Технологическая карта занятия на тему «Весна»
Технологическая карта
Тема: Весна
Цель: уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе с использованием элементов ТРИЗ.
Задачи:
Образовательная: умение составлять небольшие по объему предложения. Формировать умения оценивать ощущения, воздействующие на организм.
Коррекционная: учить подбирать признаки к слову «весна» и согласовывать существительные с прилагательными в роде числе и падеже, расширять словарь антонимов.
Воспитательная: воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим весной, эстетическое восприятие весеннего пейзажа.
Целевые ориентиры: активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммукативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, частично-поисковая.
Средства реализации: рисунки и фотографии весеннего пейзажа, сюжетные картинки, ИКТ.
№ п/п |
Этапы занятия |
Задачи |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
1
|
Организационно-мотивированный этап
|
Мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию |
Собрались все дети в круг, И друг другу улыбнёмся. |
Речь с движениями у парт |
2 |
Введение в тему занятия |
Научить детей самостоятельно формулировать тему занятия |
-Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? Давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я прочту. Светает рано по утрам. Проталины и тут и там. Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят, Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели, Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает? |
Дети договаривают хором: весна |
2 |
Мотивация |
Смотивировать детей на восприятие нового материала |
Мы отправляемся на встречу к весне. И сегодня мы увидим, как выглядит весна. Согласны со мной отправится к весне? |
Да
|
3 |
Артикуляционная гимнастика |
Развитие артикуляционного аппарата |
«История веселого язычка» Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко. От его лучиков звонко закапала капель Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков. Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку. Сел язычок на пенёк и огляделся. На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко. Язычок поспешил домой к маме. |
Дети открывают рот, облизывают губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую; цокают языком; звукоподражание; «лопатка», «грибок», «часики», рот открыть, медленно закрывают 5 раз. |
4 |
Актуализация опорных знаний |
Актуализация субъективного опыта детей об осени |
-Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне. Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко. -Назовите весенние месяцы |
Хлопают в ладоши |
5 |
Постановка цели урока |
Сформировать образовательную цель урока |
-Сегодня мы с вами будем говорить о весне, о ее признаках, составлять рассказы. После этого вы вставите признаки весны в Лэпбук. |
Слушают логопеда |
6 |
Изучение нового материала |
развивать умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением. |
Упражнение "Что перепутал художник?" -Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?
|
Слушают логопеда Весну Нет Весной не катаемся на санках, не лепим снеговика, не купаемся, не загараем |
7 |
Физкультминутка |
Сохранение здоровья ребенка, создание благоприятного психологического климата |
За окном сосулька тает, Ветер тучи рвет в клочки. Разжимает, разжимает вниз Клен тугие кулачки. Прислонился он к окошку А, едва растает снег, Мне зеленую ладошку Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки |
Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе. Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево; разжимают кулачки; рукопожатие. |
8 |
Осмысление и осознание изученного материала |
Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию |
Давайте вспомним, какая погода бывает весной? -Подбери определения к слову ВЕСНА (какая?)
|
Ранняя, красивая, тёплая, весёлая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, долгожданная. |
9 |
Применение новых знаний |
Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи. |
К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Посмотрите внимательно на картинку, на ней изображен весенний ветер. Что вы ощущаете от соприкосновения с ним. (дождь, грязь, сосулька, подснежник)
|
Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами. |
10 |
Закрепление новых знаний |
Обеспечить закрепление знаний детьми |
Игра «Скажи наоборот»
Тепло – холодно, пасмурный день – солнечный день, длинный день – короткий день, сухой – мокрый, ранняя осень – поздняя осень, листья вырастают – листья опадают, прилетают – улетают
|
Ответы детей
|
11 |
Итог |
Подвести итоги занятия. Выявить качественную оценку работы детей. |
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Назовите признаки весны, весенние месяцы.
Перед вами лежат лэпбуки, приклейте картинки с признаками весны. |
-о весне -Тает снег, бегут ручьи, набухают почки, прилетают птицы, солнце греет -Март, апрель, май Дети выбирают признаки весны и вклеивают в лэпбук. |
12 |
Рефлексия |
Инициировать рефлексию детей по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности |
Логопед предлагает детям показать свое настроение -Моё настроение похоже на: Солнышко или тучку. |
Дети выбирают для себя картинку, которая наиболее подходит к его настроению |
Муксинова Динара Хабирьяновна МАДОУ №1 «Сказка»