Технологическая карта урока литературы «Воланд и его свита в Москве 30-х годов. Любовная линия в романе» (11 класс)
Технологическая карта (план) занятия № ______
 
 				  |  			 				  |  			Группа  |  			Дата  |  		
Дисциплина  |  			Литература  |  			 				  |  			 				  |  		
 				  |  			 				  |  		||
Тема занятия  |  			Воланд и его свита в Москве 30-х годов. Любовная линия в романе.  |  		||
Вид занятия  |  			Практическое  |  		||
Цель занятия:  |  			 				 1. 				Образовательные: проследить три основные сюжетные линии романа способствовать созданию у учащихся положительной мотивации к изучению данного романа 2.Развивающие: умение участвовать в дискуссии, высказывать аргументированно свою точку зрения; умение выразительно читать и анализировать текст; умение анализировать просмотренный аудиоматериал (эпизод художественного фильма «Мастер и Маргарита»); развивать навыки сравнительного и логического мышления 3. Воспитательные: развивать интерес к русской литературе XX века, к творчеству М.А.Булгакова; формировать способность к самовыражению; формировать коммуникативность; воспитывать толерантность обучающихся  |  		||
 
Результат  |  				Должны знать: - смысл понятий  |  				основное содержание романа; систему главных образов романа (Мастер и Маргарита, Иешуа и Понтий Пилат, Воланд и его свита, Берлиоз и поэт Иван Бездомный и др.); три основные сюжетные линии романа (сюжетную линию Мастера и Маргариты, сюжетную линию Иешуа и Понтия Пилата и сюжетную линию Воланда и его свиты);  |  			|||
Должны уметь:  					  |  				-выражать свое мнение, -доказывать свою позицию;  |  			||||
выразительно читать и анализировать текст романа; пересказывать главное содержание прочитанных глав романа; правильно отвечать на вопросы по содержанию романа; участвовать в обсуждении, аргументированно высказывать свою точку зрения  |  			|||||
Показатели оценки результата  |  				Оценка «отлично» ставится за активность на занятии, правильность выполнения заданий, умение работать самостоятельно и в группе; Оценка «хорошо» ставится за правильные ответы, но без обоснования Оценка «удовлетворительно» ставится за менее активную работу  |  			||||
Межпредметные связи  |  				Обеспечивающие дисциплины  |  				Русский язык, история, обществознание  |  			|||
 					  |  			|||||
Обеспечиваемые дисциплины (модули, МДК)  |  				Предметы общеобразовательного цикла  |  			||||
 					  |  			|||||
 					  |  			|||||
 					 Средства  |  				 					 Компьютер, учебник, раздаточный материал, текст повести  |  			||||
Основная  |  				Русская литература в 2 ч. под ред. Г.А. Обернихиной, Москва, Просвещение, 2012 г.  |  			||||
литература  |  				 					  |  			||||
 
 
 
содержание занятия
№ этапа  |  				Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения  |  				Временная регламентация этапа  |  			||||||||||||||||||
1.  |  				Организационный этап: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке. СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния аудитории и готовности обучающихся к занятию, организация внимания.  |  				5 мин  |  			||||||||||||||||||
2.  |  				Этап проверки домашнего задания: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом знания, умения, навыки. Терминологическая разминка Соотнесите литературный термин и определение. 
 Вступительное слово преподавателя. - Мы с вами продолжаем изучение одного из самых интересных и загадочных романов XX века - романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». - Скажите, кто прочитал этот роман или начал его чтение? (Проверка домашнего задания) - Кто посмотрел телевизионный фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко? - Понравился ли вам этот роман? Или показался очень сложным? Основные вопросы повторения: С какого события начинается роман? Примерный ответ. Роман начинается с беседы председателя Массолита Берлиоза и поэта Ивана Бездомного в Москве на Патриарших прудах. О чем беседуют Берлиоз и поэт Иван Бездомный? Примерный ответ. Они беседуют о религии, об Иисусе Христе. Иван Бездомный написал антирелигиозную поэму о Христе, и Берлиоз её критикует. Оба они не верят в существование Христа. Кто появляется на Патриарших прудах? Примерный ответ. На Патриарших прудах появляется незнакомец, который вступает в дискуссию Берлиоза и Ивана Бездомного. Что предсказывает Воланд Берлиозу? Примерный ответ. Воланд предсказывает Берлиозу скорую смерть путем отрезания головы. Воланд произносит роковую фразу: «Аннушка уже пролила масло». Как познакомились Мастер и Маргарита? При каких обстоятельствах познакомились Бездомный и Мастер? Какие шоу устроил Воланд в варьете? Кто и что делал на балу у Воланда? Как Булгаков создавал роман?  |  				15 мин  |  			||||||||||||||||||
3.  |  				Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности. Эпиграф «-Так кто же ты? -Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. (Гете «Фауст»)» Как вы понимаете этот эпиграф?  |  				10 мин  |  			||||||||||||||||||
4.  |  				Этап усвоения новых знаний: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими. Преподаватель называет тему урока: «Система образов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», предлагает студентам самостоятельно определить цель урока. - Как можно сформулировать цель нашего урока? Примерный ответ: наша цель – объединить образы романа в группы, рассмотреть данную систему образов в единстве замысла автора. Преподаватель. В конце урока каждая группа должна ответить на вопрос Задание 1 (общее для всех групп) - Разделите образы романа, которые объединены единой сюжетной линией, на 3 группы. Обучающиеся делят все образы романа на 3 группы, 3 сюжетные линии: 1 группа – Мастер и Маргарита. 2 группа – Иешуа Га-Ноцри и римский наместник Понтий Пилат. 3 группа – нечистая сила в романе, Воланд и его свита. Эти группы образов записываются на доске самими учащимися. Преподаватель. - Вы работаете в 3 группах. Каждая группа рассматривает свою сюжетную линию и систему образов. Каждой группе задаются вопросы, и каждая группа читает и анализирует определенный отрывок текста. В конце урока каждая группа должна ответить на поставленный перед ней проблемный вопрос. Следующие проблемные вопросы записаны на доске: - Какую роль играет Воланд и его свита в романе? - Что, по-вашему, символизируют образы Иешуа и Понтия Пилата? - Что хотел сказать писатель, создавая образы Мастера и Маргариты? Первыми мы встречаем в романе Воланда и его свиту. Поэтому, 1 команда рассмотрит 3 группу образов (нечистую силу в романе), 2 команда – 2 группу образов (Иешуа и Понтий Пилат) и 3 команда – образы Мастера и Маргариты (они появляются в романе последними). Вопросы I команде. - Кто такой Воланд? Как он появляется в романе? Примерный ответ: Воланд символизирует тёмные силы в мире. В разных эпизодах романа его называют то «сатаной», то «дьяволом». В начале романа он появляется на Патриарших прудах и вступает в дискуссию председателя Массолита Берлиоза и поэта Ивана Бездомного. Они принимают его то за иностранца, то за шпиона, то за душевнобольного.  |  				20 мин  |  			||||||||||||||||||
5.  					  					  					  					  					  |  				Этап проверки понимания обучающимися нового материала: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. Вопрос к 1 команде - Кто входит в свиту Воланда? Примерный ответ. В свиту Воланда входят: Коровьев-Фагот, Азазелло, кот Бегемот, служанка Гелла. - С какой целью Воланд и его свита прибыли в Москву? Примерный ответ. Воланд хочет посмотреть, изменились ли люди с времен I века н.э. Не напрасна ли была жертва Иисуса Христа? - Совпадает ли образ Воланда с традиционным образом Дьявола? Примерный ответ. Нет, не совпадает. Воланд похож на иностранца, очень образован, умен. Вопросы II команде. - Как начинается глава 2 романа, которая называется «Понтий Пилат»? Примерный ответ. Во 2 главе мы видим, как на допрос к римскому наместнику Понтию Пилату приводят Иешуа. - Кто такой Иешуа Га-Ноцри? Примерный ответ. Образ Иешуа – это литературный образ Иисуса Христа, созданный М.А. Булгаковым. - Как обращается Иешуа к Понтию Пилату? Примерный ответ. Иешуа обращается к Понтию Пилату «добрый человек». - Чем поразил Иешуа Понтия Пилата? Примерный ответ. Иешуа поразил Понтия Пилата тем, что узнал о его страшной головной боли, которую никто не мог вылечить. Он прочитал его мысли о яде, который бы мгновенно прекратил его мучения, и о собаке, которая была для Пилата единственным дорогим существом на всем свете. А, главное, он мгновенно прекратил мучения Пилата – боль прошла. - Почему Понтий Пилат не смог спасти Иешуа от казни? Примерный ответ. Понтий Пилат хотел бы спасти Иешуа от смерти. Он надеется, что Синедрион помилует Иешуа в честь праздника Пасхи. Но первосвященник сказал, что Синедрион помилует другого преступника, Вар-раввана. И Понтий Пилат, бесстрашный воин, струсил. Он побоялся идти против Синедриона, чтобы не оказаться на месте Иешуа. Чтение фрагмента главы «Казнь». (Глава 16 «Казнь», 193-195) «С ближайшего столба доносилась хриплая бессмысленная песенка…» Вопросы III команде: - Каким образом Иешуа и Понтий Пилат связаны с образами Мастера и Маргариты? Примерный ответ. Мастер написал роман об Иешуа и Понтии Пилате. - Что мы знаем о Мастере и Маргарите? Примерный ответ. Мастер – писатель. Маргарита – его возлюбленная. Они полюбили друг друга с первого взгляда. Маргарита ради Мастера оставляет своего мужа, которого она не любит, и уходит в подвальчик на Арбате. - Можем ли мы утверждать, что образы Мастера и Маргариты в чем-то автобиографичны? Примерный ответ. Да. Маргарита также как Елена Сергеевна, жена М.А.Булгакова, спасает рукопись романа из огня. - Где мы впервые встречаемся с Мастером? Примерный ответ. В психиатрической больнице. Зачитывается фрагмент главы 13 «Явление героя» и главы 19 «Маргарита» - Что мы узнали о Маргарите Николаевне? - На что готова пойти Маргарита ради спасения любимого Мастера? Примерный ответ. Маргарита готова на всё, чтобы спасти Мастера. Намазавшись кремом, она становится ведьмой и королевой на балу у Воланда.  |  				25 мин  |  			||||||||||||||||||
6.  |  				Этап закрепления нового материала: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу. Командам предлагается коллективно обсудить ответ на проблемный вопрос. Идет коллективное обсуждение. Затем команды предлагают свои ответы. I команда – С какой целью М.А. Булгаков вводит образы Воланда и его свиты в свой роман? Примерный ответ. Образы Воланда и его свиты неоднозначны. С одной стороны – это нечистая сила, которая символизирует зло. Но с другой стороны – они наказывают людей только за плохие поступки, а Мастеру и Маргарите помогают. Они как бы вершат справедливый суд на земле. II команда – Что символизируют образы Иешуа и Понтия Пилата? Зачем Булгаков вводит эти образы в роман? Примерный ответ. Благодаря этим образам роман приобретает нравственно-философское содержание. М.А.Булгаков размышляет о таких нравственных ценностях как добро, справедливость и о таких грехах как предательство, трусость. III команда – Что, по-вашему, хотел сказать писатель, создавая образы Мастера и Маргариты? Примерный ответ. Главная тема романа – тема любви, любви бескорыстной, жертвенной. Такую любовь М.А.Булгаков ставит выше всего, даже добра и зла.  |  				10 мин  |  			||||||||||||||||||
7.  |  				Рефлексия учебной деятельности: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности. Преподаватель. - Выполнили мы задачи урока? - Ответили на проблемные вопросы, которые были поставлены перед группами? Получили ли вы навыки работы в группе? Смогли вы или нет реализовать свои знания в группе?  					 Интерактивное упражнение «Микрофон» Продолжите предложения: Для меня было новым... Я удивлен, что... Мне запомнилось... Выставление оценок за урок  |  				3 мин  |  			||||||||||||||||||
8.  |  				Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Домашнее задание: Продолжить чтение романа, уметь отвечать на вопросы по содержанию.  					  |  				2 мин  |  			||||||||||||||||||
 					  |  				 					  |  				 					  |  			||||||||||||||||||
 					 Преподаватель  |  				 					  |  				 					  |  				 					  |  				 					  |  			||||||||||||||||
 					  |  				 					  |  				 					  |  				(И.О. Фамилия)  |  				 					  |  			||||||||||||||||