Технологическая карта урока литературы: Долг и честь в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс)

2
1
Материал опубликован 6 December 2021

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКа литературы в 8 классе

 

Учитель

Бичегкуева Валентина Сергеевна

Предмет

Литература

Класс, дата

8 «Б», 21.11.2019

Тема

Долг и честь в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цель деятельности
учителя

Углубить знания учащихся о романе А.С. Пушкина, раскрыть образ главного героя романа, проследить его жизненный путь и истоки формирования характера, помочь понять значение нравственных понятий «долг» и «честь», раскрыть значение эпиграфа.

Тип урока

Обобщающий урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные. Знать:

основные признаки романа, его жанровое своеобразие;

основные этапы анализа прозаического текста;

значение образа Петра Гринёва в системе образов романа и сопоставление его с другими героями;

раскрыть смысл пословицы и эпиграфа романа «Береги честь смолоду»

Метапредметные. Уметь:

выразительно читать и подробно пересказывать эпизоды текста;

определять тему и идею произведения;

давать развернутые ответы на вопросы;

находить в прозаических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль в тексте произведения.

Личностные:

способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию положительного отношения к учению, уважительного отношения к собеседнику.

методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, диалогический.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные
ресурсы

Учебник: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2015г

Оборудование

портрет А.С. Пушкина; сборники его произведений; иллюстрации к повести «Капитанская дочка»; толковый словарь С.И.Ожегова;

презентация, карточки с заданиями.

 

Основные понятия и термины

Роман, эпиграф, пословица, нравственность, долг, честь.

 

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

 

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения
(
УУД)

 

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

 

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

 

 

 

 

 

 

Р – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, психологически и эмоционально настроены.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

 

II. Актуализация знаний. Формулировка темы и целей урока.

- «Капитанская дочка» - удивительное произведение, которое затрагивает важные нравственные проблемы. В нём раскрываются человеческие характеры через поведение и поступки героев. Но есть в романе главная проблема, которая красной нитью проходит через всё произведение и которую можно понять, прочитав эпиграф «Береги честь смолоду». Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? Чьи поступки мы будем анализировать?

Формулируют и записывают тему урока.

Р- ищут и выделяют необходимую информацию, формулируют цели, планируют свою деятельность.

К – формулируют тему урока, строят речевое высказывание.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием
.

 

 

 

 

 

III. Изучение нового материала

Помогает учащимся раскрыть основные стороны личности главного героя, задает уточняющие вопросы.

- Какие этапы жизни Петра Гринёва можно выделить? Какое влияние они оказали на формирование его личности?

 

2 заранее подготовленных ученика демонстрируют презентацию (домашнее задание) и рассказывают об основных этапах становления личности героя.

Все записывают план в тетради:

1. Детство и юность.

2. Самостоятельная жизнь:

а) встреча с вожатым;

б) встреча с Зуриным;

в) служба в Белогорской крепости;

г) любовь в жизни героя;

д) дружба в жизни героя;

3. Гринёв во время восстания.

4. История отношений с Пугачёвым.

Панализируют, осуществляют классификацию, извлечение
необходимой информации из текста; используют знаково-символические средства;

Р планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, используют речь для регуляции способов действия.

 

 

 

IV. Практическая деятельность

Организует групповую работу и обсуждение по записанному в тетради плану. Помогает анализировать поступки героев. Заслушивает составленные обучающимися синквейны и помогает обобщить информацию.

 

 

 

Работают в группах, обсуждают, анализируют, делают выводы, составляют синквейны на карточках и зачитывают их.

 

П осуществляют классификацию; осознанно и произвольно строят речевые высказывания, обнаруживают доводы в защиту своей точки зрения.

Р планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, формулируют собственное мнение и позицию.

К применяют изученные правила общения; осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием
.

 

V. Закрепление

Организует работу со словарём, помогает понять значение эпиграфа произведения.

-В качестве эпиграфа к роману А.С.Пушкин взял русскую пословицу. Давайте найдём, как трактуется это понятие в словаре и определим её связь с главным героем.

 

Работают со словарём, анализируют и сопоставляют информацию, подводят итоги.

Толковый словарь С.И.Ожегова:

Честь

1.Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

2.Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира

3.Целомудрие, непорочность. Девичья честь.

4.Почёт, уважение. Воздать честь

П – ориентируются

в своей системе знаний, обобщают, доказывают свою точку зрения;

Р оценивают собственную деятельность на уроке;

Л – проявляют интерес к предмету

 

VI . Итоги урока. Рефлексия.

Подводит итоги, оценивает результаты.

-Образ Петра Гринёва дан в развитии, его характер раскрывается постепенно, в его поступках. Мы видим, что от природы в нём заложено много достойных качеств, большую роль сыграло воспитание, но по-настоящему он раскрывается только в жизненных испытаниях. Герой из легкомысленного мальчика превращается в мужчину, способного отвечать за свои поступки и взять на себя ответственность. Долг и честь для Гринёва не пустые слова, для него они превыше всего.

 

Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…

Было интересно…

Мне понравилось…

 

Поценивают информацию,

обобщают, устанавливают соответствие результатов поставленной цели.

Р оценивают собственную деятельность на уроке, вносят необходимые коррективы, формулируют то, что усвоено.

Л – проявляют интерес к предмету

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Домашнее задание

Написать письмо одному из героев романа о том, как вы понимаете значение слов «долг» и «честь».

 

Записывают тему сочинения

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Какое странное оформление работы!

26 September

Похожие публикации