Технологическая карта по литературе Восточной Сибири «"Край возле самого неба. На реке Ангаре" Валентин Распутин»

Технологическая карта по литературе Восточной Сибири. В.Г. Распутин "На реке Ангаре
Тема Урока: «Край возле самого неба. На реке Ангаре» Валентин Распутин
Тип урока:
Цели:
1. Ввести учащихся в поэтический мир произведений об Ангаре, знакомство с рассказом В. Распутина «На реке Ангаре».
2. Развивать творческую активность учащихся, пробудить желание учиться через творческое взаимодействие учителя и учащихся. Развивать эмоциональную увлеченность жизнью.
3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, к культуре родного края, этнографический интерес к малой Родине.
Задачи:
1. Обучающие:
- подвести итоги изучения литературного произведения;
- учить работать с различными источниками информации (литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).
2. Развивающие:
- развивать связную устную монологическую речь и умение вести диалог.
3. Воспитывающие:
- воспитывать патриотические чувства, потребность к изучению географии и литературы своей малой родины;
- экологическое воспитание гражданина, умеющего сознательно относиться к природе;
- эстетическое воспитание человека, умеющего замечать прекрасное в литературе, природе, красоте родного языка.
Формируемые компетенции:
1. Информационная (дети работают с различными источниками: литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).
2. Лингвистическая (дети учатся использовать средства родного языка при монологах и диалогах в различных стилях).
3. Коммуникативная (дети общаются в группах).
4. Кооперативная (дети учатся организовывать работу в группах).
В процессе применения ТРКМ:
происходит обучение обобщенным ЗУНам и способам мышления;
появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
формируется направленность на самореализацию.
На данном уроке выделяются три технологических этапа, каждый из которых выполняет определенную функцию.
Методы обучения: метод творческого чтения, методы репродуктивной, частично-поисковый и исследовательский в их сочетании
Формы работы учащихся: работа в парах, презентация результатов заданий, обсуждение результатов, индивидуальная работа, рефлексия
Технологическая карта урока
Приёмы смыслового чтения | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предполагаемые ответы учащихся | УУД |
Критическое мышление | 1. Организационный момент | Приветствие учащихся, создаёт эмоциональный настрой, проверяется готовность к уроку. | Демонстрируют готовность к уроку | | Регулятивные: контролируют свои действия |
I. Стадия вызова | | – Мы знакомились на уроках литературы Восточной Сибири с особенностями жизни и творчества коренных народов Сибири, а также с произведениями наших современников, писателей-сибиряков, ведущей темой в творчестве которых является тема « Человек и природа » | – Вспоминают произведения, изученное в V классе., | «Уроки французского» «В тайге над Байкалом» «На реке Ангаре» | Познавательные УУД: - Самостоятельное формулирование познавательной цели; |
Прогнозирование содержания урока | | – С чем ассоциируется имя автора? Что вы о нем знаете? | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. | Вспоминают, отвечают на вопросы Образ реки раскрывает внутреннее состояние героя. Река Ангара для В. Распутина-красота, воспоминание, «малая родина», связь с природой родного края. | Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
II Стадия. Осмысление содержания | Осмысление направлено на сохранение интереса к теме | Работа с текстом. Пересказ главы «День рождения» Вопрос: Кто главный герой? Почему мальчик так взволнован? Какую роль играла река в его жизни? Какое значение имеет пейзажная зарисовка? Работа со второй главой «Ночная гроза». Задание: найти в главе строчки, подтверждающие иллюстрации (обращаемся к выставке рисунков школьников). Какая она, гроза, у Распутина? Найдите эпитеты, глаголы, определения, рассказывающие о грозе. 3.Глава «Лёд идёт»- пересказ. Вопросы: Какая же река в данном рассказе? Какие моменты в жизни главного героя связаны с рекой? 4.Глава «На теплоходе»- пересказ. Вопрос. В какие времена года и времена суток дано описание реки? Когда она красивее? Или всегда хороша? Повествователь - это мальчик или взрослый человек, когда бывший этим мальчиком? Как вы его представляете? Какие чувства, ощущения испытывает герой от грозы , ледохода, прогулок по реке? Какими словами завершается рассказ? Что имеет в виду автор? К кому обращён рассказ? | Работают с текстом, отвечают на вопросы | | Познавательные УУД: - Поиск и выделение необходимой информации; |
| Смысловое чтение | Найдите и зачитайте описание реки | Работа с учебником «Писатели Сибири» | Читают, комментируют Стр. 234 «День рождение» Стр. 235 «Ночная гроза» Стр. 236 «Лёд идёт!» Стр. 237 «На теплоходе» Стр. 239 «За рекой», «В лодке» Стр. 240»336 и одна» | Познавательные УУД: - Поиск и выделение необходимой информации;
|
| | Систематизируйте уже известную вам информацию, построив кластер | Работаете в парах. (Парная мозговая атака) | Строят кластер, работа в группах | Коммуникативные УУД: - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
III. Рефлексия | | Объясняет правила составление кластера | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание | Установление причинно-следственных связей между блоками информации; умение работать в группе; | Познавательные УУД: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
| | Слушает, помогает, комментирует | Проверка и комментирование кластеров | Учащиеся обмениваются мнениями о новой информации, высказывают собственные позиции. | Познавательные УУД: - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; |
| Выводы | В.Г. Распутина есть произведение «На реке Ангаре», где герой вспоминает себя мальчиком и реку Ангару такой, какой она осталась в его душе и памяти. - Почему мальчик так взволнован? | | («День рождения столь удачно совпал с праздником, ему еще хотелось, чтобы к этому дню обязательно пошла Ангара. ») (Она живая!!! «Река беспокойно возилась, покачивалась, вздыхала») | Коммуникативные УУД: - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
| Домашнее задание | Объяснение составление кроссворда на слово Ангара | Слушают рекомендации по созданию, составлению кроссворда | | |
Приложение
Правила построения кластера:
➢ В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
➢ Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.
➢ Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
➢ Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».