Технологическая карта занятия на тему «Подводный мир»
Технологическая карта
Тема: Подводный мир
Цель: уточнять и расширять знания детей о рыбах, закреплять знания об обитателях подводного мира с использованием элементов ТРИЗ.
Составление творческих рассказов по представлению от лица различных рыб.
Задачи:
Образовательная: расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «рыбы»; уточнить названия, внешние признаки и строение рыб;
упражнять детей в подборе слов-определений к каждой рыбе.
Коррекционная: упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица, развивать мышление, все виды восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений; стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе и её обитателям; воспитывать дружеские отношения к сверстникам, желание оказывать помощь.
Целевые ориентиры: активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, частично-поисковая.
Средства реализации: «волшебный» матерчатый мешочек, таблички с названиями видов рыб (пресноводные рыбы, морские рыбы, аквариумные рыбы), картинки с изображениями крупных и мелких пресноводных, морских и аквариумных рыб, опорный картинный план, специальные и призовые фишки.
№ п/п |
Этапы занятия |
Задачи |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность детей |
1. |
Организационно-мотивационный этап |
Мотивация к учебной деятельности |
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие: необычное, для ног утомительное, для глаз удивительное. В путешествие в таинственный, подводный мир. На улице зима, реки и озера скованы льдом, но море и океаны не замерзают, и под водой шумит разнообразная жизнь |
Здороваются, слушают логопеда |
2 |
Введение в тему занятия |
Решение проблемной ситуации |
А на чём можно попасть в подводный мир?
|
-на подводной лодке. -на батискафе. |
2 |
Мотивация |
Смотивировать детей на восприятие нового материала |
Занимаем места в батискафе. Закроем все глазки и представим себе, что мы с вами опускаемся на морское дно. Звучит музыка моря. Мимо нас проплывают стаи рыб, по дну ползают моллюски. Открывайте глазки и посмотрим вокруг. Включается мультимедийная установка, слайды с морскими обитателями (скат, рыба еж, рыба клоун). Перед вами таинственный мир, полный чудес и необычных обитателей. Наш батискаф остановился. Мы можем выйти сразу с батискафа? А что нам поможет под водой дышать и видеть? |
Садятся на стулья, закрывают глаза.
Открывают глаза, рассматривают картинки.
-не можем! -мы можем захлебнуться. -нужно надеть акваланг. -акваланг и маски |
3 |
Упражнения на дыхание |
Развитие целенаправленной воздушной струи |
Давайте сделаем дыхательную гимнастику. Медленно вдыхаем и при выдохе бьем по крыльям носа |
Выполняют дыхательную гимнастику |
4 |
Актуализация опорных знаний |
Актуализация опорных знаний о рыбах |
Беседа о рыбах: Названия каких рыб вы знаете? Где живут рыбы? Чем отличаются рыбы от животных, птиц?
|
-Карась, щука, камбала, лещ, барракуда, неон, сом, сомик. Рыбы живут в реках, прудах, озерах, морях, океанах, аквариумах -Рыбы отличаются от животных и птиц тем, что обитают в воде, дышат жабрами и не издают привычных для человека звуков. |
5 |
Постановка цели занятия |
Сформировать образовательную цель занятия |
Посмотрите, как много разнообразных рыб мы видим. Какие они интересные и непохожие друг на друга. Но у всех рыб есть отличительные признаки. Назовите эти отличительные признаки. Нужно обязательно рассказать родителям о жителях подводного мира. Для того чтобы рассказ получился интересным мы должны составить картину-план, которая поможет нам составить красивые, правильные предложения. |
Слушают учителя-логопеда -Живут в воде, дышат жабрами, имеют конечности в виде плавников, тело покрыто чешуёй, рыбы не могут плакать, |
6 |
Изучение нового материала |
Развивать умение составлять правильные, полные предложения |
Предлагается составить картинный план, включающий следующие пункты. 1.Как называются рыба 2.Где обитает (живет). 3.Как выглядит, отличительные признаки. 4.Чем питается. 5.Как выводит потомство. 6.Какие опасности её подстерегают. В зависимости от количественного состава группы каждый ребенок пробует составлять предложения по одному-двум пунктам плана. |
Слушают учителя-логопеда. Дети предлагают свои варианты картин для плана. Составляют предложения по одному-двум пунктам плана.
|
|
Физкультминутка |
Создание благоприятного психологического климата, сохранение здоровья ребенка |
Ходят волны на просторе. Вы узнали? Это море. Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.
|
-Дети идут по кругу, плавно машут руками. Делают произвольные движения. Приседают и встают. Сидя на корточках руками делают махи над головой |
|
Осмысление и осознание изученного материала |
Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления |
Учитель-логопед предлагает вытянуть из волшебного сундука картинки мест обитания различных рыб. (Картинки: аквариум, река, океан). Из картинок, выставленных на доске, каждой команде нужно выбрать заданные виды рыб, живущие в реках, морях или аквариумах. |
Слушают учителя-логопеда. Выбирают таблички с надписью, картинки с изображением рыб, необходимых данной команде. |
|
Применение новых знаний |
Обеспечить понимание данного материала детьми через нестандартные задания. |
-Скажите ребята, рыбы умеют говорить?Как вы думаете, что бы они могли нам рассказать, если бы вдруг могли заговорить? -Давайте попробуем придумать небольшие рассказы из жизни рыб. У каждой команды есть картинки с изображениями рыб. Вам нужно посоветоваться и подобрать одну рыбу. После этого нужно выставить изображения этих рыб на доску, и от имени каждой рыбки участники команды должны составить рассказ об их жизни. Не забывайте, придерживайтесь картинного плана. |
-Я карась. Живу в реках, прудах, озерах и даже болотах. Форма тела продолговатая, сплюснутая с боков. Цвет чешуи может быть от серебристого до золотого. Питаюсь червями, личинками насекомых, мелкими рачками. Мальки появляются из икринок, которые я откладывая в грунт водоема. Опасаюсь хищных рыб.
-Я барбус алый. Живу в аквариуме. У меня вытянутое туловище, овальной формы. Усиков нет, брюшко серебристое. На теле виден сетчатый рисунок из чешуек. Питаюсь живым и сухим кормом. Откладываю икринки, из которых появляются мальки. Боюсь, что хозяйский кот может меня достать из аквариума.
-Я осетр. Живу часть жизни в море, часть жизни в реке. Тело у меня сильно вытянуто. Туловище покрыто чешуей. Голова небольшая, рыло вытянутое, острое или чуть притупленное. На его конце расположены 4 усика. Питаюсь рыбами мелких и средних размеров. Откладываю икринки, из них выводятся мальки. Моя икра очень ценная, поэтому я опасаюсь, что меня выловят рыбаки. |
|
Закрепление новых знаний |
Обеспечить закрепление новых знаний детьми |
Учитель-логопед предлагает провести игру : «Что никогда не смогут сделать рыбы и почему?». -Могут рыбы жить на суше? Почему? -Чистить перья? Почему? -Высиживать птенцов? Почему? -Строить гнезда? Почему? -Чесать лапой за ухом? Почему? -Убегать от хищника? Почему? |
-Рыбы не могут жить на суше потому что они дышат жабрами . -Не чистят перья , потому что у них туловище покрыто чешуей. -Рыбы откладывают икру или выводят мальков. -Не сроят гнезда, потому что не живут на деревьях. -Не чешут лапой за ухом, потому что у них не лап, а есть плавники. -От хищников они не убегают, потому что у них нет лап, они. уплывают |
|
Итог занятия |
Подвести итоги, выявить качественную оценку работы детей |
Учитель-логопед сообщает о том, что пришло время покинуть подводный мир. Предлагает занять места в батискафе. Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Название, каких рыб вы запомнили? С какими обитателями встречались? |
Слушают учителя-логопеда
|
|
Рефлексия |
Инициировать рефлексию детей по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности. |
Учитель-логопед предлагает детям показать свое настроение, оно похоже на веселую рыбку-клоуна или на недовольного ерша. |
Дети отмечают значком свое настроение на плакате. |
Латыпова Лилия Салаватбатыровна МАДОУ №1 «Сказка»