Технологическая карта урока литературное чтения «Покорение Сибири Ермаком» (4 класс)
Технологическая карта урока
Ванчугова Светлана Михайловна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска
Литературное чтение. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Народные легенды. Легенда о покорении Сибири Ермаком.
Тип урока: объяснение нового материала с элементами исследовательской деятельности.
Виды и формы организации учебного процесса: личностно-ориентированный урок с использованием фронтальной, индивидуальной, групповой работы.
Методы обучения: проблемно-поисковый (создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению); словесный (беседа, диалог); практический (работа с дополнительными источниками информации таблицей); наглядный (наблюдение, презентация); исследовательский.
Педагогические технологии: технология АМО, ИКТ, игровые технологии, технология обучения как учебного исследования, технология критического мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, карта России,
презентация в формате MS.ppt., раздаточный материал научно-популярная литература:
Н. М. Карамзин «История государства Российского» том 3 глава 8 стр. 107, М.:Моск.рабочий; Слог, 1993;
Н. М. Карамзин «История государства Российского» том 9 глава 6 стр. 18, М.:Моск.рабочий; Слог, 1993;
А.А. Семенюк, М.А. Матюшина «Школьный толковый словарь русского языка», М., «Просвещение», 2001;
Н.В.Чудакова, А.В.Громов «Я познаю мир», стр. 209, стр. 248, М., АСТ, 2002;
Учебник «Литературное чтение», 4 класс, I часть, раздел «Героическая песня, легенда, библейское предание» Авторы-составители: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. - М. «Вента-Граф», 2004
Цель урока: дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний
Планируемые результаты: понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития.
Личностные результаты: эмоционально « переживают» текст, выражают свои эмоции; высказывают отношение е героям произведения, их поступкам
УДД ( метапредметные)
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы
Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению трудностей.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормима родного языка и современных средств коммуникации.
Ход урока
Этапы урока |
Цель деятельности |
Действия учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемый результат |
Организационный момент |
Мотивация к учебной деятельности |
Приветствует учащихся |
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. |
Личностные УУД: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Проверка домашнего задания |
Развитие навыка подробного пересказа |
Предлагает подробно пересказать « Легенду о граде Китеже» |
Подробно пересказывают произведение |
Личностные результаты: определяют свои эмоции, проявляют интерес к народным легендам. Предметные результаты: подробно пересказывают. |
Актуализация знаний |
Подготовка к работе на уроке. Владение понятие легенда. Определение учебной задачи урока. |
Организует беседу.- К какому жанру относится произведение « Легенда о граде Китеже». Дайте определение жанра « легенда» Как вы думаете о чём мы будем читать? |
Дают определение жанра легенда. Высказывают предположения. Формулируют учебную задачу совместно с учителем. |
Предметные результаты: объясняют понятие. Регулятивные УУД: формулируют цель урока под руководством учителя Коммуникативные УУД: полно и точно выражают свои мысли. |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Введение понятия монолог. Выразительное чтение монолога. |
Предлагает прослушать «Легенду о покорении Сибири Ермаком». Ответит на вопросы по содержанию - Что беспокоило царя? Кто помог найти Ермака? С какой просьбой обратился царь? Прочитайте монолог Ивана- царя |
Читают текст легенды, находят ответы на вопросы. Знакомятся с понятием монолог. Находят монолог в тексте. Выразительно читают. |
Личностные результаты: эмоционально воспринимают легенду Предметные результаты: осознанно выразительно читают. Познавательные УУД: строят рассуждения. Коммуникативные УУД :оформляют свои мысли в устной форме |
Применений знаний и способов действий |
Исследование признаков « легенды». Построение речевых высказываний. Создание портретной характеристики . |
Предлагает провести исследование, составить кластер Исследовательская работа - Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой. - В каждом исследовании есть: предмет исследования, гипотеза, методы исследования и выводы. Предметом исследования будет легенда. Гипотеза: в процессе исследования нужно доказать, что легенда основана на историческом событии, написана в форме сказки. Метод исследования: наблюдение, практическая работа (работа с картой) См. Приложение |
Проводит исследование, составляют кластер |
Предметные результаты: относят произведение к легенде, описывают героев и события, работают с географической картой Познавательные УУД: подводят под понятие Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других |
Рефлексия |
Формирование умения давать оценку и самооценку |
Организует оценочные высказывания обучающихся |
Оценивают результаты учебно- познавательной деятельности |
Регулятивные УУД: в диалоге с учителем оценивают степень успешности своей работы |
Домашнее задание |
Развитие навыков выразительного чтения |
Комментирует д.з. |
Записывают задание в дневник |
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу. |
Приложение
Исследование легенды
Этапы исследования |
||||
I этап исследования Историческая личность: доказать или опровергнуть существование исторической личности |
||||
Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного. Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Вывод заносят в кластер; Историческая личность Учитель дополняет рассказ учащихся. Методы исследования: наблюдение. Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями. |
Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы |
|||
II этап исследования Временные рамки: необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и дат, приводимых в научно-популярных статьях в книге Н. М. Карамзина «История государства Российского». |
||||
Гипотеза: временные рамки в легенде совпадают/не совпадают с историческими событиями Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьёй из книги Н. М. Карамзина «История государства Российского» том 9 глава 6 страница 18. Даты жизни Ивана Грозного (1530-1584) и завоевание Ермаком Сибири (1581год) совпадают. Методы исследования: наблюдение. Вывод заносят в кластер Временные рамки Вывод: временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности. |
Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы |
|||
III этап исследования Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде |
||||
Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России). Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш. Вывод заносят в кластер Географическое место Методы исследования: практическая работа. Вывод: наше предположение подтвердилось. |
Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы |
|||
Общий вывод: Вы доказали, что произведения основываются на исторических событиях, выполнено одно условие из понятия легенды. |
Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний |
|||
IV этап исследования Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений |
||||
Гипотеза: В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки. Это второе условие определения понятия легенды. Нам надо доказать/ опровергнуть вторую часть определения легенды. Вспомните и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка. Учащиеся доказывают/опровергают условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в кластере . Сказочный стиль Достаточно доказать два условия сказочного стиля. |
Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний |
|||
Таблица доказательств литературного стиля произведения |
||||
Повторяющиеся определения. Думал-думал, царь-батюшка… Определения перед определяемым словом. Смерти не боится…, заболел царь. Краткие формы прилагательных и глаголов. Слег, слыхал,…повидали… Нравственные ценности народа: Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу) Вывод: произведение написано в форме сказки |
Развитие способностей к практическому применению изученного материала |
|||
В ходе исследовательской работы доказали, что в этих произведениях выполнены два условия, значит, эти произведения являются легендами. |
Актуализация полученных знаний |
|||
V этап урока Подведение итогов Цель этапа: осмысление новых знаний, умений, критический анализ полученной информации |
||||
Кластер
Легенда
Географическое место Сказочный стиль
Историческая личность Временные рамки
|
Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации |
Красильникова Ирина Сергеевна
Смоленцева Галина Леонидовна