12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубовая Ирина Вячеславовна175
4

Технологическая карта по литературе Восточной Сибири. В.Г. Распутин "На реке Ангаре Тема Урока: «Край возле самого неба. На реке Ангаре» Валентин Распутин

Технологическая карта по литературе Восточной Сибири. В.Г. Распутин "На реке Ангаре

Тема Урока: «Край возле самого неба. На реке Ангаре» Валентин Распутин
Тип урока:

Цели:

1. Ввести учащихся в поэтический мир произведений об Ангаре, знакомство с рассказом В. Распутина «На реке Ангаре».

2. Развивать творческую активность учащихся, пробудить желание учиться через творческое взаимодействие учителя и учащихся. Развивать эмоциональную увлеченность жизнью.

3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, к культуре родного края, этнографический интерес к малой Родине.

Задачи:

1. Обучающие:

- подвести итоги изучения литературного произведения;

- учить работать с различными источниками информации (литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).

2. Развивающие:

- развивать связную устную монологическую речь и умение вести диалог.

3. Воспитывающие:

- воспитывать патриотические чувства, потребность к изучению географии и литературы своей малой родины;

- экологическое воспитание гражданина, умеющего сознательно относиться к природе;

- эстетическое воспитание человека, умеющего замечать прекрасное в литературе, природе, красоте родного языка.

Формируемые компетенции:

1. Информационная (дети работают с различными источниками: литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).

2. Лингвистическая (дети учатся использовать средства родного языка при монологах и диалогах в различных стилях).

3. Коммуникативная (дети общаются в группах).

4. Кооперативная (дети учатся организовывать работу в группах).

В процессе применения  ТРКМ:

происходит обучение обобщенным  ЗУНам и способам мышления;

появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

формируется направленность на самореализацию.

 На данном уроке выделяются три технологических этапа, каждый из которых выполняет определенную функцию.

Методы обучения: метод творческого чтения, методы репродуктивной, частично-поисковый и исследовательский в их сочетании

Формы работы учащихся: работа в парах, презентация результатов заданий, обсуждение результатов, индивидуальная работа, рефлексия

Технологическая карта урока


Приёмы смыслового чтения

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предполагаемые ответы учащихся

УУД

Критическое мышление


1. Организационный момент

Приветствие учащихся, создаёт эмоциональный настрой, проверяется готовность к уроку.

Демонстрируют готовность к уроку


Регулятивные: контролируют свои действия

I. Стадия вызова


Мы знакомились на уроках литературы Восточной Сибири с особенностями жизни и творчества коренных народов Сибири, а также с произведениями наших современников, писателей-сибиряков, ведущей темой в творчестве которых является тема « Человек и природа »
К их числу и относятся произведения  Валентина Григорьевича Распутина.

Вспоминают произведения, изученное в V классе.,

«Уроки французского»

«В тайге над Байкалом» «На реке Ангаре»

    Познавательные УУД:

- Самостоятельное формулирование познавательной цели;


Прогнозирование содержания урока


С чем ассоциируется имя автора? Что вы о нем знаете?
– Посмотрите на фотографии автора, они созданы в разное время. Но какой общий момент можно на них подметить?
(Они созданы на фоне природы)
– Что можно сказать об этом человеке глядя на его портреты.
(Простой человек, простая одежда, выходец из народа, много путешествовал, изучая Сибирскую природу).
– Вы прочитали его автобиографический. рассказ «На реке Ангаре» Скажите, чего больше в нём: повествований из жизни людей или описаний природы?
– Итак, мы знаем, о чём этот рассказ. А теперь посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
– Какова наша цель?
– Что мы должны увидеть в тексте Распутина?
– Легко ли передать, выразить словами то, что происходит в окружающей нас жизни?
– Как показать красоту и мощь явлений природы?
– Для этого нужно знать, какими возможностями обладает слово, т.е. его изобразительно- выразительные средства.
– О каких явлениях природы идёт речь в рассказе?
– Доводилось ли вам бывать на Лене в тот момент, когда на ней трогается  лед?
– Видели ли вы первый решающий толчок, который срывал лед с места, когда река сначала беспокойно возится, покачивается, вздыхает, а потом взрывается.
– Поделитесь своим впечатлением

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Вспоминают, отвечают на вопросы



Образ реки раскрывает внутреннее состояние героя. Река Ангара для В. Распутина-красота, воспоминание, «малая родина», связь с природой родного края.

  Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

II Стадия. Осмысление содержания

Осмысление направлено на сохранение интереса к теме

Работа с текстом.

Пересказ главы «День рождения»

Вопрос: Кто главный герой?

Почему мальчик так взволнован?

Какую роль играла река в его жизни?

Какое значение имеет пейзажная зарисовка?

Работа со второй главой «Ночная гроза».

Задание: найти в главе строчки, подтверждающие иллюстрации

(обращаемся к выставке рисунков школьников).

Какая она, гроза, у Распутина?

Найдите эпитеты, глаголы, определения, рассказывающие о грозе.

     3.Глава «Лёд идёт»- пересказ.

          Вопросы: Какая же река в данном  рассказе?

          Какие моменты в жизни главного героя связаны с рекой?

        4.Глава «На теплоходе»- пересказ.

         Вопрос. В какие времена года и времена суток дано описание реки?

                Когда она красивее?  Или всегда хороша?

           Повествователь - это мальчик или взрослый человек, когда бывший         этим мальчиком?

       Как вы его представляете?

        Какие чувства, ощущения испытывает герой от грозы , ледохода,  прогулок по реке?

      Какими словами завершается рассказ? Что имеет в виду автор? К кому   обращён рассказ?


Работают с текстом, отвечают на вопросы


      Познавательные УУД:

- Поиск и выделение необходимой информации;



Смысловое чтение

Найдите и зачитайте описание реки

Работа с учебником «Писатели Сибири»

Читают, комментируют

Стр. 234 «День рождение»

Стр. 235 «Ночная гроза»

Стр. 236 «Лёд идёт!»

Стр. 237 «На теплоходе»

Стр. 239 «За рекой», «В лодке»

Стр. 240»336 и одна»

     Познавательные УУД:

- Поиск и выделение необходимой информации;


 




Систематизируйте уже известную вам информацию, построив кластер

Работаете в парах. (Парная мозговая атака)

Строят кластер, работа в группах

    Коммуникативные УУД:

- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;


III. Рефлексия


Объясняет правила составление кластера

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание

Установление причинно-следственных связей между блоками информации;

умение работать в группе;

Познавательные УУД:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;



Слушает, помогает, комментирует

Проверка и комментирование кластеров

Учащиеся обмениваются мнениями о новой информации,  высказывают собственные позиции.

Познавательные УУД:

- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;


Выводы

В.Г. Распутина есть произведение «На реке Ангаре», где герой вспоминает себя мальчиком и реку Ангару такой, какой она осталась в его душе и памяти.

- Почему мальчик так взволнован?

- А какая Ангара в данном рассказе?





(«День рождения столь удачно совпал с праздником, ему еще хотелось, чтобы к этому дню обязательно пошла Ангара. »)

(Она живая!!! «Река беспокойно возилась, покачивалась, вздыхала»)

  Коммуникативные УУД:

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


Домашнее задание

Объяснение составление кроссворда на слово Ангара

Слушают рекомендации по созданию, составлению кроссворда




Приложение

Правила построения кластера:

➢  В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.

➢  Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.

➢  Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.t1609776592aa.gift1609776592aa.gif

➢  Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

t1609776592ab.pngt1609776592ac.pngt1609776592ad.png





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.