.

Свободные – гладь.

Рассмотрим картину В.А. Тропинина «Золотошвейка»

Вопрос к учащимся:

Как вы думаете, какие черты характера человека можно выработать, занимаясь вышиванием?

Правильно, все эти черты характера свойственны вышивальщице.

Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для вышивания (их демонстрация учащимся): ткань, канва, нити мулине, иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы, карандаш, а также копировальная бумага, калька

учащиеся рассматривают презентацию, записывают основные виды вышивки

Ответ: усидчивость, аккуратность, терпение, внимательность, точность

Работа с презентацией

Рассматривают материалы, инструменты и приспособления

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы:

раппорт, орнамент,

 

Практический этап (28мин)

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Практическая работа. Индивидуально, фронтальная

Инструктаж по технике безопасности с ножницами, иглами.

Вводный инструктаж с демонстрацией приемов работы:

Подготовка нитей мулине к вышиванию.

Способы закрепления нити на ткани

Выполнение простейших вышивальных швов: шнурок, стебельчатый, козлик, тамбурный; оформление их в альбом

Индивидуальная работа учащихся по технологическим картам №№1 - 6 (приложения)

Самостоятельно выполняют работу по алгоритму(инструкционные карты, образцы вышивок)

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение сформулировать алгоритм действия;

слайд17-18

Слайд19

Рефлексивно-оценочный этап (15 мин)

3мин

Осмысление процесса и результата деятельности

Выставление оценок

Беседа.

В парах, фронтальная

Вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?(приложение: я научился..)

Предлагает оценить работу в паре (сосед).

Предлагает оценить факт достижения цели урока

Задание 1. Соотнесите вид и вышивку

Задание2. Отгадывание кроссворда

(Приложение: матрица оценивания)

Ответ: мы узнали о видах вышивки, о способах закрепления нити на ткани.

1. Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.

2. Оценивают степень достижения цели,

Работа с презентацией (передвижение вышивки или названия вышивки при помощи мышки)

Работа по ссылкам на компьютере

Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать

Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

3мин

Задание на дом

 

Посетить школьный музей, понравившуюся вышивку сфотографировать; составить кроссворд или любое другое приложение по вышивке

запись домашнего задания

уборка рабочих мест

 
Опубликовано


Комментарии (1)

Филиппова Людмила Анатольевна, 25.06.17 в 12:23 0Ответить Пожаловаться
презентация к уроку Вышивка как вид декоративно прикладного искусства
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.