Технологическая карта урока по окружающему миру «Красная книга России. Правила поведения на природе» (2 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру
Дата: 2.12.19
Школа: № 33
Класс: 2 а
Тип урока: Изучение нового материала
Тема урока | «Красная книга России». Правила поведения на природе |
Цель | Формирование экологической этики младших школьников. |
Задачи | Образовательные: Познакомить с Красной книгой России и Кузбасса, с животными и растениями, находящимися в них Вспомнить правила поведения на природе Развивающие: Развивать познавательный интерес к предмету «Окружающий мир» Развивать положительные личностные качества: наблюдательность, любознательность, логическое мышление, речь Способствовать развитию психических функций: внимание, память, мышление, воображение Воспитательные: Воспитывать бережное отношение животным и растениям, чувство ответственности за них Воспитывать экологическую культуру в целом |
Планируемые результаты | Предметные: различать животных и растения, относящихся к разным страницам Красной книги; находить взаимосвязи в окружающем мире; объяснять причины исчезновения животных и растений; соблюдать правила поведения в природе. Формируемые УУД - Личностны - Регулятивные - Коммуникативные - Познавательные |
Основные понятия | Заповедник, национальный парк, Красная книга |
Межпредметные связи | Литература |
Оборудование | Учебник: «Окружающий мир», Плешаков А.А, 2 класс,1 ч. Дополнительная литература: интернет источники: http://www.zoopicture.ru/ |
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время | ||||||
Предметные | УУД | |||||||||
I. Организация класса на работу | ||||||||||
Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. | - Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Сиянье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Так постараемся сегодня И вместе проведём урок. - Какие правила поведения на уроке вы знаете? - Если мы будем соблюдать все эти правила, тогда у нас все получится! | Проверяют свою готовность к уроку, рабочее место, настраиваются на урок. Приветствуют учителя. | | Уметь организовать свое рабочее место. (Регулятивные УУД) | 1-2 мин. | |||||
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. | ||||||||||
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска ответа, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | - Тема нашего урока будет состоять из двух слов. - Первое слово вы отгадаете по 3 моим подсказкам. 1. Она учит многих, хотя постоянно молчит. () 2. Она может о чём-то рассказать, может задать тебе задачу, может отправить тебя в путешествие.() 3. Её можно взять с собой, даже положить в портфель или убрать в шкаф.() - Верно, это книга. А какая, вы попробуете догадаться, когда я прочту стихотворение. Мы речь свою поведём о том, Что вся Земля – наш общий дом- Наш добрый дом, просторный дом- Мы все с рожденья в нём живём. Ещё о том ведём мы речь, Что мы наш дом должны беречь. Давай докажем, что не зря На нас надеется Земля! - Вы догадались, какой книге мы посвятим наш урок? (о Красной книге) слайд - Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. - Поставьте для себя цели: что вы хотите узнать? Чему научиться? | Отгадывают первое слово темы урока Слушают стихотворение Формулируют тему урока Ставят цели с помощью учителя | | Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД). Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. (Личностные УУД) Формулировать познавательную цель. (Регулятивные УУД). | 2-3 мин | |||||
III. Изучение нового материала | ||||||||||
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия нового материала, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательномувосприятию. | - Что вы слышали о Красной книге? - Сейчас мы с вами поиграем в игру “Верно - не верно”. Я предлагаю вам поработать в парах. На слайде записаны высказывания, относящиеся к Красной книге. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. - Ваша задача: прочитать высказывания и обсудить в парах эти утверждения. После чего мы обсудим их вместе. (3 мин.) Слайд 1. Красная книга - это список исчезнувших навсегда растений и животных. 2. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими. 3. Существует только одна Красная книга. 4. Красная книга хранится в городе Морже. 5. Красный цвет предупреждает об опасности. - Давайте разберемся, правильно ли вы рассуждали. Послушайте внимательно текст, и найдите в нем правильные ответы. Красная книга Красная книга - это список редких и исчезающих животных и растений. Международная Красная книга была издана в 1966 году в необычном виде. Цвет переплёта книги красный. Он, как сигнал светофора, предупреждает: “Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни! Остановись, ты разрушаешь свой дом!” - Ответы на какие высказывания вы получили из текста? 1. Красная книга - это список исчезнувших навсегда растений и животных. (Нет! Это список редких и исчезающих животных и растений) 5. Красный цвет предупреждает об опасности. (Да! Красный цвет книги, как и светофора предупреждает об опасности) - Ответим и на остальные вопросы: 4. Хранится главная красная книга в швейцарском городе Морже. 3. Кроме Международной Красной книги, куда записаны живые существа всей Земли, есть и другие. Например, Красная книга России, Красная книга Москвы, Красная книга Кузбасса. 2. Почему же некоторых животных и растений остаётся очень мало или они совсем исчезают? - Подумайте, как люди причастны к этому? (Люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха и мяса. Угрозой исчезновения является также разрушение мест обитания, вырубка лесов). - Теперь мы знаем все верные ответы! - Мы узнали общую информацию о Красной книге. А теперь будем останавливаться подробнее на ее страницах. - Как вы узнали, существует не одна такая книга. Сегодня мы познакомимся с Международной Красной книгой и Красной книгой Кузбасса. - Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. - Подумайте, а для чего это нужно? (По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное) - А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по страницам Красной книги и подумаем, что каждый из нас может сделать, чтобы Красная книга не пополнялась новыми животными и растениями. слайд 1. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить. - Гепард, полосатая гиена 2. На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается. - Амурский тигр, морж 3. На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика. - Снежный барс, утконос 4. На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные. - Черепаха, императорский пингвин 5. На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим. - Бескрылая гагарка, странствующий голубь - Перед тем, как мы отправимся дальше изучать страницы Красной книги, давайте немного отдохнем. Физминутка Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! - А теперь, поговорим о растениях, которые встречаются в Красной книге. 1. Птицемлечник дуговидный (в переводе с греческого означает птичье молоко и дано за окраску цветков; в природе он живет по лесным опушкам и степям от Балкан до Крыма). 2. Кубышка желтая (Лечебными свойствами обладают цветки, листья, корневище и семена растения; В сыром виде корневища ядовиты, но съедобны, если их отварить в солёной воде) 3. Лютик саянский (Растет в альпийском поясе, на сырых прирусловых, высокогорных лугах ) - Сейчас вспомним правила поведения на природе Правила: 1.Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны! 2. Не ловите бабочек, стрекоз, кузнечиков, жуков. 3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников. 4. Убирайте за собой мусор. Не оставляйте его на природе. 5. Берегите почву. 6. Берегите прекрасный мир растений. 7. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли. 8. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой. | Делятся своими знаниями Играют в игру «Верно - не верно» в парах Прогнозируют ответы обсуждают высказывания вместе Слушают текст, находят в нем ответы По 1 уч-ся рассказывают о значении цвета страниц Выполняют физминутку | Объяснять причины исчезновения животных и растений - различать животных и растения, относящихся к разным страницам Красной книги; - находить взаимосвязи в окружающем мире; - объяснять причины исчезновения животных и растений; - соблюдать правила поведения в природе. Соблюдать правила поведения на природе | Работать по алгоритму, составленному совместно с учителем. Выделять внешние признаки предметов, явлений, выделять предмет на основе заданных признаков. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами. Анализировать объекты. (Познавательные УУД) Осуществлять учебные действия в новом материале под руководством учителя, по образцу или заданному плану. (Регулятивные УУД). Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; Формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД) | 7-10 мин. | |||||
IV. Закрепление изученного | ||||||||||
Организовать деятельность учащихся по изучению учебного материала | - Есть люди, которые выбрали своей профессией охрану природы. Какие это профессии? (эколог, лесник, рыбовод, зверовод) Все они встают на защиту живой природы. - Подумайте, как люди помогают исчезающим животным, растениям? (создают заповедники, национальные парки) - А в нашей области есть такие места? (заповедник Кузнецкий Алатау, Шорский национальный парк) - Давайте познакомимся с этими парками. Заповедники и парки – это особо охраняемые места. 1) Заповедник «Кузнецкий Алатау» – одно из самых красивых мест Кемеровской области. Дословный перевод тюркского слова «Алатау» – «пестрые горы». - Давайте посмотрим, какие растения и животные находятся в этом заповеднике. Слайды (радиола розовая, Левзея сафлоровидная, венерин башмачок) - Послушаем сообщение об одном из растений. Венерин башмачок (Растение встречается в лесах. Цветки его по форме напоминают башмачки. Зацветает это растение на 15-17-м году жизни!) + чтение мифа учителем. Слайд - На территории заповедника зарегистрировано 273 видов птиц. Животных - 65 видов. (Бурозубка, бурундук, барсук, лось, волк) 2) Шорский национальный парк - Растения (кандык сибирский, живокость) - На многих животных часто охотятся (сапсан, горностай, кабарка, колонок, марал) - Давайте подумаем, а что можем сделать мы, чтобы Красная книга не пополнялась новыми животными и растениями. (призывать к охране, самим не нарушать правила) - Я предлагаю нарисовать плакаты, в которых будем призывать к защите исчезающих. Первая группа – плакат в защиту животных Вторая – растений (Каждая группа получает тему, лист, фломастеры, призывающие фразы) - Демонстрация плакатов. | Знакомятся с заповедником и национальным парком, а также с растениями и животными Составляют плакаты в группах Демонстрируют перед классом | Находить взаимосвязи в окружающем мире | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами. Анализировать объекты. (Познавательные УУД) Осуществлять учебные действия в новом материале под руководством учителя, по образцу или заданному плану. (Регулятивные УУД). Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; Формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД) | | |||||
V. Рефлексия | ||||||||||
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | - В заключение сегодняшнего урока, я предлагаю вам продолжить фразы. (На слайде) Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… БЕРЕГИ ПРИРОДУ!
- До свидания, до новой встречи! | Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания своей работы на уроке и закрепления полученных знаний. | Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия | Адекватно оценивать свои возможности. Оценивать учебную работу, обсуждать успешность или неуспешность своих действий.(Регулятивные УУД). Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД). | 2-3 мин. |
Учитель: Пономарёва Светлана Алексеевна