Технологическая карта урока литературы: Долг и честь в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКа литературы в 8 классе
Учитель |
Бичегкуева Валентина Сергеевна |
Предмет |
Литература |
Класс, дата |
8 «Б», 21.11.2019 |
Тема |
Долг и честь в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». |
Цель деятельности |
Углубить знания учащихся о романе А.С. Пушкина, раскрыть образ главного героя романа, проследить его жизненный путь и истоки формирования характера, помочь понять значение нравственных понятий «долг» и «честь», раскрыть значение эпиграфа. |
Тип урока |
Обобщающий урок |
Планируемые |
Предметные. Знать: основные признаки романа, его жанровое своеобразие; основные этапы анализа прозаического текста; значение образа Петра Гринёва в системе образов романа и сопоставление его с другими героями; раскрыть смысл пословицы и эпиграфа романа «Береги честь смолоду» Метапредметные. Уметь: выразительно читать и подробно пересказывать эпизоды текста; определять тему и идею произведения; давать развернутые ответы на вопросы; находить в прозаических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль в тексте произведения. Личностные: способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию положительного отношения к учению, уважительного отношения к собеседнику. |
методы и формы |
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, диалогический. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Образовательные |
Учебник: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2015г |
Оборудование |
портрет А.С. Пушкина; сборники его произведений; иллюстрации к повести «Капитанская дочка»; толковый словарь С.И.Ожегова; презентация, карточки с заданиями.
|
Основные понятия и термины |
Роман, эпиграф, пословица, нравственность, долг, честь. |
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формируемые умения |
|
|||
I. Мотивация |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
|
Слушают учителя.
|
Р – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, психологически и эмоционально настроены. Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
|
|||
II. Актуализация знаний. Формулировка темы и целей урока. |
- «Капитанская дочка» - удивительное произведение, которое затрагивает важные нравственные проблемы. В нём раскрываются человеческие характеры через поведение и поступки героев. Но есть в романе главная проблема, которая красной нитью проходит через всё произведение и которую можно понять, прочитав эпиграф «Береги честь смолоду». Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? Чьи поступки мы будем анализировать? |
Формулируют и записывают тему урока. |
Р- ищут и выделяют необходимую информацию, формулируют цели, планируют свою деятельность. К – формулируют тему урока, строят речевое высказывание. Л – осознают свои
|
|
|||
III. Изучение нового материала |
Помогает учащимся раскрыть основные стороны личности главного героя, задает уточняющие вопросы. - Какие этапы жизни Петра Гринёва можно выделить? Какое влияние они оказали на формирование его личности?
|
2 заранее подготовленных ученика демонстрируют презентацию (домашнее задание) и рассказывают об основных этапах становления личности героя. Все записывают план в тетради: 1. Детство и юность. 2. Самостоятельная жизнь: а) встреча с вожатым; б) встреча с Зуриным; в) служба в Белогорской крепости; г) любовь в жизни героя; д) дружба в жизни героя; 3. Гринёв во время восстания. 4. История отношений с Пугачёвым. |
П – анализируют, осуществляют классификацию, извлечение Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, используют речь для регуляции способов действия. |
|
|||
|
|
||||||
IV. Практическая деятельность |
Организует групповую работу и обсуждение по записанному в тетради плану. Помогает анализировать поступки героев. Заслушивает составленные обучающимися синквейны и помогает обобщить информацию.
|
Работают в группах, обсуждают, анализируют, делают выводы, составляют синквейны на карточках и зачитывают их.
|
П – осуществляют классификацию; осознанно и произвольно строят речевые высказывания, обнаруживают доводы в защиту своей точки зрения. Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, формулируют собственное мнение и позицию. К – применяют изученные правила общения; осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности. Л – осознают свои |
|
|||
V. Закрепление |
Организует работу со словарём, помогает понять значение эпиграфа произведения. -В качестве эпиграфа к роману А.С.Пушкин взял русскую пословицу. Давайте найдём, как трактуется это понятие в словаре и определим её связь с главным героем.
|
Работают со словарём, анализируют и сопоставляют информацию, подводят итоги. Толковый словарь С.И.Ожегова: Честь 1.Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести. 2.Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира 3.Целомудрие, непорочность. Девичья честь. 4.Почёт, уважение. Воздать честь |
П – ориентируются в своей системе знаний, обобщают, доказывают свою точку зрения; Р – оценивают собственную деятельность на уроке; Л – проявляют интерес к предмету |
|
|||
VI . Итоги урока. Рефлексия. |
Подводит итоги, оценивает результаты. -Образ Петра Гринёва дан в развитии, его характер раскрывается постепенно, в его поступках. Мы видим, что от природы в нём заложено много достойных качеств, большую роль сыграло воспитание, но по-настоящему он раскрывается только в жизненных испытаниях. Герой из легкомысленного мальчика превращается в мужчину, способного отвечать за свои поступки и взять на себя ответственность. Долг и честь для Гринёва не пустые слова, для него они превыше всего.
|
Высказывание по модели: Я сегодня узнал… Было интересно… Мне понравилось…
|
П – оценивают информацию, обобщают, устанавливают соответствие результатов поставленной цели. Р – оценивают собственную деятельность на уроке, вносят необходимые коррективы, формулируют то, что усвоено. Л – проявляют интерес к предмету
|
|
|||
VII. Домашнее задание |
Написать письмо одному из героев романа о том, как вы понимаете значение слов «долг» и «честь».
|
Записывают тему сочинения |
|
Селиванова Галина Геннадьевна