Технологическая карта урока

0
0
Материал опубликован 6 December

Министерство науки и образования Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



44.02.02 Преподавание в начальных классах



Технологическая карта пробного урока окружающий мир

МБОУ «СОШ № 8» г. Астрахани

Класс: 3 «В», Тема: «Одежда древних славян»





_________Студент: Ильяшева Э.А.

___________Учитель: Акаева Т.В.

__________Методист: Ванюшина Е.Е.

Оценка за урок:__________________







Астрахань, 2025





Тема

Одежда древних славян

Цель

Сформировать представление детей об одежде древних славян.

Задачи

1.Образовательные: познакомить учащихся с особенностями одежды древних славян, её материалами, стилем и значением в жизни людей того времени

Рассказать об основных видах одежды древних славян;


2.Развивающие: способствовать формированию психических познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, воображения, речи

Развивать навыки работы с информацией;

Стимулировать творческое мышление через создание моделей или рисунков одежды.

3. Воспитательные: воспитывать патриотизм,

поддерживать интерес к истории своего народа и формировать уважение к культурному наследию, традициям и обычаям народа.


Тип урока

Урок открытия нового знания

Учебное оборудование, материалы для учащихся

Учебник, раздаточный материал

Учебное оборудование и материалы для учителя

Конспект, презентация

Новые понятия и термины

Простоволосые, сорочка, простолюдины, кика, картуз, папаха

Дата проведения

27.02.2025











Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята, меня зовут Элина Абаевна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!


-Присаживайтесь

Здороваются с учителем




Слушают

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)


2. Актуализация знаний

-О чём вы говорили на прошлых уроках?


-Какие жилища вы запомнили?


Молодцы, вы хорошо помните названия жилищ, а теперь давайте проверим, как вы можете находить эти жилища по картинкам:
на слайде изображены картинки жилищ, давайте сопоставим названия и картинку. Поднимайте руку если знаете правильный ответ.


Все правильно, тему вы запомнили хорошо, значит можно двигаться дальше

-О жилищах древних славян

-Изба, землянка, полуземлянка, мазанка



Выполнение задания

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли)


Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков)


3. Переход к изучению новой темы

-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, давайте посмотрим на слайд.

-Что вы видите?

-А вся ли одежда одинаковая?

-А как вы это поняли?





Верно!

-Кто догадался, какая тема нашего урока?


-Тема урока: Одежда древних славян

-А какую цель мы можем поставить на наш урок?


-Цель урока: Познакомиться с особенностями одежды древних славян, её материалами, стилем и значением в жизни людей того времени.




-Одежду

-Нет

-На некоторых картинках современная одежда, а на других картинках старая одежда


-Одежда древних славян


-Узнать особенности одежды древних славян, её материалы и значение в жизни людей того времени.







Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли)


Регулятивные УУД

(умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков)


Познавательные УУД (ориентироваться в системе знаний)

4. Изучение новой темы

-Ребята, а вы знаете поговорку: «По одёжке встречают, по уму провожают»? Как вы думаете, о чем она?



Верно! Поговорка «По одёжке встречают, по уму провожают» говорит о том, что первое впечатление о человеке часто складывается на основе его внешнего вида, в частности, одежды. Люди склонны судить о других по тому, как они выглядят. Однако более глубокое и важное впечатление о человеке формируется на основе его ума, знаний и личных качеств. Это выражение пришло к нам из далёких-далёких времён. Тогда по одежде можно было определить, откуда пришёл человек, какого он роду-племени, из какой семьи происходит.

t1765019796aa.png

(На слайде картинки)

-Посмотрите, на какой картинке рубаха отца, а на какой рубаха матери

-Как вы это поняли?



Верно!

Откройте учебник на странице 66, посмотрите на картинку

-Что изображено?

-Прочитайте название рубахи под номером 1


-Прочитайте название рубахи под номером 2



-Чем отличаются данные рубахи?











-А чем схожи рубахи?




Рассказываем и показываем, как кроили и шили рубахи.

Какие ткани использовали при шитье, как эти ткани изготавливали.

Чем могли украсить одежду.


-Ребята, как вы думаете, а какой была самая распространенная обувь сельских жителей?

Верно! Давайте послушаем рассказ про обувь древних славян, слушаем внимательно, я буду задавать вопросыt1765019796ab.png


А теперь вопросы:

1.До какого века сохранились лапти?

2.Что такое лыко?


3.В каком веке появилась кожаная обувь?

4.Какая обувь была распространена в 10 веке?

Какую обувь носили зимой?


-Первое мнение о человеке складывается по его одежде, а потом узнают его поближе и провожают по уму














Ребята слушают










-Рубаха матери длинная, а рубаха отца короткая



-Рубахи

-Рабочая небеленая рубаха

-Праздничная вышитая нарядная рубаха

-Рабочая рубаха делалась из небелёного льна либо окрашивалась естественными природными красителями. 

Праздничная рубаха, как правило, делалась из выбеленного льна.


-И повседневная, и праздничная рубахи подпоясывались узким поясом или цветным шнуром








-Лапти


















-до 19

-кора молодых деревьев

-в 10

-башмаки и сапоги


Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли)


Познавательные УУД (перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

5.

Физкультминутка

Встаньте прямо, поднимите руки вверх, как будто надеваете длинный славянский кафтан. Потянитесь к небу и представьте, как ветер развивает вашу одежду.

Теперь сделаем пояс! Повернитесь влево и вправо, словно завязываете широкий пояс вокруг талии.

Представьте, что вы надеваете сапоги. Поднимите ноги поочередно, как будто ставите их в сапоги.

В конце наденьте венок или шапку. Протяните руки к голове и аккуратно прижмите воображаемый головной убор, как будто он украшен цветами и поверните голову влево и вправо.

Повторяют движения

Коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других)

6. Первичное закрепление

- Посмотрите на карточки, которые я вам раздала, что нам дано?

Посмотрите внимательно на какие две группы мы можем разделить эту обувь? По каким признакам это можно сделать?

К какой группе мы отнесем первую обувь? Почему?

Итак, ваше задание самостоятельно обвести красным цветом летнюю обувь и синим зимнюю обувь.
(Проверка по слайду)


-Рассмотрите старинные головные уборы на с.69.


-Как вы думаете кто такие простолюдины?






-Давайте попробуем определить, какие головные уборы носили богатые люди, а какие-простолюдины?

(Устно читают название под каждой цифрой и определяют кто носил этот головной убор)

А теперь, ребят, у меня для вас есть задание:

Один историк допустил много ошибок в тексте давайте поможем ему найти эти ошибки? Делать это задание будете в парах.


Раздается текст с ошибками.


В Древней Руси был большой праздник! Царь, чтобы всех удивить, надел на голову кику, украшенную драгоценными камнями. Его маленькая дочка, играя во дворе, повязала на голову боярскую шапку, чтобы быть как мама. Боярыня, чтобы защититься от солнца, вышла в сад в простом зимнем платке. Все незамужние девушки на празднике были в шапках Мономаха, чтобы все видели, какие они красивые и взрослые. Самый важный боярин нарядился в яркий венчик с лентами и цветами. Крестьянин, вернувшись с поля, сразу надел женскую шляпу, чтобы отдохнуть.


У вас 5 минут на выполнение, а затем будем обсуждать.



Разбор ошибок и пояснения (чтобы направлять обсуждение):

Кика для царя: Кику носили замужние женщины. Царь должен был надеть Шапку Мономаха или другую шапку, соответствующую его статусу.
Боярская шапка для маленькой девочки (играя во дворе): Боярская шапка – символ знатности и богатства, а не детская игрушка.
Зимний платок для защиты от солнца: Зимний платок – для тепла, а от солнца лучше подойдет шляпа или платок из легкой ткани.
Шапки Мономаха для незамужних девушек: Шапка Мономаха – символ царской власти. Незамужние девушки носили венчики.
Венчик для важного боярина: Венчик – головной убор девушек, боярин должен носить боярскую шапку.
Женская шляпа для крестьянина после работы: Женская шляпа – не типичный головной убор для крестьянина, тем более после тяжелой работы. Ему подошел бы простой колпак или шапка.


-А теперь ребята, мы с вами будем украшать своих жителей. Сейчас вы объединитесь в группу по 4 человека. У вас на столе лежат шаблоны людей и разная одежда. Ваша задача одеть нашего человека так, как одевались древние славяне. Будьте внимательны!


-Чтобы проверить правильно ли вы выполнили данную работу, я тоже подготовила своих жителей, если ваши жители будут похожи на моих, значит вы правильно выполнили свою работу. Даю вам 5 минут.

t1765019796ac.png

t1765019796ad.jpg


t1765019796ae.jpgt1765019796af.jpgt1765019796ag.jpg

t1765019796ah.jpg

t1765019796ai.jpg

t1765019796aj.jpg


-Обувь



-На летнюю и зимнюю


-К зимней, потому что она закрытая, длинная и теплая








-простой человек не принадлежащий к какому-либо (непривелигированному) сословию



Выполняют задание устно














































































Выполняют задание





























Познавательные УУД(перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий)


Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли)

7.Домашнее задание

Дом.задание: уч., стр.____ читать и пересказывать, отвечать на вопросы.

Р.Т., стр.____ №___




8. Подведение итогов и оценивание

-Ребята, давайте вспомним тему нашего урока


-Что мы с вами сегодня изучили на уроке?

Какие цели ставили на урок? Достигли мы их?





-Какие 2 вида рубах существовали?


-Какая обувь была распространена?

-Какие головные уборы вы запомнили?



-Давайте оценим нашу работу на уроке:

Рt1765019796ak.png аскрасьте рубаху в зеленый цвет, если вы активно работали на уроке и усвоили новые знания и раскрасьте рубаху в красный цвет – если вы на уроке работали недостаточно и тему не поняли









-Одежда древних славян

-Какая одежда была раньше, чем она отличалась, какая была обувь и головные уборы

-рабочая и праздничная

-лапти, башмаки и сапоги

-Ответы детей





Оценивают работу



Коммуникативные УУД (учувствовать в диалоге; слушать и понимать других)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.