12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Меренкова Елена Алексеевна86
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
4

Технологическая карта по литературе по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Технологическая карта (план) занятия № ______




Группа

Дата

Дисциплина

Литература





Тема занятия

Воланд и его свита в Москве 30-х годов. Любовная линия в романе.

Вид занятия

Практическое

Цель занятия:



1. Образовательные:
познакомить обучающихся с системой образов романа М.А. Булгакова (Мастер и Маргарита, Иешуа и Понтий Пилат, Воланд и его свита);

проследить три основные сюжетные линии романа

способствовать созданию у учащихся положительной мотивации к изучению данного романа

2.Развивающие:
развивать навыки работы в группе, коммуникативность и толерантность обучающихся;

умение участвовать в дискуссии, высказывать аргументированно свою точку зрения;

умение выразительно читать и анализировать текст;

умение анализировать просмотренный аудиоматериал (эпизод художественного фильма «Мастер и Маргарита»);

развивать навыки сравнительного и логического мышления

3. Воспитательные:

развивать интерес к русской литературе XX века, к творчеству М.А.Булгакова;

формировать способность к самовыражению;

формировать коммуникативность;

воспитывать толерантность обучающихся


Результат

Должны знать:

- смысл понятий

основное содержание романа;

систему главных образов романа (Мастер и Маргарита, Иешуа и Понтий Пилат, Воланд и его свита, Берлиоз и поэт Иван Бездомный и др.);

три основные сюжетные линии романа (сюжетную линию Мастера и Маргариты, сюжетную линию Иешуа и Понтия Пилата и сюжетную линию Воланда и его свиты);

Должны уметь:


-выражать свое мнение,

-доказывать свою позицию;

выразительно читать и анализировать текст романа;

пересказывать главное содержание прочитанных глав романа;

правильно отвечать на вопросы по содержанию романа;

участвовать в обсуждении, аргументированно высказывать свою точку зрения

Показатели оценки

результата

Оценка «отлично» ставится за активность на занятии, правильность выполнения заданий, умение работать самостоятельно и в группе;

Оценка «хорошо» ставится за правильные ответы, но без обоснования

Оценка «удовлетворительно» ставится за менее активную работу

Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

Русский язык, история, обществознание


Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)

Предметы общеобразовательного цикла




Средства


Компьютер, учебник, раздаточный материал, текст повести

Основная

Русская литература в 2 ч. под ред. Г.А. Обернихиной, Москва, Просвещение, 2012 г.

литература





содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1.

Организационный этап:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния аудитории и готовности обучающихся к занятию, организация внимания.

5 мин

2.

Этап проверки домашнего задания:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом знания, умения, навыки.

Терминологическая разминка

Соотнесите литературный термин и определение.

1)ПЕРСОНАЖ

острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и

принципов жизни, положенное в основу действия; закономерно

возникающее противоборство, противоречие, столкновение между

героями, группами героев, героем и обществом или внутренняя

борьба героя с самим собой.

2)ПЕЙЗАЖ

Система событий в художественном произведении, представленная

в определённой связи, раскрывающая характеры действующих лиц

и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.

3)Композиция

Круг событий и явлений, образующих основу произведения; объект

художественного изображения; то о чём повествует автор и к чему

хочет привлечь внимание читателей.

4)КОНФЛИКТ

Действующее лицо художественного произведения или сценического

представления

5)СЮЖЕТ

Изображение картин природы, выполняющее в художественном

произведении различные функции в зависимости от стиля и

художественной позиции писателя.

6)ТЕМА

Введение в действие, изложение сведений необходимое для

понимания в дальнейшем; изображение условий и обстоятельств,

предшествовавших непосредственному началу действия.

7)ЭКСПОЗИЦИЯ

Последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей,

образов, эпизодов художественного произведения, построение

произведения в связи с его содержанием и жанровой формой.

Вступительное слово преподавателя.

- Мы с вами продолжаем изучение одного из самых интересных и загадочных романов XX века - романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

- Скажите, кто прочитал этот роман или начал его чтение? (Проверка домашнего задания)

- Кто посмотрел телевизионный фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко?

- Понравился ли вам этот роман? Или показался очень сложным?

Основные вопросы повторения:

С какого события начинается роман?

Примерный ответ. Роман начинается с беседы председателя Массолита Берлиоза и поэта Ивана Бездомного в Москве на Патриарших прудах.

О чем беседуют Берлиоз и поэт Иван Бездомный?

Примерный ответ. Они беседуют о религии, об Иисусе Христе. Иван Бездомный написал антирелигиозную поэму о Христе, и Берлиоз её критикует. Оба они не верят в существование Христа.

Кто появляется на Патриарших прудах?

Примерный ответ. На Патриарших прудах появляется незнакомец, который вступает в дискуссию Берлиоза и Ивана Бездомного.

Что предсказывает Воланд Берлиозу?

Примерный ответ. Воланд предсказывает Берлиозу скорую смерть путем отрезания головы. Воланд произносит роковую фразу: «Аннушка уже пролила масло».

Как познакомились Мастер и Маргарита?

При каких обстоятельствах познакомились Бездомный и Мастер?

Какие шоу устроил Воланд в варьете?

Кто и что делал на балу у Воланда?

Как Булгаков создавал роман?

15 мин

3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности.

Эпиграф

«-Так кто же ты?

-Я - часть той силы,

что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

(Гете «Фауст»)»

Как вы понимаете этот эпиграф?

10 мин

4.

Этап усвоения новых знаний:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими.

Преподаватель называет тему урока: «Система образов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», предлагает студентам самостоятельно определить цель урока.

- Как можно сформулировать цель нашего урока?

Примерный ответ: наша цель – объединить образы романа в группы, рассмотреть данную систему образов в единстве замысла автора.

Преподаватель. В конце урока каждая группа должна ответить на вопрос

Задание 1 (общее для всех групп)

- Разделите образы романа, которые объединены единой сюжетной линией, на 3 группы.

Обучающиеся делят все образы романа на 3 группы, 3 сюжетные линии:

1 группа – Мастер и Маргарита.

2 группа – Иешуа Га-Ноцри и римский наместник Понтий Пилат.

3 группа – нечистая сила в романе, Воланд и его свита.

Эти группы образов записываются на доске самими учащимися.

Преподаватель.

- Вы работаете в 3 группах. Каждая группа рассматривает свою сюжетную линию и систему образов. Каждой группе задаются вопросы, и каждая группа читает и анализирует определенный отрывок текста. В конце урока каждая группа должна ответить на поставленный перед ней проблемный вопрос.

Следующие проблемные вопросы записаны на доске:

- Какую роль играет Воланд и его свита в романе?

- Что, по-вашему, символизируют образы Иешуа и Понтия Пилата?

- Что хотел сказать писатель, создавая образы Мастера и Маргариты?

Первыми мы встречаем в романе Воланда и его свиту. Поэтому, 1 команда рассмотрит 3 группу образов (нечистую силу в романе), 2 команда – 2 группу образов (Иешуа и Понтий Пилат) и 3 команда – образы Мастера и Маргариты (они появляются в романе последними).

Вопросы I команде.

- Кто такой Воланд? Как он появляется в романе?

Примерный ответ: Воланд символизирует тёмные силы в мире. В разных эпизодах романа его называют то «сатаной», то «дьяволом». В начале романа он появляется на Патриарших прудах и вступает в дискуссию председателя Массолита Берлиоза и поэта Ивана Бездомного. Они принимают его то за иностранца, то за шпиона, то за душевнобольного.

20 мин

5.






Этап проверки понимания обучающимися нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Вопрос к 1 команде

- Кто входит в свиту Воланда?

Примерный ответ. В свиту Воланда входят: Коровьев-Фагот, Азазелло, кот Бегемот, служанка Гелла.

- С какой целью Воланд и его свита прибыли в Москву?

Примерный ответ. Воланд хочет посмотреть, изменились ли люди с времен I века н.э. Не напрасна ли была жертва Иисуса Христа?

- Совпадает ли образ Воланда с традиционным образом Дьявола?

Примерный ответ. Нет, не совпадает. Воланд похож на иностранца, очень образован, умен.

Вопросы II команде.

- Как начинается глава 2 романа, которая называется «Понтий Пилат»?

Примерный ответ. Во 2 главе мы видим, как на допрос к римскому наместнику Понтию Пилату приводят Иешуа.

- Кто такой Иешуа Га-Ноцри?

Примерный ответ. Образ Иешуа – это литературный образ Иисуса Христа, созданный М.А. Булгаковым.

- Как обращается Иешуа к Понтию Пилату?

Примерный ответ. Иешуа обращается к Понтию Пилату «добрый человек».

- Чем поразил Иешуа Понтия Пилата?

Примерный ответ. Иешуа поразил Понтия Пилата тем, что узнал о его страшной головной боли, которую никто не мог вылечить. Он прочитал его мысли о яде, который бы мгновенно прекратил его мучения, и о собаке, которая была для Пилата единственным дорогим существом на всем свете. А, главное, он мгновенно прекратил мучения Пилата – боль прошла.

- Почему Понтий Пилат не смог спасти Иешуа от казни?

Примерный ответ. Понтий Пилат хотел бы спасти Иешуа от смерти. Он надеется, что Синедрион помилует Иешуа в честь праздника Пасхи. Но первосвященник сказал, что Синедрион помилует другого преступника, Вар-раввана. И Понтий Пилат, бесстрашный воин, струсил. Он побоялся идти против Синедриона, чтобы не оказаться на месте Иешуа.

Чтение фрагмента главы «Казнь». (Глава 16 «Казнь», 193-195) «С ближайшего столба доносилась хриплая бессмысленная песенка…»

Вопросы III команде:

- Каким образом Иешуа и Понтий Пилат связаны с образами Мастера и Маргариты?

Примерный ответ. Мастер написал роман об Иешуа и Понтии Пилате.

- Что мы знаем о Мастере и Маргарите?

Примерный ответ. Мастер – писатель. Маргарита – его возлюбленная. Они полюбили друг друга с первого взгляда. Маргарита ради Мастера оставляет своего мужа, которого она не любит, и уходит в подвальчик на Арбате.

- Можем ли мы утверждать, что образы Мастера и Маргариты в чем-то автобиографичны?

Примерный ответ. Да. Маргарита также как Елена Сергеевна, жена М.А.Булгакова, спасает рукопись романа из огня.

- Где мы впервые встречаемся с Мастером?

Примерный ответ. В психиатрической больнице.

Зачитывается фрагмент главы 13 «Явление героя» и главы 19 «Маргарита»

- Что мы узнали о Маргарите Николаевне?

- На что готова пойти Маргарита ради спасения любимого Мастера?

Примерный ответ. Маргарита готова на всё, чтобы спасти Мастера. Намазавшись кремом, она становится ведьмой и королевой на балу у Воланда.

25 мин

6.

Этап закрепления нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

Командам предлагается коллективно обсудить ответ на проблемный вопрос. Идет коллективное обсуждение. Затем команды предлагают свои ответы.

I команда – С какой целью М.А. Булгаков вводит образы Воланда и его свиты в свой роман?

Примерный ответ. Образы Воланда и его свиты неоднозначны. С одной стороны – это нечистая сила, которая символизирует зло. Но с другой стороны – они наказывают людей только за плохие поступки, а Мастеру и Маргарите помогают. Они как бы вершат справедливый суд на земле.

II команда – Что символизируют образы Иешуа и Понтия Пилата? Зачем Булгаков вводит эти образы в роман?

Примерный ответ. Благодаря этим образам роман приобретает нравственно-философское содержание. М.А.Булгаков размышляет о таких нравственных ценностях как добро, справедливость и о таких грехах как предательство, трусость.

III команда – Что, по-вашему, хотел сказать писатель, создавая образы Мастера и Маргариты?

Примерный ответ. Главная тема романа – тема любви, любви бескорыстной, жертвенной. Такую любовь М.А.Булгаков ставит выше всего, даже добра и зла.

10 мин

7.

Рефлексия учебной деятельности:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

Преподаватель.

- Выполнили мы задачи урока?

- Ответили на проблемные вопросы, которые были поставлены перед группами?

Получили ли вы навыки работы в группе?

Смогли вы или нет реализовать свои знания в группе?


Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

Для меня было новым...

Я удивлен, что...

Мне запомнилось...

Выставление оценок за урок

3 мин

8.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Домашнее задание: Продолжить чтение романа, уметь отвечать на вопросы по содержанию.


2 мин





Преподаватель









(И.О. Фамилия)





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.