12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рыбкина Наталья Викторовна66
Россия
3

Урок литературы на тему «Писатели Восточной Сибири. Семён Устинов "Любопытный бурундук"»

Урок литературы « Писатели Восточной Сибири»

Семен Устинов « Любопытный бурундук»

Учитель: Н.В. Рыбкина (высшая квалификационная категория)

Класс: 5 «Б»

УМК: «Писатели Восточной Сибири» ( хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ/ Сост. О.Н. Шахерова.-4-е изд.- Иркутск: ВостСибкнига.)

Место урока в учебном курсе: раздел 2 « Человек и природа», урок № 2

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Знает содержание прочитанного произведения;

умеет воспринимать и анализировать текст;

формулирует идею, проблематику произведения;

дает характеристику герою.


 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (когнитивные ) УУД:

- работа с художественным текстом, доступным для восприятия пятиклассниками; правильное и осознанное чтение вслух ( с соблюдением необходимой интонации, пауз и для передачи точного смысла содержания произведения);

-развитие логического мышления: определение стиля текста (научный или художественный);

- понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

-строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, стремится к координации действий в сотрудничестве;

- слушает и слышит другого ученика;

- осуществляет речевой самоконтроль в учебной деятельности;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

- формулирует тему урока, определяет характер деятельности;

-принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану;

- соотносят цели и результаты своей деятельности;

- определяют степень успешности работы;


 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


 

- положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; -бережное отношение к родной природе, животным.


 

ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Реализуемая задача

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Приветствие.

1 мин

Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Будьте внимательны, Послушны, наблюдательны. Чтобы литературные тайны познавать, Нужно всё серьёзно изучать.

С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

 

 

Проверяют готовность к уроку

Формулирование темы урока

2 мин

Помогает учащимся угадать тему урока (стратегия

« Визуализация ключевого понятия»).

Ребята, посмотрите на эти две картинки и угадайте, как будет называться произведение, которое мы будем сегодня изучать?

( картинка к поговорке « Любопытной Варваре на базаре нос оторвали») и ребус Сундук ( бурундук)

t1645343781aa.pngБ , РУ t1645343781ab.png

Берем прилагательное от первой картинки в м.р.

« Любопытный» и разгаданное слово по второй картинке

« бурундук»

Воздействие на эмоционально-волевую сферу, формирование мотивационного поля.

ФРОНТАЛЬНО

Предлагают свои версии темы урока

Работа с заглавием

« Любопытный бурундук»

2 мин

Использует предтекстовую стратегию « Рассечение вопроса»

Спрашивает, о чем пойдет речь в рассказе, судя по его названию: «Любопытный бурундук»

-Ребята, как вы думаете, судя по названию рассказа, о чем в нем пойдет речь?

-Кто такой бурундук? Что значит любопытный?

Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

В ПАРАХ

Предлагают свои варианты

Постановка учебной задачи

1 мин

Слушает и озвучивает варианты учебных задач.

( прочитать текст, ответить на вопросы, проанализировать, сделать какие-то выводы)

 

 

Определение целей и задач урока

Формулируют цель урока, учебную задачу.

Работа с ключевым понятием «бурундук»

2 мин

Использует предтекстовую стратегию « Мозговой штурм»

-Ребята, скажите, что вам представляется, когда вы слышите слово « Бурундук»? ( забавный, маленький, живет в лесу…)

Учитель записывает на доске:

t1645343781ac.gif

t1645343781ad.gifживет в лесу бурундук забавный

Оставляем схему пока в таком варианте.

Актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста; определение целей и задач чтения.

Предлагают свои ответы, ассоциации со словом

« бурундук»

Чтение текста

( стратегия « Чтение с остановками»)

15 мин

Использует стратегию текстовой деятельности

« Чтение с остановками»

1. Чтение 1 отрывка («Встретился….. я увидел бурундука)

-Как вы думаете, чем занимался бурундук?

2. Чтение 2 отрывка ( «Он собирал……в свою кладовую)

Скажите, пожалуйста, в каких местах проживают бурундуки?

3. Чтение 3 отрывка ( « Бурундуки ….около десятка)

-Как вы думаете, чем питаются бурундуки?

4. Чтение 4 отрывка ( « Бурундук-великий…и семена трав»)

-Как вы думаете, ребята, только ли один бурундучок пользуется потом запасами пищи?

5. Чтение 5 отрывка ( « Зверьки трудятся….хозяев склада»)

-Ребята, впадает бурундук в спячку или нет???

6. Чтение 6 отрывка ( «От зимнего сна….жизнь»)

-Скажите, кто из вас замечал в поведении бурундука что-то необычное?

7. Чтение отрывка 7 ( « Среди жителей…..влажности»)

-И все-таки в чем проявляет бурундук свое любопытство, как вы думаете?

8. Чтение отрывка 8 ( « Осень на Нижную Тунгуску….в траве»)

-Ребята, а если год на орехи неурожайный, чем питается бурундучок?

9. Чтение отрывка 9 ( « Если нет урожая….следующий»

Скажите, пожалуйста, у бурундука в лесу есть враги?

10. Чтение 10 отрывка ( « У бурундука много врагов……бурундучат»)

-Кто из вас помнит, какова окраска бурундука?

11. Чтение 11 отрывка ( « В раскраске… милый полосатик»

 

Управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Улучшить качество чтения и понимание текста.

Читают отрывок текста и отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка

Беседа.

Возвращение к стратегии « Мозговой штурм»

5 мин

Задает вопросы:

-t1645343781ae.gif Что вы узнали нового о бурундуке?

Дt1645343781af.gif ополняет схему.

t1645343781ad.gift1645343781ac.gifживет в лесу бурундук забавный

t1645343781ag.gift1645343781ah.gif

 

-Почему рассказ С. Устинова называется

« Любопытный бурундук»

(Он любит наблюдать за тем, что происходит вокруг)

-Каково отношение автора к изображаемому? Найдите и прочитайте в рассказе те места, где отношение автора проявляется наиболее ярко.

( автор называет их бурундучки, бурундучата, жалеет их, когда им приходится «туго», называя «бедняги»; в конце рассказа в последнем абзаце автор показывает нам, что любит бурундуков, называя зверька « милый полосатик»)

Использование стратегии

« Мозговой штурм» помогает направить внимание на подтверждение высказанных гипотез.

ФРОНТАЛЬНО

Отвечают на вопросы учителя, дополняют схему, что нового они узнали о бурундуке.

 

 

В ПАРАХ

Мини-исследование

5 мин

Предлагает определить стиль данного текста.

 

-Ребята, скажите в каком стиле написан данный рассказ?

( художественный)

-А если здесь элементы других стилей? ( да, научного, так как Семен Устинов является и писателем, и ученым одновременно, то в его рассказах прослеживается смешение двух стилей: художественного и научного).

-Назовите примеры из текста?

Научный:

( « Бурундуки в лесу встречаются повсюду, даже высоко в горах, в зарослях кедрового стланика, там, где уже и лес не растет. И бывает их очень много. На Баргузинском, Байкальском хребтах, на Восточном Саяне, Хамар-Дабане и других регионах Прибайкалья на один километр по тайге, бывает, насчитываешь их около десятка»).

Художественный:

« Однажды на своих многодневных исследовательских маршрутах по тайге я решил проверить, так ли это. В дневнике я расчертил табличку, куда записывал время, когда заносил « ульканье» бурундука, и состояние погоды»

 

Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения

В ПАРАХ

Определяют, к какому стилю принадлежит рассказ

« Любопытный бурундук»?

Послетекстовая стратегия

« Синквейн»

2 мин

Учитель работает по стратегии « Синквейн»:

1.Тема (слово, понятие)

Бурундук

2. Два прилагательных, показывающих отношение к теме:

Забавный, любопытный

3. Три глагола

Запасает, «улькает», шуршит

4.Предложение в 4 слова

Забавный бурундук запасает орехи

5. Эмоциональное отношение к теме:

Мне очень понравился рассказ про любопытного бурундука!

 

Показать свое отношение к тексту.

В ПАРАХ

Составляют синквейн

Домашняя работа

1 мин

Поясняет домашнее задание-

Вспомнить свои наблюдения за бурундучком в природе.

1.Написать статью о бурундуке в научном стиле для маленького брата;

2.Сделать бурундучка из любого материала ( используем крупу, кусочки коры, солому, пластелин и др.)

3.Сочинить сказку о бурундуке или написать стихотворение.

4.Нарисовать красочный рисунок с изображением бурундучка.

Дифференциация домашнего задания:

Когнитивные УУД, творческие способности.

Выбирают себе домашнее задание

Рефлексия

Оценки

3 мин

 

 

 

 

Моя работа на уроке

Было легко

Было трудно

Предполагал (а), о чем будет рассказ

1

2

3

1

2

3

Разминка «Что знаем о бурундуке»

 

 

 

 

 

 

«Чтение с остановками»

 

 

 

 

 

 

Определял (а) элементы стиля рассказа

 

 

 

 

 

 

Составлял (а) синквейн

 

 

 

 

 

 

Что мне делать, чтобы преодолеть трудности……

 

 

Определяют степень успешности работы на уроке

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.