12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Технологическая карта

Тема: Подводный мир

Цель: уточнять и расширять знания детей о рыбах, закреплять знания об обитателях подводного мира с использованием элементов ТРИЗ.

Составление творческих рассказов по представлению от лица различных рыб.

Задачи:

Образовательная: расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «рыбы»; уточнить названия, внешние признаки и строение рыб;

упражнять детей в подборе слов-определений к каждой рыбе.

Коррекционная: упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица, развивать мышление, все виды восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений; стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе и её обитателям; воспитывать дружеские отношения к сверстникам, желание оказывать помощь.

Целевые ориентиры: активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, частично-поисковая.

Средства реализации: «волшебный» матерчатый мешочек, таблички с названиями видов рыб (пресноводные рыбы, морские рыбы, аквариумные рыбы), картинки с изображениями крупных и мелких пресноводных, морских и аквариумных рыб, опорный картинный план, специальные и призовые фишки.

 

 

п/п

Этапы занятия

Задачи

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

1.

Организационно-мотивационный этап

Мотивация к учебной деятельности

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие: необычное, для ног утомительное, для глаз удивительное. В путешествие в таинственный, подводный мир. На улице зима, реки и озера скованы льдом, но море и океаны не замерзают, и под водой шумит разнообразная жизнь

Здороваются, слушают логопеда

2

Введение в тему занятия

Решение проблемной ситуации

А на чём можно попасть в подводный мир?

 

-на подводной лодке.

-на батискафе.

2

Мотивация

Смотивировать детей на восприятие нового материала

Занимаем места в батискафе. Закроем все глазки и представим себе, что мы с вами опускаемся на морское дно.

Звучит музыка моря.

Мимо нас проплывают стаи рыб, по дну ползают моллюски.

Открывайте глазки и посмотрим вокруг.

Включается мультимедийная установка, слайды с морскими обитателями (скат, рыба еж, рыба клоун).

Перед вами таинственный мир, полный чудес и необычных обитателей. Наш батискаф остановился. Мы можем выйти сразу с батискафа?

А что нам поможет под водой дышать и видеть?

Садятся на стулья, закрывают глаза.

 

 

 

 

Открывают глаза, рассматривают картинки.

 

-не можем!

-мы можем захлебнуться.

-нужно надеть акваланг.

-акваланг и маски

3

Упражнения на дыхание

Развитие целенаправленной воздушной струи

Давайте сделаем дыхательную гимнастику. Медленно вдыхаем и при выдохе бьем по крыльям носа

Выполняют дыхательную гимнастику

4

Актуализация опорных знаний

Актуализация опорных знаний о рыбах

Беседа о рыбах:

Названия каких рыб вы знаете? Где живут рыбы?

Чем отличаются рыбы от животных, птиц?

 

-Карась, щука, камбала, лещ, барракуда, неон, сом, сомик.

Рыбы живут в реках, прудах, озерах, морях, океанах, аквариумах

-Рыбы отличаются от животных и птиц тем, что обитают в воде, дышат жабрами и не издают привычных для человека звуков.

5

Постановка цели занятия

Сформировать образовательную цель занятия

Посмотрите, как много разнообразных рыб мы видим. Какие они интересные и непохожие друг на друга. Но у всех рыб есть отличительные признаки. Назовите эти отличительные признаки.

Нужно обязательно рассказать родителям о жителях подводного мира.

Для того чтобы рассказ получился интересным

мы должны составить картину-план, которая поможет нам составить красивые, правильные предложения.

Слушают учителя-логопеда

-Живут в воде, дышат жабрами, имеют конечности в виде плавников, тело покрыто чешуёй, рыбы не могут плакать,

6

Изучение нового материала

Развивать умение составлять правильные, полные предложения

Предлагается составить картинный план, включающий следующие пункты.

1.Как называются рыба

2.Где обитает (живет).

3.Как выглядит, отличительные признаки.

4.Чем питается.

5.Как выводит потомство.

6.Какие опасности её подстерегают.

В зависимости от количественного состава группы каждый ребенок пробует составлять предложения по одному-двум пунктам плана.

Слушают учителя-логопеда. Дети предлагают свои варианты картин для плана. Составляют предложения по одному-двум пунктам плана.

 

 

Физкультминутка

Создание благоприятного психологического климата, сохранение здоровья ребенка

Ходят волны на просторе.

Вы узнали? Это море.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

 

-Дети идут по кругу, плавно машут руками.

Делают произвольные движения.

Приседают и встают.

Сидя на корточках руками делают махи над головой

 

Осмысление и осознание изученного материала

Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления

Учитель-логопед предлагает вытянуть из волшебного сундука картинки мест обитания различных рыб. (Картинки: аквариум, река, океан). Из картинок, выставленных на доске, каждой команде нужно выбрать заданные виды рыб, живущие в реках, морях или аквариумах.

Слушают учителя-логопеда. Выбирают таблички с надписью, картинки с изображением рыб, необходимых данной команде.

 

Применение новых знаний

Обеспечить понимание данного материала детьми через нестандартные задания.

-Скажите ребята, рыбы умеют говорить?Как вы думаете, что бы они могли нам рассказать, если бы вдруг могли заговорить?

-Давайте попробуем придумать небольшие рассказы из жизни рыб. У каждой команды есть картинки с изображениями рыб. Вам нужно посоветоваться и подобрать одну рыбу. После этого нужно выставить изображения этих рыб на доску, и от имени каждой рыбки участники команды должны составить рассказ об их жизни. Не забывайте, придерживайтесь картинного плана.

-Я карась. Живу в реках, прудах, озерах и даже болотах. Форма тела продолговатая, сплюснутая с боков. Цвет чешуи может быть от серебристого до золотого. Питаюсь червями, личинками насекомых, мелкими рачками. Мальки появляются из икринок, которые я откладывая в грунт водоема. Опасаюсь хищных рыб.

 

-Я барбус алый. Живу в аквариуме. У меня вытянутое туловище, овальной формы. Усиков нет, брюшко серебристое. На теле виден сетчатый рисунок из чешуек. Питаюсь живым и сухим кормом. Откладываю икринки, из которых появляются мальки. Боюсь, что хозяйский кот может меня достать из аквариума.

 

-Я осетр. Живу часть жизни в море, часть жизни в реке. Тело у меня сильно вытянуто. Туловище покрыто чешуей. Голова небольшая, рыло вытянутое, острое или чуть притупленное. На его конце расположены 4 усика. Питаюсь рыбами мелких и средних размеров. Откладываю икринки, из них выводятся мальки. Моя икра очень ценная, поэтому я опасаюсь, что меня выловят рыбаки.

 

Закрепление новых знаний

Обеспечить закрепление новых знаний детьми

Учитель-логопед предлагает провести игру : «Что никогда не смогут сделать рыбы и почему?».

-Могут рыбы жить на суше? Почему?

-Чистить перья? Почему?

-Высиживать птенцов? Почему?

-Строить гнезда? Почему?

-Чесать лапой за ухом? Почему?

-Убегать от хищника? Почему?

-Рыбы не могут жить на суше потому что они дышат жабрами .

-Не чистят перья , потому что у них туловище покрыто чешуей.

-Рыбы откладывают икру или выводят мальков.

-Не сроят гнезда, потому что не живут на деревьях.

-Не чешут лапой за ухом, потому что у них не лап, а есть плавники.

-От хищников они не убегают, потому что у них нет лап, они. уплывают

 

Итог занятия

Подвести итоги, выявить качественную оценку работы детей

Учитель-логопед сообщает о том, что пришло время покинуть подводный мир. Предлагает занять места в батискафе. Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Название, каких рыб вы запомнили? С какими обитателями встречались?

Слушают учителя-логопеда

 

 

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности.

Учитель-логопед предлагает детям показать свое настроение, оно похоже на веселую рыбку-клоуна или на недовольного ерша.

Дети отмечают значком свое настроение на плакате.


 

Латыпова Лилия Салаватбатыровна МАДОУ №1 «Сказка»

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.