Технологическая карта урока литературное чтения «Покорение Сибири Ермаком» (4 класс)

4
2
Материал опубликован 25 October 2018 в группе

Технологическая карта урока

Ванчугова Светлана Михайловна

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска

Литературное чтение. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Народные легенды. Легенда о покорении Сибири Ермаком.

Тип урока: объяснение нового материала с элементами исследовательской деятельности.

Виды и формы организации учебного процесса: личностно-ориентированный урок с использованием фронтальной, индивидуальной, групповой работы.

Методы обучения: проблемно-поисковый (создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению); словесный (беседа, диалог); практический (работа с дополнительными источниками информации таблицей); наглядный (наблюдение, презентация); исследовательский.

Педагогические технологии: технология АМО, ИКТ, игровые технологии, технология обучения как учебного исследования, технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, карта России,

презентация в формате MS.ppt., раздаточный материал научно-популярная литература:

Н. М. Карамзин «История государства Российского» том 3 глава 8 стр. 107, М.:Моск.рабочий; Слог, 1993;

Н. М. Карамзин «История государства Российского» том 9 глава 6 стр. 18, М.:Моск.рабочий; Слог, 1993;

А.А. Семенюк, М.А. Матюшина «Школьный толковый словарь русского языка», М., «Просвещение», 2001;

Н.В.Чудакова, А.В.Громов «Я познаю мир», стр. 209, стр. 248, М., АСТ, 2002;

Учебник «Литературное чтение», 4 класс, I часть, раздел «Героическая песня, легенда, библейское предание» Авторы-составители: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. - М. «Вента-Граф», 2004

Цель урока: дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний

Планируемые результаты: понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития.

Личностные результаты: эмоционально « переживают» текст, выражают свои эмоции; высказывают отношение е героям произведения, их поступкам

УДД ( метапредметные)

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и художественной литературы

Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению трудностей.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормима родного языка и современных средств коммуникации.

Ход урока

Этапы урока

Цель деятельности

Действия учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Личностные УУД: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Проверка домашнего задания

Развитие навыка подробного пересказа

Предлагает подробно пересказать « Легенду о граде Китеже»

Подробно пересказывают произведение

Личностные результаты: определяют свои эмоции, проявляют интерес к народным легендам.

Предметные результаты: подробно пересказывают.

Актуализация знаний

Подготовка к работе на уроке.

Владение понятие легенда. Определение учебной задачи урока.

Организует беседу.- К какому жанру относится произведение « Легенда о граде Китеже».

Дайте определение жанра « легенда»

Как вы думаете о чём мы будем читать?

Дают определение жанра легенда. Высказывают предположения.

Формулируют учебную задачу совместно с учителем.

Предметные результаты: объясняют понятие.

Регулятивные УУД: формулируют цель урока под руководством учителя

Коммуникативные УУД: полно и точно выражают свои мысли.

Усвоение новых знаний и способов действий

Введение понятия монолог. Выразительное чтение монолога.

Предлагает прослушать «Легенду о покорении Сибири Ермаком».

Ответит на вопросы по содержанию

- Что беспокоило царя?

Кто помог найти Ермака?

С какой просьбой обратился царь? Прочитайте монолог Ивана- царя

Читают текст легенды, находят ответы на вопросы.

Знакомятся с понятием монолог. Находят монолог в тексте. Выразительно читают.

Личностные результаты: эмоционально воспринимают легенду

Предметные результаты:

осознанно выразительно читают.

Познавательные УУД: строят рассуждения.

Коммуникативные УУД :оформляют свои мысли в устной форме

Применений знаний и способов действий

Исследование признаков « легенды».

Построение речевых высказываний. Создание портретной характеристики .

Предлагает провести исследование, составить кластер

Исследовательская работа

- Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой.

- В каждом исследовании есть: предмет исследования, гипотеза, методы исследования и выводы.

Предметом исследования будет легенда.

Гипотеза: в процессе исследования нужно доказать, что легенда основана на историческом событии, написана в форме сказки.

Метод исследования: наблюдение, практическая работа (работа с картой) См. Приложение

Проводит исследование, составляют кластер

Предметные результаты: относят произведение к легенде, описывают героев и события, работают с географической картой

Познавательные УУД: подводят под понятие

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других

Рефлексия

Формирование умения давать оценку и самооценку

Организует оценочные высказывания обучающихся

Оценивают результаты учебно- познавательной деятельности

Регулятивные УУД: в диалоге с учителем оценивают степень успешности своей работы

Домашнее задание

Развитие навыков выразительного чтения

Комментирует д.з.

Записывают задание в дневник

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Приложение

Исследование легенды

Этапы исследования

I этап исследования

Историческая личность: доказать или опровергнуть существование исторической личности

     
 

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного.

Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Вывод заносят в кластер; Историческая личность

Учитель дополняет рассказ учащихся.

Методы исследования: наблюдение.

Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

II этап исследования

Временные рамки: необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и дат, приводимых в научно-популярных статьях в книге Н. М. Карамзина «История государства Российского».

 

Гипотеза: временные рамки в легенде совпадают/не совпадают с историческими событиями

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьёй из книги Н. М. Карамзина «История государства Российского» том 9 глава 6 страница 18. Даты жизни Ивана Грозного (1530-1584) и завоевание Ермаком Сибири (1581год) совпадают.

Методы исследования: наблюдение. Вывод заносят в кластер Временные рамки

Вывод: временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

III этап исследования

Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде

 

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России).

Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш. Вывод заносят в кластер Географическое место

Методы исследования: практическая работа.

Вывод: наше предположение подтвердилось.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

Общий вывод: Вы доказали, что произведения основываются на исторических событиях, выполнено одно условие из понятия легенды.

Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний

IV этап исследования

Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений

Гипотеза: В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки. Это второе условие определения понятия легенды. Нам надо доказать/ опровергнуть вторую часть определения легенды. Вспомните и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка.

Учащиеся доказывают/опровергают условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в кластере . Сказочный стиль Достаточно доказать два условия сказочного стиля.

Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний

Таблица доказательств литературного стиля произведения

 

Повторяющиеся определения.

Думал-думал, царь-батюшка…

Определения перед определяемым словом.

Смерти не боится…, заболел царь.

Краткие формы прилагательных и глаголов.

Слег, слыхал,…повидали…

Нравственные ценности народа:

Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу)

Вывод: произведение написано в форме сказки

Развитие способностей к практическому применению изученного материала

В ходе исследовательской работы доказали, что в этих произведениях выполнены два условия, значит, эти произведения являются легендами.

Актуализация полученных знаний

V этап урока Подведение итогов

Цель этапа: осмысление новых знаний, умений, критический анализ полученной информации

Кластер

 

Легенда

 

 

 

Географическое место

Сказочный стиль

 

 

 

Историческая

личность

Временные рамки

 

 

Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

думаю, у вас получился замечательный урок)

9 December 2018

Интересный материал, Светлана Михайловна!

19 February 2019

Похожие публикации