12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Афанасьева Анна Владимировна224
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
11

Интерактивное обучение: ротационные тройки на уроке родной литературы в 7 классе по теме «Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»)»

Афанасьева А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г.Сургута

Учебное пособие по родной русской литературе для 7 класса под редакцией О.М. Александровой даёт возможности для интерактивного обучения. Как же выстроить работу, используя по максимуму материал данного учебного пособия? Рассмотрим применение на уроке родной русской литературы в 7 классе по теме «Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»)» такой интерактивной формы обучения как ротационные тройки. Данная форма работы способствует активному анализу нового материала, обсуждению с целью его осмысления.

В пособии О.М. Александровой представлена глава «Тобольск» (в сокращении) из книги В.Г. Распутина «Сибирь, Сибирь…», которую предваряют краткая биографическая справка и рубрика «Из первых уст». Сопровождают текст В.Г. Распутина рубрики «Работаем со словом» и «Историко-культурный комментарий». В конце темы дан список вопросов из шести пунктов (вопросы построены таким образом, что на них нельзя дать односложный ответ, требуется построить небольшое высказывание). Благодаря такой структуре учащиеся познают национально-культурное своеобразие русской литературы. Накануне урока дети читают главу «Тобольск» из пособия самостоятельно, во время урока задействуются просмотровое и изучающее чтение.

Каким образом организуется работа? Учитель заранее готовит карточки по количеству учеников. На класс из 30 учеников готовится 30 карточек, из которых 10 карточек будут обозначены цифрой «0», 10 карточек – цифрой «1», 10 карточек – числом «2». Эти карточки раздаются учащимся в начале урока. Ученики образуют 10 групп по три человека, располагаясь в классе так, чтобы тройки образовывали круг (для возможности перехода учащихся). На столах у каждой группы находятся рабочие листы (см. приложение 1), письменные принадлежности, учебные пособия по количеству участников группы (3).

После организационного момента и небольшого вступления учитель предлагает каждой тройке учащихся ответить на первый вопрос пособия: «Почему Тобольск называют «отцом сибирских городов»?». На оформление ответа отводится 5 минут. Затем учитель объявляет смену состава групп. Учащиеся с карточками №1 переходят в соседнюю группу, двигаясь по часовой стрелке, учащиеся с карточками №2 двигаются против часовой стрелки, переходя через две тройки. Учитель озвучивает следующий вопрос.

Поскольку в списке вопросов, как мы отметили выше, 6 пунктов, передвижение троек будет происходить на уроке 6 раз. После ответа на последний вопрос рабочие листы сдаются на проверку и оценку учителю, в классе проводится рефлексия: важно обратить внимание не только на результаты предметно-практической и познавательной деятельности, но и на формирование способов и приёмов учебной деятельности.

Таким образом, ротационные тройки развивают навык эффективного общения, позволяют каждому учащемуся активно участвовать в образовательном процессе, не прячась за спины своих товарищей.


Приложение 1.

Родная русская литература. 7 класс

Рабочий лист по теме «Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»)»

Фамилия, имя учащегося__________________________________________________


Вопросы


Ответы

1. Почему Тобольск называют «отцом сибирских городов»?


2.Какую роль в истории Тобольска сыграл Ермак?


3.О каких исторических достопримечательностях Тобольска рассказывает писатель? Что в них привлекает его особое внимание?



4.Писатель называет Тобольск самым «картинным» в Сибири городом. Приведите примеры из текста, подтверждающие эту мысль.



5.Какие люди, по мнению автора, прославили Тобольск? Что вы о них узнали? Расскажите об этом, опираясь на текст произведения В. Г. Распутина и используя комментарии и материал вступительной статьи.



6.Как вы поняли заключительные слова из главы о Тобольске: «Достанет ли у нас сил, мужества, убедительности, памяти и доброй воли, чтобы тебя отстоять?» К кому они обращены и с чем связаны?




Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.