Урок литературы на тему «Писатели Восточной Сибири. Семён Устинов "Любопытный бурундук"»
Урок литературы « Писатели Восточной Сибири»
Семен Устинов « Любопытный бурундук»
Учитель: Н.В. Рыбкина (высшая квалификационная категория)
Класс: 5 «Б»
УМК: «Писатели Восточной Сибири» ( хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ/ Сост. О.Н. Шахерова.-4-е изд.- Иркутск: ВостСибкнига.)
Место урока в учебном курсе: раздел 2 « Человек и природа», урок № 2
Тип урока: изучение нового материала
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Знает содержание прочитанного произведения;
умеет воспринимать и анализировать текст;
формулирует идею, проблематику произведения;
дает характеристику герою.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (когнитивные ) УУД:
- работа с художественным текстом, доступным для восприятия пятиклассниками; правильное и осознанное чтение вслух ( с соблюдением необходимой интонации, пауз и для передачи точного смысла содержания произведения);
-развитие логического мышления: определение стиля текста (научный или художественный);
- понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
-строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, стремится к координации действий в сотрудничестве;
- слушает и слышит другого ученика;
- осуществляет речевой самоконтроль в учебной деятельности;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
- формулирует тему урока, определяет характер деятельности;
-принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану;
- соотносят цели и результаты своей деятельности;
- определяют степень успешности работы;
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; -бережное отношение к родной природе, животным.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Реализуемая задача |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. Приветствие. |
1 мин |
Учебник на столе у вас? А ручки и тетрадки? Тогда урок начнём сейчас, Раз всё у вас в порядке. Будьте внимательны, Послушны, наблюдательны. Чтобы литературные тайны познавать, Нужно всё серьёзно изучать. – С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.
|
|
Проверяют готовность к уроку |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формулирование темы урока |
2 мин |
Помогает учащимся угадать тему урока (стратегия « Визуализация ключевого понятия»). Ребята, посмотрите на эти две картинки и угадайте, как будет называться произведение, которое мы будем сегодня изучать? ( картинка к поговорке « Любопытной Варваре на базаре нос оторвали») и ребус Сундук ( бурундук) Б , РУ Берем прилагательное от первой картинки в м.р. « Любопытный» и разгаданное слово по второй картинке « бурундук» |
Воздействие на эмоционально-волевую сферу, формирование мотивационного поля. |
ФРОНТАЛЬНО Предлагают свои версии темы урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с заглавием « Любопытный бурундук» |
2 мин |
Использует предтекстовую стратегию « Рассечение вопроса» Спрашивает, о чем пойдет речь в рассказе, судя по его названию: «Любопытный бурундук» -Ребята, как вы думаете, судя по названию рассказа, о чем в нем пойдет речь? -Кто такой бурундук? Что значит любопытный? |
Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия. |
В ПАРАХ Предлагают свои варианты |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи |
1 мин |
Слушает и озвучивает варианты учебных задач. ( прочитать текст, ответить на вопросы, проанализировать, сделать какие-то выводы)
|
Определение целей и задач урока |
Формулируют цель урока, учебную задачу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с ключевым понятием «бурундук» |
2 мин |
Использует предтекстовую стратегию « Мозговой штурм» -Ребята, скажите, что вам представляется, когда вы слышите слово « Бурундук»? ( забавный, маленький, живет в лесу…) Учитель записывает на доске: живет в лесу бурундук забавный Оставляем схему пока в таком варианте. |
Актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста; определение целей и задач чтения. |
Предлагают свои ответы, ассоциации со словом « бурундук» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чтение текста ( стратегия « Чтение с остановками») |
15 мин |
Использует стратегию текстовой деятельности « Чтение с остановками» 1. Чтение 1 отрывка («Встретился….. я увидел бурундука) -Как вы думаете, чем занимался бурундук? 2. Чтение 2 отрывка ( «Он собирал……в свою кладовую) Скажите, пожалуйста, в каких местах проживают бурундуки? 3. Чтение 3 отрывка ( « Бурундуки ….около десятка) -Как вы думаете, чем питаются бурундуки? 4. Чтение 4 отрывка ( « Бурундук-великий…и семена трав») -Как вы думаете, ребята, только ли один бурундучок пользуется потом запасами пищи? 5. Чтение 5 отрывка ( « Зверьки трудятся….хозяев склада») -Ребята, впадает бурундук в спячку или нет??? 6. Чтение 6 отрывка ( «От зимнего сна….жизнь») -Скажите, кто из вас замечал в поведении бурундука что-то необычное? 7. Чтение отрывка 7 ( « Среди жителей…..влажности») -И все-таки в чем проявляет бурундук свое любопытство, как вы думаете? 8. Чтение отрывка 8 ( « Осень на Нижную Тунгуску….в траве») -Ребята, а если год на орехи неурожайный, чем питается бурундучок? 9. Чтение отрывка 9 ( « Если нет урожая….следующий» Скажите, пожалуйста, у бурундука в лесу есть враги? 10. Чтение 10 отрывка ( « У бурундука много врагов……бурундучат») -Кто из вас помнит, какова окраска бурундука? 11. Чтение 11 отрывка ( « В раскраске… милый полосатик»
|
Управление процессом осмысления текста во время его чтения. Улучшить качество чтения и понимание текста. |
Читают отрывок текста и отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беседа. Возвращение к стратегии « Мозговой штурм» |
5 мин |
Задает вопросы: - Что вы узнали нового о бурундуке? Д ополняет схему. живет в лесу бурундук забавный
-Почему рассказ С. Устинова называется « Любопытный бурундук» (Он любит наблюдать за тем, что происходит вокруг) -Каково отношение автора к изображаемому? Найдите и прочитайте в рассказе те места, где отношение автора проявляется наиболее ярко. ( автор называет их бурундучки, бурундучата, жалеет их, когда им приходится «туго», называя «бедняги»; в конце рассказа в последнем абзаце автор показывает нам, что любит бурундуков, называя зверька « милый полосатик») |
Использование стратегии « Мозговой штурм» помогает направить внимание на подтверждение высказанных гипотез. |
ФРОНТАЛЬНО Отвечают на вопросы учителя, дополняют схему, что нового они узнали о бурундуке.
В ПАРАХ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мини-исследование |
5 мин |
Предлагает определить стиль данного текста.
-Ребята, скажите в каком стиле написан данный рассказ? ( художественный) -А если здесь элементы других стилей? ( да, научного, так как Семен Устинов является и писателем, и ученым одновременно, то в его рассказах прослеживается смешение двух стилей: художественного и научного). -Назовите примеры из текста? Научный: ( « Бурундуки в лесу встречаются повсюду, даже высоко в горах, в зарослях кедрового стланика, там, где уже и лес не растет. И бывает их очень много. На Баргузинском, Байкальском хребтах, на Восточном Саяне, Хамар-Дабане и других регионах Прибайкалья на один километр по тайге, бывает, насчитываешь их около десятка»). Художественный: « Однажды на своих многодневных исследовательских маршрутах по тайге я решил проверить, так ли это. В дневнике я расчертил табличку, куда записывал время, когда заносил « ульканье» бурундука, и состояние погоды»
|
Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения |
В ПАРАХ Определяют, к какому стилю принадлежит рассказ « Любопытный бурундук»? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Послетекстовая стратегия « Синквейн» |
2 мин |
Учитель работает по стратегии « Синквейн»: 1.Тема (слово, понятие) Бурундук 2. Два прилагательных, показывающих отношение к теме: Забавный, любопытный 3. Три глагола Запасает, «улькает», шуршит 4.Предложение в 4 слова Забавный бурундук запасает орехи 5. Эмоциональное отношение к теме: Мне очень понравился рассказ про любопытного бурундука!
|
Показать свое отношение к тексту. |
В ПАРАХ Составляют синквейн |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашняя работа |
1 мин |
Поясняет домашнее задание- Вспомнить свои наблюдения за бурундучком в природе. 1.Написать статью о бурундуке в научном стиле для маленького брата; 2.Сделать бурундучка из любого материала ( используем крупу, кусочки коры, солому, пластелин и др.) 3.Сочинить сказку о бурундуке или написать стихотворение. 4.Нарисовать красочный рисунок с изображением бурундучка. |
Дифференциация домашнего задания: Когнитивные УУД, творческие способности. |
Выбирают себе домашнее задание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия Оценки |
3 мин |
Что мне делать, чтобы преодолеть трудности……
|
|
Определяют степень успешности работы на уроке |